Аллах – Творец ваших действий

Аллах – Творец ваших действий

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

(материал из книги «Исламское вероучение, толкование акиды «Ан-Насафия».)  

اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ

 

«Аллах - Творец всякой вещи. Он, Единый, - Поручитель за каждую вещь и Покровитель, который руководит всем сущим по Своей мудрости».(сура «Аз-Зумар», аят 62).

Аллах Субхана ва Тааля есть Творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. Все они происходят по Его воле, желанию, решению (хукм), установлению (кадийаъ) и предопределению (такдир).

Установление - «قضیيته» - Его предустановление.

Предопределение - «تقدیره» - то есть определение границ, пределов, уделов, количества созданий.

Джабриты утверждают, что раб совершает деяния по принуждению. То есть он невольно встает, садится, ходит, совершает поклонение и другие действия, он не имеет никакого участия (выбора) при создании и осуществлении этих деяний. Все деяния человека связаны с волей Аллаха Роббиль иззат. В качестве довода они приводят аяты, которые указывают на то, что человек ни на что не способен без воли и предустановления Всевышнего.

 

هُوَ الَّذِي يُصَوِّرُكُمْ فِي الأَرْحَامِ كَيْفَ يَشَاء لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

 

«Он - Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». (сура «Аль-Имрон», аят 6).

 

وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاء وَيَخْتَارُ مَا كَانَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ سُبْحَانَ اللَّهِ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُون

 

Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! (сура «Аль-Косос», аят 68).

أَفَرَأَيْتُم مَّا تَحْرُثُونَ ۝ أَأَنتُمْ تَزْرَعُونَهُ أَمْ نَحْنُ الزَّارِعُونَ   

«Видели ли вы семена, которые вы сеете в землю? Это вы заставляете их прорастать или Мы одни заставляем их пустить ростки?» (сура «Аль-Вакия», аяты 63-64).

Идея о принуждении ведет к отмене всех обязанностей, предписанных шариатом, поскольку принуждение и предписание обязанностей противоречат друг другу. На того, кто невольно совершает какие-либо деяния, не может быть наложена обязанность совершать нечто противоположное, поскольку наложение этих обязанностей было бы абсурдом. Если кто-либо утверждает, что Аллах Субхана ва Тааля заставляет человека совершать какие-либо деяния, то он обязан признать, что нет разницы между тем, кто например, дрожит (ощущает озноб) и тем, кто совершает действия осознанно. На самом же деле мы имеем обратное. Перед совершением деяния у человека появляется намерение, а затем решимость.

Муътазилиты по этому поводу заявляют, что человек сам является творцом своих деяний. Они были вынуждены сделать такое заявление, чтобы избежать отнесения зла Аллаху Табарока ва Тааля, ведь их убеждения построены на постулате о том, что Аллах азза ва Джаля обязан творить для своих рабов лучшие деяния.

К выводам в своих убеждениях они опираются на следующие доводы.

1. Если бы Аллах Роббиль иззат  был творцом человеческих деяний, то Он не мог бы налагать на них обязанности.

2. Если бы Аллах Субхана ва Тааля творил человеческие деяния, то к Нему относились бы такие атрибуты, как стояние, сидение, принятие пищи, питье, прелюбодеяние, воровство и так далее.

 

وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي وَتُبْرِىءُ الأَكْمَهَ وَالأَبْرَصَ

 

«И вот ты сделал из глины образ птицы и, с Моего дозволения и благодаря Моей мощи, вдохнул в нее жизнь». (сура «Аль-Маъда», аят 110).

 

3. Создание птиц Пророком Иса аляйхи ва салям  является доводом в пользу того, что человек сам творит свои деяния.

 

ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

 

«Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (сура «Аль-Муъмин», аят 14).

Ученые ахли ас-сунна вал-джамаъа считают, что все деяния, которые вершатся во Вселенной, делятся на два вида.

1. Деяния, к созданию которых человек не имеет никакого отношения. Для этих деяний нет понятия принуждение или воля. К таким деяниям относятся: дожди, движение небесных тел, рост растений, сон, болезнь, бедность, здоровье, дрожь (непроизвольное сокращение мышц), биение сердца, работа пищеварительного тракта, смышленость, проницательность, глупость и так далее.

Эти деяния не входят в предмет спора, поскольку они создаются Аллахом азза ва Джаля помимо человеческой воли, они относятся к понятию «предустановление и предопределение с его добром и злом».

2. Деяния, при создании которых проявляется человеческая воля, например: прием пищи, употребление воды, вставание, сидение, ходьба, заработок пропитания, деяния, вмененные в обязанность человеку. По своей сущности эти деяния являются созданиями Аллаха Субхана ва Тааля, а по своим качествам – нет.

Что касается сущности деяний, то именно Аллах Роббиль иззат создал у человека предрасположенность к этим деяниям, именно Он создал разум, указывающий на их необходимость, именно Он даровал человеку могущество и силы для совершения этих деяний. Кроме того, Аллах Табарока ва Тааля создал все материальные и духовные элементы этих деяний. Но нужно отметить, что Аллах азза ва Джаля творит человеческие деяния только после того, как человек намерился и обрел решимость совершить задуманное деяние.

Что же касается характеристики того или иного деяния, например, будет ли оно праведным или греховным, добром или злом, то это уже связано с волей человека.

Предрасположенность и подготовленность, которыми наделил Аллах Роббиль иззат человека, позволяют ему вершить и благие, и дурные деяния, и выбор стоит именно за ним.

 

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

 

«Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее. Каждой душе - то, что она приобрела: награда за добро и наказание за зло». (сура «Аль-Бакара», аят 286).

Итак, этот вид деяний имеет двоякое происхождение, он создается Аллахом Субхана ва Тааля, но выбор стоит за человеком. Доводы в пользу того, что Аллах азза ва Джаля создает человеческие деяния.

Если бы человек был творцом своих деяний, то ему были бы известны о них все подробности и мелочи, на самом же деле он об этом не ведает. Например, идущий пешком: ему неведомо количество шагов, остановок, сила движения, скорость, он даже может не осознавать движения мышц, органов, того, на какую высоту его ноги поднимаются и опускаются. Истинный Творец знает все эти подробности.

Аллах Табарока ва Тааля говорит в Досточтимом Коране:

 

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете (или Аллах сотворил вас, и сами вы ничего не делаете; или Аллах сотворил вас. Что же вы делаете?)». (сура «Ас-Саффат», аят 96).

 

 

اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ

 

«Аллах - Творец всякой вещи. Он, Единый, - Поручитель за каждую вещь и Покровитель, который руководит всем сущим по Своей мудрости».(сура «Аз-Зумар», аят 62).

أَفَمَن يَخْلُقُ كَمَن لاَّ يَخْلُقُ أَفَلا تَذَكَّرُونَ

 

«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» (сура «Ан-Намль», аят 17).

1. Следует отличать понятие «творить действие» и «совершать (осуществлять) действие». То, что деяния созданы, еще не говорит о том, что Аллах Роббиль иззат вынудил человека их совершить, осуществить. Аллах Субхана ва Тааля создает деяния только после того, как человек обретет решимость и приступит к тому или иному действию.

2. Действие приписывается тому, кто его совершает, а не Тому, Кто его создает. Например, известно, что Аллах азза ва Джаля создал белое и черное, а также другие акциденции тел, но это не дает нам права сказать, что Аллах Табарока ва Тааля белый, черный, движущийся и так далее. Точно так же, если Аллах Роббиль иззат создал в человеке силу, позволяющую совершить прелюбодеяние, и человек, воспользовавшись ей, совершил этот грех, мы не можем сказать, что Аллаха Субхана ва Тааля совершил прелюбодеяние.

3. Что же касается аятов, на которые ссылаются муътазилиты, то слово «الخلق» («создание») несет в себе смысл «التقدير» («ваять, определять размер»), то есть «ты ваял глиняных птиц» и «Аллах Субхана ва Тааля лучший из ваятелей». Если кто-либо измерил кусочек кожи, чтобы отрезать от него часть, то в арабском языке говорят «я ваял кожу», используя глагол «خلق».

 

Предустановление и предопределение

Слово «предустановление» (االقضاء) имеет несколько значений:

 

فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ فِي يَوْمَيْنِ وَأَوْحَى فِي كُلِّ سَمَاء أَمْرَهَا وَزَيَّنَّا السَّمَاء الدُّنْيَا بِمَصَابِيحَ وَحِفْظًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ 

«Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его. Таково предопределение Могущественного, Знающего». (сура «Фуссилат», аят 12).

 

قَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ

 

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него…» (сура «Аль-Исро», аят 23).

 

وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا

«Мы предопределили сынам Исроила: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». (сура «Аль-Исро», аят ).

Слово «предопределение» также имеет несколько значений:

 

وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ مِن فَوْقِهَا وَبَارَكَ فِيهَا وَقَدَّرَ فِيهَا أَقْوَاتَهَا

 

«Аллах создал прочно стоящие горы на земле, чтобы она не колебалась. Он благословил землю и создал на ней много благ и пользы, и, по Своей Мудрости, распределил на ней наделы для существования ее обитателей». (сура «Фусилат», аят 10).

 

Распределил, соразмерил.

 

نَحْنُ قَدَّرْنَا بَيْنَكُمُ الْمَوْتَ وَمَا نَحْنُ بِمَسْبُوقِينَ ۝  عَلَى أَن نُّبَدِّلَ أَمْثَالَكُمْ وَنُنشِئَكُمْ فِي مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Мы предопределили вам смерть и установили для вашей смерти определенный срок. Мы можем изменить ваши облики и вновь создать вас в непривычном для вас образе». (сура «Аль-Вакия», аят 60-61).

 

Обязывает. Делает обязательным.

 

فَأَنجَيْنَاهُ وَأَهْلَهُ إِلَّا امْرَأَتَهُ قَدَّرْنَاهَا مِنَ الْغَابِرِينَ

 

«Мы спасли от наказания, которому подвергли этот народ, Лута, всю его семью, кроме его жены, которой Мы предопределили остаться и погибнуть вместе с нечестивцами». (сура «Ан-Намль», аят 57).

 

Оповещать, разъяснять.

Но кроме упомянутых значений слово «предустановление» несет значение «извечное знание Аллаха Субхана ва Тааля о событиях, которые должны произойти». А слово «предопределение» несет значение «осуществление упомянутых событий согласно Своему извечному знанию». Это относится и к тем деяниям созданий, которые они совершают по своей воле. Мы обязаны верить и в предустановление, и в предопределение. То есть мы обязаны верить в то, что Аллаху Роббиль иззат известны все деяния, которые совершат Его создания, и вся информация, связанная с ними. И, соответственно, мы обязаны верить, что Аллах Табарока ва Тааля осуществляет эти события, деяния, согласно Своему извечному знанию. И предустановление, и предопределение не являются принуждением Аллаха азза ва Джаля по отношению к Своим рабам в совершении каких-либо деяний или отказе от них.

 

По этому поводу имам Ан-Навави в своем комментарии к сборнику Муслима пишет: «Ал-Хаттаби сказал: «Большинство людей считает, что предустановлением и предопределением Аллах Субхана ва Тааля обязывает, принуждает людей к совершению тех или иных деяний, на самом же деле все не так, как им представляется. Это всего лишь информация о том, что знание Аллаха Роббиль иззат предшествует деяниям людей, и Он осуществляет события согласно этому знанию».

 

Ибн Хаджар ал-Аскаляни, комментируя хадис Ибн Умара о вере, дает следующее определение «предустановлению»: «Предустановление – это знание Аллаха азза ва Джаля о состоянии вещей, что же касается предопределения, то это осуществление событий согласно знанию».

 

Некоторые могут задать вопрос: знание Аллаха Табарока ва Тааля о событиях вынуждает эти события происходить, из этого следует, что события происходят помимо желания людей и их воли?

На это можно ответить: мы верим, что Аллах Роббиль иззат Создатель, Он вершит то, что желает, в том плане, что Он создает средства и инструменты деяний. Что же касается совершения деяний, то это связано с человеческой волей. Именно поэтому мы говорим, что создание действия в человеке начинается только после того, как он сделает свой выбор, когда в нем появится решимость. Действие происходит неотвратимо, но Аллах Субхана ва Тааля не принуждает человека его совершать.

 

 Доказательством этого служат следующие аяты.

 

 

فَأَمَّا مَن أَعْطَى وَاتَّقَى ۝ وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى ۝  فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى ۝  وَأَمَّا مَن بَخِلَ وَاسْتَغْنَى ۝  وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَى ۝ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَى

 

«Того, кто расходовал на пути Аллаха, был богобоязнен»,

«удерживался от запрещенного Аллахом и с искренним убеждением уверовал в Него»,

«Аллах направит по пути добра, что приведет его к благоденствию и спокойствию».
«А того, кто воздерживался, скупясь расходовать из своего имущества на пути Аллаха»,

«и полагал, опираясь на свое богатство, что он не нуждается в том, что у Аллаха, и не уверовал»,

«Мы направим к тому, что приведет его к тягостному и вечному несчастью». (сура «Аль-Ляйл», аяты 5-10).

 

 

ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ ۝  الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ

«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных»,

«Которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили». (сура «Аль-Бакара», аят 2-3).

 

 

لَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ أُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

 

«Которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке». (сура «Аль-Бакара», аят 27).

 

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ يَهْدِيهِمْ رَبُّهُمْ بِإِيمَانِهِمْ تَجْرِي مِن تَحْتِهِمُ الأَنْهَارُ فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ 

 

«Поистине, тех, которые истинно уверовали и творили благие деяния в этой жизни, Аллах поведет по прямому пути в воздаяние за их веру, а в Судный день введет их в райские сады, в которых текут реки, где будут они вечно пребывать и наслаждаться». (сура «Юнус», аят 9).

 

يَهْدِي بِهِ اللّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلاَمِ وَيُخْرِجُهُم مِّنِ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِهِ وَيَهْدِيهِمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

 

«Которым Аллах ведет тех, кто следует Его благоволению, к пути спасения из мрака неверия и заблуждения; и выводит их Своей волей к Свету веры, и ведет их праведным путем истины». (сура «Аль-Маъида», аят 16).

 

وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْواهُمْ


«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность».
(сура «Мухаммад», аят 17).

Аяты констатирующие о «Воле» и «Желании».

 

وَلَوْ شَاء اللّهُ مَا أَشْرَكُواْ وَمَا جَعَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا وَمَا أَنتَ عَلَيْهِم بِوَكِيلٍ 

«Если бы Аллах пожелал, Он бы Своей мощью и силой заставил их поклоняться Ему одному, но Он оставил им это дело, чтобы они сами выбрали свой путь. Мы не назначали тебя ни хранителем, ни надсмотрщиком над ними, над их деяниями, ни поручителем за них, который улаживает их дела». (сура «Аль-Аънам», аят 107).

 

Здесь имеется в виду, что если бы Аллах Роббиль иззат пожелал, то никому не оставил бы права выбора и всех сделал бы верующими и праведными, однако Он пожелал предоставить человеку свободу выбора.

 

وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

 

Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет воли Аллаха. Ведь Он - Знающий, ведает все ваши дела и мудрый во всем, что Он желает и выбирает. (сура «Аль-Инсан», аят 30).

Здесь сказано, что «воля» и «желание», которые вы имеете, дарованы вам по Воле Аллаха Табарока ва Тааля, никто не в силах принудить Его наделить вас этими атрибутами.

مَن يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِ وَمَن يُضْلِلْ فَلَن تَجِدَ لَهُ وَلِيًّا مُّرْشِدًا

 

«Тот, кому Аллах поможет постигнуть это знамение, пойдет по прямому пути, а тот, кого Он введет в заблуждение, никогда не найдет покровителя».

Аллах азза ва Джаля создает либо первое, либо второе, но все это только после того, как человек сделает выбор и проявит свою решимость.

 

وَلَوْ شَاء رَبُّكَ لآمَنَ مَن فِي الأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُواْ مُؤْمِنِينَ

 

«Если бы Аллах пожелал, уверовали бы все, кто живет на земле. Поэтому не печалься из-за неверия многобожников. Ведь никто не уверует вопреки своему желанию, и ты не сможешь вынудить людей верить в Истину и поклоняться Аллаху. И тебе не надлежит заставить их верить; чтобы ты ни делал, они останутся неверными». (сура «Юнус», 99).

В этом аяте речь идет о том, что если бы Аллах Субхана ва Тааля пожелал, то вообще не предоставил бы людям свободы выбора, а сделал бы всех верующими, следующими истинным путем. Он мог вообще не предоставить им возможности выбора того места, куда они стремятся. Однако Его Воля такова, что Он пожелал испытать людей, Он даровал им разум и, предоставив волю, дал возможность избрать один из двух путей. Поэтому тех, кто предпочел средства, вводящие в заблуждение, Он вводит в заблуждение, а тех, кто предпочел средства, ведущие к праведному пути, только Он мог наставить на Истину. В противном случае предыдущие аяты противоречили бы следующим, например:

 

سَأَصْرِفُ عَنْ آيَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي الأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَإِن يَرَوْاْ كُلَّ آيَةٍ لاَّ يُؤْمِنُواْ بِهَا وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الرُّشْدِ لاَ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الْغَيِّ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَكَانُواْ عَنْهَا غَافِلِينَ

 

«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют праведный путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это - потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими». (сура «Аль-Аъроф», аят 146).

 

وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ إِنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

 

«Аллах милосерден к Своим рабам. Он не ввергнет в заблуждение народ и не будет сбивать его с прямого пути истины после того, как Он наставил на него, и Он не накажет их, пока не пошлет им через Своего Посланника Откровение, разъясняя, чего не следует делать и чего надо остерегаться. Поистине, Аллах о всякой вещи сведущ!» (сура «Ат-Тавба», аят 115).

 

Праведные и греховные деяния.

Его рабам принадлежат добровольные (ихтийарийя) действия (то есть свобода выбора в них), за которые они вознаграждаются и наказываются. Хорошие из них происходят с довольством Всевышнего, а скверные из них – Его недовольством .

 

Мы установили, что деяния людей являются добровольными, они созданы Аллахом Роббиль иззат, но избраны и приобретены человеком. Кроме того, деяния являются объектом наложения обязанностей, именно поэтому человек получает либо награду, либо наказание. О добровольности человеческих деяний в Коране сказано:

 

وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ

 

 

«Скажи (о Посланник!), что то, что тебе ниспослано - Истина, которая исходит от вашего Господа. Тот, кто пожелает, уверует в Него, а тот, кто не желает, не уверует и навредит только себе». (сура «Аль-Кахф», аят 29).

 

Что же касается воздаяния за деяния, то в Коране сказано:

 

فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاء بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

 

 

«И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему». (сура «Ас-Сажда», аят 17).

 

Аллах Табарока ва Тааля же доволен праведными деяниями людей, которые соответствуют Его повелениям, и гневается на плохие деяния, которые Он запретил им.

 

Способность совершать деяния

Способность (истатааъ) есть вместе с действием, и она суть силы (возможности), действий) и органов. 

Правильность возложения обязанностей на человека (таклиф) основывается на этой способности.

Муътазилиты высказались в пользу того, что сила, необходимая для совершения деяния, должна предшествовать возникновению деяния. То есть необходимое могущество должно быть в наличии до деяния, в противном случае обязанность была бы наложена на немощного, а это неверно. Тот, на кого наложена обязанность исполнять молитву, должен обладать соответствующей силой во время предписания данной обязанности, ведь наложение обязанности предшествует действию.  

Большинство же ученых считает, что сила должна присутствовать в момент совершения действия, поэтому, когда человек желает совершить добро, Аллах азза ва Джаля создает в нем силу для совершения добра, а когда намеревается совершить зло, Аллах Субхана ва Тааля создает в нем силу для совершения зла.

Сила представляет собой акциденцию, а акциденция должна совпадать с деянием во времени, а не предшествовать ему, ведь акциденция не может существовать в двух временах. Если сила появилась до деяния, то в момент совершения деяния ее быть не должно, а это неверно.

Муътазилитам можно ответить следующее:

Способность имеет два смысла:

1. То, благодаря чему появляются вещи. Поэтому она должна существовать одновременно с действием, и это то, о чем мы говорили;

2. Способностью называется наличие и нормальное состояние инструментов, средств и органов, то есть если у кого-либо упомянутые три категории имеются в благополучии, то можно сказать, что у него есть способность.

Правильность возложения основана на втором значении способности, которая действительно предшествует действию.

 

Предписанность соблюдения невозможного.

На человека не возлагается то, что он не может сделать.

Ученые единогласны в том, что Аллах азза ва Джаля не возлагает на человека невозможное, например, не обязывает человека объединить противоположности или создать животных. Шариат не обязал людей совершать то, что они не в состоянии сделать.

В Коране по этому поводу сказано:

 

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

 

«Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее. Каждой душе - то, что она приобрела: награда за добро и наказание за зло». (сура «Аль-Бакара», аят 286).

Однако ученые разошлись во мнении относительно допустимости, с точки зрения разума, возложения Аллахом Субхана ва Тааля на человека того, что он не в состоянии сделать.

Муътазилиты высказались в пользу того, что это недопустимо. Они сказали: «Аллаху Роббиль иззат, с точки зрения разума, не приличествует возложение на человека того, что он не в состоянии совершить. Ведь возложение непосильного, является забавой, поскольку Он знает, что человек не в состоянии это выполнить».

Ашаъриты высказались в пользу того, что это допустимо. Они сказали: «Для Аллаха Табарока ва Тааля нет понятия «не приличествует». Он имеет право возложить на человека то, что он не в состоянии сделать, однако не делает этого по Своей Милости и Мудрости».

Муътазилитам они ответили следующее: «Аллах азза ва Джаля может сделать это для того, чтобы посмотреть, приступит ли человек к исполнению возложенного деяния, будет ли у него решимость, которой достаточно для этого испытания».

 

Какого-либо воздействия причины в творении нет

То, что чувствует от боли тот, кого ударили, после удара какого-то человека, или от разбитости в стекле после разбивания (его) кем-либо, и тому подобное все это создано Аллахом Всевышним. У Его рабов нет в этом участия.

Является ли нечто влияющее причиной действия, если это действие происходит посредством этого нечто, или же влияющим является Аллах Роббиль иззат?

Муътазилиты склонились к теории порождения действия (тавлид). Они сказали: «Когда человек поворачивает ключ в замке, то человек является создателем движений руки, которые в свою очередь порождают движение ключа, которое и осуществляет открытие замка. Аллах Табарока ва Тааля же не принимает никакого участия в этом творении». Точно так же, если один человек ударил другого. Удар, который произвел человек, порождает возникновение боли в том, кого ударили. То же самое происходит и с разбитым (стеклом), каждое следствие имеет свою причину.

Последователи истины  по этому поводу заявляют, что и удар, и боль, и раскалывание – все это является созданиями Аллаха азза ва Джаля , а не человека. Ведь Аллах Субхана ва Тааля создает следствия при причинах, а не благодаря им.

 

Срок, отпущенный для жизни, один.

Человек оставляет этот мир в свой назначенный срок. Смерть, происходящая с людьми, есть создание Аллаха Всевышнего. У человека нет участия вместе с Аллахом Роббиль иззат в этом в виде создания и приобретения. Срок (отпущенный для жизни) – один.

В свой срок - «بأجلھ» - установленная дата смерти.

Последователи истины высказались в пользу того, что смерть одна, она не приходит раньше и не запаздывает, а причина смерти в данном вопросе никакого значения не имеет.

Человек умирает в строго определенный срок, установленный для него. Даже если бы не было убийцы, его смерть в указанный срок была бы допустимой. Ведь создатель смерти этого человека – Аллах Табарока ва Тааля, а не убийца. В доказательство своей позиции эти ученые привели следующие священные аяты Досточтимого Корана:

 

وَلَوْ يُؤَاخِذُ اللّهُ النَّاسَ بِظُلْمِهِم مَّا تَرَكَ عَلَيْهَا مِن دَآبَّةٍ وَلَكِن يُؤَخِّرُهُمْ إلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَإِذَا جَاء أَجَلُهُمْ لاَ يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلاَ يَسْتَقْدِمُونَ

 

«Если бы Аллах сразу наказывал людей за их бесчестия и злодеяния, то не оставил бы Он ни одного живого существа на земле. Но Он Терпелив и Мудр, и дает им отсрочку до определенного времени, до их смерти. Когда же подойдет их срок, они не смогут ни на час (ни на миг) отсрочить или приблизить его». (сура «Ан-Намль», аят 61).

 

وَلَن يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاء أَجَلُهَا وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

 

Но Аллах никогда не отсрочит человеку время смерти, если настал его смертный час. Аллах знает все ваши деяния и воздаст вам за них! (сура «Аль-Мунафикун», аят 11)

 

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا وَالَّتِي لَمْ تَمُتْ فِي مَنَامِهَا فَيُمْسِكُ الَّتِي قَضَى عَلَيْهَا الْمَوْتَ وَيُرْسِلُ الْأُخْرَى إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

 

«Аллах приемлет души людей в миг смерти и приемлет души людей, когда они спят. Он удерживает у Себя те души, которым предназначено умереть, и не возвращает их в тела, а отправляет души в тела тех людей, которым не предназначено пока умереть, и они встают после сна до определенного им срока. В этом - явные знамения для людей, обладающих разумом!» (сура «Аз-Зумар», аят 42)

Что же касается Ал-Каъби одного из муътазилитов, то он считал, что у убитого два срока смерти. Первый – момент убийства, второй – сама смерть. По его мнению, если бы убийца не оборвал жизнь человека, то он прожил бы до второго срока. В данном случае создателем смерти является убийца, поскольку смерть происходит по его воле.

В доказательство своей позиции он приводит священные тексты, в которых говорится о том, что некоторые благодеяния удлиняют жизненный срок, например в Коране сказано:

 

قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ ۝ أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِ ۝  يَغْفِرْ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرْكُمْ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى إِنَّ أَجَلَ اللَّهِ إِذَا جَاء لَا يُؤَخَّرُ لَوْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

Нух сказал: «О народ мой! Поистине, я для вас - увещеватель, разъясняющий вам Послание вашего Господа понятным вам языком. Повинуйтесь Аллаху, будьте покорными Ему, выполняя Его предписания, бойтесь Его, отказываясь от того, что Он запретил вам и повинуйтесь мне, следуя моему наставлению. Тогда Аллах простит вам грехи, продлит вам жизнь до определенного срока, который Он сделал пределом вашей жизни. Поистине, когда придет смерть, то она никогда не будет отсрочена. Если бы вы знали, какое сожаление охватит вас, когда настанет ваш смертный час, вы уверовали бы!»(сура «Нух», аят 2 - 4).

А в сунне сказано: «Кто желает, чтобы ему расширили его удел (пропитание) и продлили срок жизни, пусть поддерживает связь со своими родственниками».  Все это указывает на то, что у человека два срока смерти, в противном случае речи об увеличении и сокращении не могло и быть.

Кроме этого, свою точку зрения он подкрепляет следующими рассуждениями:

если бы убийца не обрывал жизнь убитого, то он не заслуживал бы наказания и не был бы обязан выплачивать возмещение, ведь человек, по сути, умер своей смертью. А поскольку для убийцы предусмотрено и наказание, и возмещение, то это указывает на то, что убитый умер раньше положенного срока.

Увеличение срока жизни несет в себе три значения.

1. Первым является переносное или аллегорическое, которое подразумевает благословение Всевышнего (بركة), когда за короткий срок человек совершает деяния, которые другие совершают очень продолжительное время. Например, некоторые за пятьдесят лет своей жизни совершают столько деяний, сколько другие способны совершить только за сто лет.

2. Аллах азза ва Джаля действительно может определить срок жизни того или иного человека в сорок лет, но зная, что он будет поддерживать родственные связи и помогать нуждающимся, продлить срок его жизни, например, до шестидесяти лет. Именно об этом в Коране сказано:

 

يَمْحُو اللّهُ مَا يَشَاء وَيُثْبِتُ وَعِندَهُ أُمُّ الْكِتَابِ

 

«Аллах отменяет то, что пожелает из религиозных законов и знамений, и заменяет их другими, которые утверждает. У Него неизменная основа всех религий - Небесная хранимая скрижаль, опирающаяся на единобожие и свод добродетелей».

После смерти этого человека о нем долгое время будет сохраняться хорошая память, как будто он еще жив.

Что же касается наказания и возмещения за убийство, то они назначаются не по причине того, что убийца создал смерть и оборвал жизнь убитого, а потому, что совершил запретное деяние. Мы верим, что создатель смерти в акте убийства Аллах азза ва Джаля, смерть не является следствием действий убийцы. Аллах Субхана ва Тааля в Коране по этому поводу сказал:

 

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

 

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий». (сура «Аль-Мульк», аят 2).

 

Является ли пропитанием, запрещенное.

Запрещенное (харам) является (тоже) пропитанием (средством к существованию). Каждый сполна получает свое пропитание, разрешенное (халал) или запрещенное (харам). Не представляется (возможным), что какой-либо человек не съест свое пропитание или что его пропитание съест другой человек.

Запрещенное - «الحرم» - то, что приобретено вопреки шариату, например, взятка, воровство, и насилие.

Пропитание - «رزق» - то, что дарует Аллах Роббиль иззат живым существам, и они потребляют это.

Муътазилиты заявляют, что запретное не является пропитанием. Свою позицию они объясняют следующим образом: во-первых, пропитание – это имущество, которое потребляет владелец, что же касается запретного, то оно не является имуществом, а следовательно не является пропитанием. Во-вторых, пропитание – это то, чем не запрещается пользоваться, а поскольку запретным пользоваться нельзя, то оно не является пропитанием.

1. Пропитание выделяет Аллах Роббиль иззат, и нет другого, от кого исходила бы эта милость, кроме Него. Запретное же противно и не может быть пропитанием, и тем более не может исходить от Аллаха Табарока ва Тааля.

2. За потребление запретного люди заслуживают порицания и наказания. Пропитание же исходит от Аллаха азза ва Джаля , и если бы запретное было пропитанием, то потребивший его не заслуживал бы наказания и порицания, поскольку оно исходит от Аллаха Субхана ва Тааля.

В отличие от муътазилитов, последователи истины считают, что пропитание может быть дозволенным и запретным, поскольку пропитание – это то, что Аллах Роббиль иззат дарует живому организму, а тот его потребляет. По поводу муътазилитских комментариев они сказали, что, во-первых, если бы было верно, что пропитание – это имущество, то животные не получали бы его, поскольку они не могут владеть имуществом, а то, что они едят, не называлось бы пропитанием. На самом же деле животные получают свое пропитание. Во-вторых, если человек всю жизнь поедал запретное, то в итоге получается, что Аллах Табарока ва Тааля вообще не даровал ему пропитания, что является неверным.

В Коране по этому поводу сказано:

 

أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ 

 

«Для тех, которых занимала только жизнь близкая, нет в будущей жизни ничего, кроме мучения в огне, а поскольку они не приготовили ничего для будущей жизни и не делали ничего для вечного блаженства, их усилия и деяния в этой жизни будут тщетными». (сура «Худ», аят 16).

И животные, и те, кто всю жизнь живет, поедая запретное, входят в число живых существ, упомянутых в аяте.

Действие чего-либо не является противным в отношении Аллаха азза ва Джаля, потому что Он действует согласно Своему выбору и воле. Понятия «благое» и «противное» сопряжены с действием, а не Творцом. Поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы отнести к Нему пропитание запретным.

Потребляющий запретное заслуживает порицания и наказания не потому, что пропитание запретно, а потому, что он сделал неверный выбор.

 

Верный путь и заблуждение

Аллах Всевышний сбивает (с истинного пути), кого пожелает, и ведет (по праведному пути), кого пожелает.

Сбивает - «يضل» - создает заблуждение.

Ведет (по праведному пути) - «يهدي» - создает способность познать Истину.

 

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُورًا نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

 

«Как Мы ниспослали Откровения Посланникам, которые были до тебя, о Посланник, так Мы ниспослали тебе в Откровении этот Коран, оживляющий по Нашему велению сердца. А до того, как Мы ниспослали тебе Откровение, ты не знал, что такое Коран, и не знал канонов веры, но Мы сделали Коран Великим Светом, который наставляет того, кто избрал праведный путь к Истине. И, поистине, ты этим Кораном призываешь к истинному пути». (сура «Аш-Шура», аят 52).

 

إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

 

«Ты, о Посланник, стараешься вести свой народ праведным путем, но ты не сможешь ввести в ислам всех, кого любишь. Только Аллах ведет к праведному пути тех, сердца которых склонны к вере и к истинному пути, о чем Всевышний знает. Поистине, Аллах - Всеведущий, знает, кто войдет в число смиренных уверовавших!» (сура «Аль-Косос», аят 56).

Аллах азза ва Джаля создает в человеке заблуждение, после того как он избирает средства, ведущие к заблуждению, и создает в человекестремление кистинному пути, после того как он избирает средства, ведущие к праведному пути.

Муътазилиты считают, что Аллах Субхана ва Тааля наставляет на праведный путь, кого пожелает, только в первом значении, поскольку, по их мнению, человек сам творит свои деяния.

Такое мнение неприемлемо. Во-первых, таким образом, на истинный путь становятся только неверные, что же касается верующих, то нет необходимости привязывать его к Воле Господа миров. Во-вторых, есть священные тексты, опровергающие это мнение, например, Аллах Роббиль иззат в Коране сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь». Но как известно Пророк Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям обращался к Аллаху Табарока ва Тааля с мольбой: «О Аллах наставь на праведный путь мой народ». Если бы Истина заключалась бы только в разъяснении праведного пути, то не было бы необходимости обращаться с мольбами к Аллаху азза ва Джаля.

Заблуждение и Истина привязаны к Воле Всевышнего, поскольку Он вершит то, что пожелает. Поэтому если бы Он не пожелал создать праведный путь и заблуждение, то их не было бы в человеке, точно так же и с остальными вещами, они все происходят по Его воле, а не по принуждению и не по забывчивости и так далее.

 

Совершение наиболее пригодного для человека.

То, что более пригодно для людей, не является обязательным для Аллаха Всевышнего.

 

Последователи истины считают, что для Аллаха Субхана ва Тааля ничто не обязательно, поскольку «обязанность» является (юридической) нормой, которая устанавливается только на основе закона. Аллах Роббиль иззат же свободен от всех законов и юридических норм, поскольку над Ним нет властителя, следовательно, для него ничто не обязательно. Если бы для него что-либо было обязательным, то при оставлении этого Он заслуживал бы порицания, что свидетельствовало бы в пользу недостатка сущности Творца Вселенной, дополняемого деянием, а это абсурдно.

 

Муътазилиты же высказались в пользу того, что Аллах Табарока ва Тааля обязан быть милостивым, награждать людей за подчинение и наказывать за грехи, до покаяния. Кроме этого, по их мнению, Он обязан вершить для Своих рабов лучшее (более пригодное) при жизни, и не должен делать то, что разум считает противным.

 

Свою точку зрения они подкрепили рассуждениями о том, что оставление лучшего есть скупость и глупость, а это невозможно для Аллаха азза ва Джаля.

На этот довод можно возразить следующим образом: если бы это было так, то Аллах Субхана ва Тааля не создавал бы бедных неверных, которые мучаются при жизни и будут мучиться после смерти. Его благие деяния для Своих рабов не были бы милостью, поскольку Он делал бы то, что обязан. В этом случае милость Аллаха Роббиль иззат в отношении Пророка Мухаммада соллаллохи аляйхи ва салям и Абу Джахля (корейшит многобожник) была бы одинаковой, поскольку он для обоих совершил бы лучшее.

 

Если бы Аллах Табарока ва иззат делал для Своих рабов только лучшее, то не было бы смысла в том, чтобы просить у Аллаха азза ва Джаля содействия, избавления от зла, увеличения пропитания, ведь Он был бы обязан воздерживаться от всего злого. Что касается их довода о том, что отказ от лучшего деяния есть скупость и глупость, то мы ответим: отказ является правом дающего, если Он Справедлив и Мудр, особенно после того как мы познали Его Могущество, Мудрость и Абсолютные знание, изучая последствия деяний.

После этого им следует задать вопрос: что имеется в виду под «обязательным»? Если под обязательным имеется в виду то, что предписывают законы Шариата, то при оставлении этого Он заслуживал бы порицания и наказания, а это абсурдно. Если же речь идет об обязательном с точки зрения разума, то Аллах Субхана ва Тааля всегда творит то, что разумно.

 

Кроме того, что они скажут о троих братьях, один из которых умер в детстве и оказался в Раю, второй умер в старости неверным и оказался в Аду, а третий умер в старости верующим и был награжден высокой степенью в Раю? Они все могли бы предъявить Аллаху Роббиль иззат претензии за то, что Он не сотворил для них лучшее. Младший был бы недоволен тем, что Аллах Табарока ва Тааля умертвил его в детстве и не дал возможности совершать праведные деяния и заслужить более высокую степень в Раю. Значит, смерть в детстве не была для него лучшим. Праведник, умерший в старости, мог бы предъявить претензии в связи с тем, что Аллах азза ва Джаля вынудил его прожить долгую жизнь и совершать рутинные предписания религии. Неверный же мог бы предъявить претензии в связи с тем, что Аллах Субхана ва Таала не умертвил его в детстве и не ввел в Рай. В итоге ни для одного из них Аллах Роббиль иззат не сделал бы лучше.

 

 هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ ۝  هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ ۝  هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاء الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

 

 

«И Он - Аллах!
Кроме Него, другого божества не существует.
Он ведает о всем, что скрыто иль открыто (вам).
Всемилостив и милосерден Он (безмерно)!»
«И Он - Аллах!
Кроме Него, другого божества не существует.
Он - Царь, Он - свят,
Источник совершенства,
Он мир дарит,
Заповедает веру и блюдет сохранность;
Верховный судия,
Что власти безграничной преисполнен.
Хвала же Господу!
Он выше всех божеств,
Что люди измышляют в равные Ему!»
«И Он - Аллах, Творец (Вселенной),
Создатель (совершенного порядка в ней),
Образователь (высших форм и видов), -
К Нему прекраснейшие имена восходят,
И все, что в небесах и на земле,
Хвалу и славу воздает Аллаху,
(Кто безгранично) мудр и велик!»
(сура «Аль-Хашр», аят 23-25)

 

Материал подготовил и откорректировал Еркин Рузметов,

(в статье использован тафсир «Аль Мунтахаб»)

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: