Один из вопросов в фикхе, в котором у нас существует разногласие с современными псевдосалафитами, – это вопрос дозволенности протирания обычных носков.
Вопрос этот является крайне существенным, потому что от него напрямую зависит действительность или недействительность намаза.
Мы предлагаем читателям ознакомиться с фетвой шейха Мустафа аль-Буга, который сделал краткий разбор этого вопроса согласно 4 мазхабам.
Хуфф – это кожаные носки, которые укрывают стопы, включая щиколотки. Их использование по Шариату является дозволенным облегчением (рухса), независимо от пола и времени года, независимо от того, где находится тот, кто их надевает: в пути или дома, – и независимо от того, болен он или здоров. Обтирание кожаных носков заменяет мытьё ног в ритуальном омовении. Однако, если есть возможность, мытье ног предпочтительнее, так как это основа.
Доказательства того, что протирание кожаных носков (хуфф) допустимо.
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в своём своде хадисов "Аль-Муватта" со слов Мугиры ибн Шу'ба приводит, что однажды, во время газавата Табук, Пророк отошёл по нужде и Мугира, взяв воду, пошёл вслед за ним. Затем Пророк (ﷺ) приступил к омовению, и Мугира, стоя рядом, наливал ему воду. Пророк (ﷺ) омыл лицо, руки, совершил масх головы и хуфф. Когда Пророк (ﷺ) вернулся обратно, то присоединился к молящимся за Абдурахманом ибн Ауфом сподвижникам, разыАллаху анхум аджмаин.
Также передаётся от Джарира ибн Абдуллы, что однажды он справил малую нужду, затем совершил омовение и протер кожаные носки. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: "Я видел, как Посланник Аллаха (ﷺ) справил нужду, совершил малое омовение и обтёр свои кожаные носки".
Возникает вопрос: «Подходят ли обычные носки (джаврабайн) для протирания, подобно кожаным носкам (хуфф)?»
Обычные носки похожи на кожаные, однако они выше и сделаны не из кожи (а, к примеру, из шерсти).
Мнение ханафитов
Имам А'зам Абу Ханифа сказал, что обтирать носки дозволено только в том случае, если они обшиты кожей, так как иначе они не могут использоваться для продолжительной ходьбы.
А Абу Юсуф и Мухаммад (два его известнейших ученика) сказали, что их можно обтирать, если они толстые (плотные) и непрозрачные, и в качестве довода использовали хадис Мугиры ибн Шу'бы. Такие носки подобны хуффу, так как они годятся для продолжительной ходьбы и способны держаться на голени без помощи веревки.
В книге «Хидаят» отмечается, что впоследствии Абу Ханифа отказался от своего прежнего мнения и склонился к мнению своих двух учеников.
Ты видишь, что все учёные, несмотря на разногласия по поводу условий, в целом, разрешали обтирать носки. Слова каждого учёного указывают на то, что носки, которые мы носим в наши дни, не похожи на те, протирание которых является действительным. Поэтому у тех, кто разрешает их обтирать, нет никаких доказательств и оснований (помимо общности названия, однако это не является весомым доводом при вынесении шариатского заключения).
Мнение ханбалитов
По мнению ханбалитов, обтирание носков (или чулков) разрешено, если они соответствуют всем требованиям, предъявляемым к кожаным носкам, а именно:
- Носки должны быть такими толстыми (плотными), чтобы не было видно стопу. Тонкие носки не могут считаться укрывающими (сатир).
- Они должны позволять человеку свободно передвигаться, а также должны держаться на ноге самостоятельно и не спадать (не соскакивать) при ходьбе.
В качестве доказательства они (ханбалиты) приводят хадис от Мугиры, что Пророк совершал омовение (вуду) и протирал носки и обувь 3.
Также они утверждают, что все сподвижники протирали носки, и никто из них этого не отрицал, и в этом они были единодушны. Поскольку носки (или чулки) закрывают то место, которое необходимо омыть при омовении, их можно протирать, как и хуфф.
Мнение шафиитов
В отношении обычных носков их мнение схоже с точкой зрения ханбалитов. Однако шафииты считают, что носки должны не только закрывать ступню (включая щиколотки), но и препятствовать проникновению воды, потому что сподвижники носили именно такие носки.
Мнение маликитов
Если верхняя и нижняя (подошва) части обычных носков обшиты кожей, то допустимо протирать их, так как носок, обшитый таким образом, подобен хуффу.
islam-today