بسم الله الرحمن الرحيم
لَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُن مِّنْ الشَّاكِرِينَ
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».
«Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных». (сура «Аз-Зумар», аят 65-66).
Разница между большим и малым ширком в том, что большой ширк делает тщетными все дела, малый же делает тщетными только те, в котором он присутствует. А также в том, что большой ширк заведет того, кто его совершил, навечно в огонь Ада, малый же не делает обязательным пребывание того, кто его совершил, вечно в джаханнаме. Так же большой ширк выводит человека из Ислама, а малый - нет, но несмотря на это, малый ширк так же является страшным грехом, наряду с убийством, воровством, прелюбодеянием.
Аллах Субхана ва Тааля создал людей, и до конца нашего существования, мы будем подвергаться испытаниям. Порой люди сами не подозревая, могут опираться в своей жизни на имеющуюся у них власть, кто-то на свой разум, есть некоторые, питают надежду на свои знания, другие на свое имущество и богатство, иные на свои способности тела и физическую силу. Но Господь миров говорит в Коране:
هَلْ أَتَى عَلَى الْإِنسَانِ حِينٌ مِّنَ الدَّهْرِ لَمْ يَكُن شَيْئًا مَّذْكُورًا إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن نُّطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَّبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا
«Прошел определенный срок времени до того, как в человека Аллах вдохнул дух. Он был ничтожен, без имени, не знал, для чего он создан».
«Поистине, Мы создали человека из капли, смеси разных веществ. Затем Мы подвергли его испытанию, предписав ему религиозные обязанности. Поэтому Мы даровали ему слух и зрение, чтобы он слушал аяты, и увидел знамения».
«Мы ведь указали ему прямой путь, чтобы он выбрал: стать благодарным верующим или неверным». (сура «Аль-Инсан», аяты 1-3).
Фираъавн был правителем могущественного страны, чьим оплотом было огромное и профессиональное войско. И он питал большие надежды на свое великое государство, на свою сильную власть и армию, которые не спасли его от предопределения и мудрости Аллаха Роббиль иззат.
وَعِندَهُۥ مَفَاتِحُ ٱلْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَۚ وَيَعْلَمُ مَا فِى ٱلْبَرِّ وَٱلْبَحْرِۚ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِى ظُلُمَـٰتِ ٱلْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍ مُّبِينٍ
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы, не было в Ясном Писании», (сура «Аль-Аънам», аят 59).
У Аллаха Табарока ва Тааля абсолютные и всеобъемлющие знания. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако большая часть этого знания сокрыта даже от приближенных ангелов. Всевышний знает обо всем, во Вселенной, о всех звездах и планетах, о существовании всех живых и неживых существ в морях, лесах, пустынях, на поверхности земли и на небесах. В Хранимой скрижали (лявхум махфуз) записано о каждой вещи, о каждом событии, о жизненном сроке каждого живого творения, в мельчайших подробностях, от начало существования, до Судного дня.
Кто-то, например, считает, что время способствовало развитию событий, или та или иная эпоха определяла ход истории. Какой-то социально-политический строй сменялся другим, бразды правления какого-то государства, вместо слабого монарха, сменял диктатор. Поэтому это косвенно является ширком, потому что это убеждение в том, что существует иной, кто создает и управляет временем, кроме Аллаха азза ва Джаля. И это приписывание атрибутов Всевышнего, кому-либо помимо Него. Каждый, кто верит в то, что есть иной создатель вместе с Аллахом Роббиль иззат – тот становится неверующим.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ النَّبیُّ ﷺ: قَالَ اللّٰهُ تَعَالٰی: يُؤْذِيْنِی ابْنُ ادَمَ، يَسُبُّ الدَّهْرَ وَأَنَا الدَّهْرُ، بِيَدِی الْأَمْرُ، أُقَلَّبُ الَّيلَ وَالنَّهَارَ. رواه البجاری، بابقول اللّٰهُ تعالٰی يريدون أن يبدلوا كلام اللّٰه
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах азза ва Джаля сказал: «Сын Адама, попадает под гнев Мой, проклиная времена, так как Время и есть Я. Все подвластно Моему Могуществу. И смена дня и ночи происходит только по Моему распоряжению. (приводится имамом Бухарий).
بَلْ إِيَّاهُ تَدْعُونَ فَيَكْشِفُ مَا تَدْعُونَ إِلَيْهِ إِنْ شَاء وَتَنسَوْنَ مَا تُشْرِكُونَ
«О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда вы забудете о тех, кого приобщали в сотоварищи». (сура «Аль-Аънам», аят 41).
Имам Ибн Аль-Койим (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Что касается многобожия в желаниях и намерениях, то это безбрежное море и мало кто может спастись от него. Если человек делает что-либо не ради довольства Аллаха азза ва Джаля, намереваясь достичь чего-нибудь иного, помимо приближения к Его милости, и получения награды от Него, это означает, что он впал в многобожие в своих желаниях и намерениях. Что же касается искренности, противоположной показухе, то она подразумевает проявление искренности человеком по отношению к Аллаху Табарока ва Тааля, и в его делах, и в словах, и в желаниях, и в намерениях в равной степени.
Имам Джунайд (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Ихляс (искренность) – это тайный договор между Аллахом Субхана ва Таала и Его рабом, о нем даже не знает ангел, чтобы записать; и сатана, чтобы погубить; и нафс, чтобы сбить его с этого. Ихляс – это очищение своих помыслов, от людских взоров. Обладающий искренностью человек, защищен от рия (показухи)».
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «كُنْت خَلْفَ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَوْمًا، فَقَالَ: يَا غُلَامِ! إنِّي أُعَلِّمُك كَلِمَاتٍ: احْفَظْ اللَّهَ يَحْفَظْك، احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَك، إذَا سَأَلْت فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْت فَاسْتَعِنْ بِاَللَّهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوك بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَك، وَإِنْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوك بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْك؛ رُفِعَتْ الْأَقْلَامُ، وَجَفَّتْ الصُّحُفُ». رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.
Передается от Абдуллох ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху): «Однажды когда я сидел верхом позади Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, он сказал: «О, мальчик, я научу тебя нескольким словам: вспоминай Аллаха азза ва Джаля, и Он будет хранить тебя, восхваляй Аллаха азза ва Джаля и ты обнаружишь Его перед собой. Если у тебя будет в чем-то нужда, проси Аллаха азза ва Джаля, если потребуется помощь, обращайся за ней к Аллаху азза ва Джаля. И знай, что если, все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом азза ва Джаля. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом азза ва Джаля, так как перья уже подняты, а свитки высохли». (приводится имамом Ат-Тирмизий).
وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلَا رَادَّ لِفَضْلِهِۦۚ يُصِيبُ بِهِۦ مَن شَاءُ مِنْ عِبَادِهِۦۚ وَهُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُيَ
«Если Аллах поразит тебя бедой, то только Он может спасти тебя от нее. А если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не удержит Его милость. Ведь Он по Своей милости дарует благо тому, кому желает, из Своих рабов, и Он, Всевышний, Прощающий, Милосердный!» (сура «Юнус», аят 107).
Разум нам подсказывает, что не может же Вселенная появиться без Создателя. Кто создал небеса, землю, горы и вообще все остальное. Аллах Табарока ва Тааля – Создатель всего сущего. Противное, не является логичным, то есть считается полным абсурдом. Разве может на земле, на небесах, во Вселенной произойти, что-нибудь, если Аллах Роббиль иззат не пожелает, не может. Только Аллах Субхана ва Тааля управляет всем, и только Он Творец всего сущего. Он сотворил вас и все, что вы делаете.
Во времена Мусы аляйхи ва салям существовал очень богатый человек Карун. Только ключи от сундуков с огромными материальными ценностями, носили несколько физически сильные мужчины. И Карун бахвалился своим состоянием, утверждая, что он достиг такого положения, своими знаниями и трудом. В Досточтимом Коране описывается эпизод о владельце садов, эти плодородные сады давали обильные урожаи. И обладатель этих благ, также приписывал свои достижения своему разуму и навыкам в селекции плодовых деревьев. Немало в нашей современности богатых людей, которые считают, что все это они достигли своими умениями и кропотливой работой. Каждый человек, должен осознать, что без возможности (тоуфика) от Аллаха Табарока ва Тааля, человек не сможет просыпаясь от о сна утром, даже открыть глаза. Без помощи Всевышнего, человек не сумеет соблюдать ясность ума, или просто твердо стоять на ногах.
عَنْ أَبی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: الْمُؤْمِنُ الْقَوِیُّ خَيْرٌ وَ أَحَبُّ إِلَی اللّٰهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيْفِ، وَفِی كُلَّ خَيرٌ، احْرِصْ عَلٰی مَا يَنْفَعُكَ وَ اسْتَعِنْ بِاللّٰهِ، وَلَا تَعْجِزْ، وَ إِنْ أَصَابَكَ شَيءٌ فَلَا تَقُلْ: لَوْ أَنِّی فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَ كَذَا، وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللّٰهِ، وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ رواه مسلم، باب الإيمان بالقدر
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Сильный верующий лучше, и нравиться Аллаху азза ва Джаля больше, чем слабый верующий, но оба хороши. Стремись к полезному, проси помощи Аллаха азза ва Джаля и не слабей. И если тебя постигла беда, то не говори, что если бы сделал так-то и так-то, то этого бы не было, А скажи, что так предписал Аллах азза ва Джаля, что Он хотел, то и произошло. Слово «если бы» открывает шайтану возможность для негативных действий». (приводится имамом Муслимом).
Нельзя говорить слова «если бы я сделал так-то и так-то, было бы то-то и то-то» в таком месте. В таком предположении, когда их употребление противопоставляется предопределению, и человек полагается лишь на свою предусмотрительность. Он не убежден, что предопределение что-то значит. В таком случае шайтан находит возможность сбить человека с правильного вероубеждения в предписанное.
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلّهِ جَمِيعاً وَأَنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они испытают мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах может наказать тяжкими мучениями». (сура «Аль-Бакара», аят 165).
В этом аяте имеется в виду любовь как форма поклонения, подразумевающая возвеличивание, почитание, унижение и смирение. Так любить подобает только одного Аллаха Роббиль иззат, у Которого нет сотоварищей, и если раб любит так кого-либо, больше чем Творца всего сущего, то он приобщает сотоварищей Аллаху азза ва Джаля. Также любить кого-то, не преследуя довольство Господа миров, то и тогда, эта любовь граничит с ширком. Каждый, кто любит наряду с Аллахом Субхана ва Тааля кого-то или что-то, и не стремясь к благосклонности Господа миров, этим придает Ему сотоварищей.
Ибн Аль-Койим говорил: «Разница между любящим, который стремится к милости Аллаха Субхана ва Тааля и тем, кто любит кого-то наряду с Творцом всего сущего, есть одно из важнейших различий. Каждый должен понять это различие и после этого обязан поступать, отдавая предпочтение естественной любви к Всевышнему. Любить ради довольства Аллаха Роббиль иззат - это есть показатель совершенства веры, а любить кого-то наряду с Господом миров, это есть присутствие ширка. Различие между ними - это то, что любовь человека, любящего ради стремления к милости Аллаха Табарока ва Тааля, связана с его любовью к Нему. И если эта любовь укрепляется в сердце верующего, то сердце будет требовать его любить то, что любит Аллах Субхана ва Тааля. Если он любит то, что любит его Господь и любит тех, кто близок к Аллаху азза ва Джаля, то он любит, преследуя только благосклонность Создателя. И поэтому он будет любить Его Посланников, Пророков, Ангелов и приближенных к Аллаху Роббиль иззат, и он будет ненавидеть тех, кто не любит их, потому что Аллаху Табарока ва Тааля ненавистны эти люди.
عَنْ عَمْرِ و بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيْهِ عَنْ جَدِهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّ اانَّبِیَّ ﷺ قَالَ: أَوَّلُ صَلَاحِ هٰذِهِ الْأُمَّةِ بِالْيَقِينِ وَالزُّهْدِ وَأَوَّلُ فَسَادِهَا بِالْبُخْلِ وَالْأَمَلِ. رواه البيهقی في شعب الإيمان
Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Исправление этой общины начиналось благодаря твердому вероубеждению и отрешенности от мира. И ее упадок начнется из-за жадности, и далеких надежд на будущее». (приводится имамом Байхаки).
إِنَّمَا ذَلِكُمُ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءهُ فَلاَ تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». (сура «Аль-Имрон», аят 175).
Если у человека нет страха перед какой-то опасностью, то у этого индивидуума ненормальное психическое состояние. Поэтому при появлении боязни, пусть эта будет огромная пропасть, пылающий огонь, бескрайний океан, страшные жуткие хищники, верующий обязан отправить все свое внимание, страх и все надежды к Аллаху Роббиль иззат.
Превозносить человека, подобно тому, как возвеличивают Создателя Вселенной. Такой вид многобожия можно увидеть в возвеличивании и прославлении людьми своих правителей, королей, министров и так далее. Люди преуспели в этом виде многобожия настолько, что возвеличивают их больше, чем Аллаха азза ва Джаля. Если эти правители, министры, короли или господа скажут своим подданным совершить какое-либо действие, и оно совпадет со временем совершения предписанной молитвы, то они оставят это поклонение, даже если время для совершения намаза будет заканчиваться, – это и будет означать возвеличивание созданного, и предпочтение простого смертного, Всевышнему. Сильные мира сего могут издавать законы и указы, которые противоречат общепринятым устоям общества, а еще хуже канонам Аллаха Субхана ва Тааля. Люди, имеющие знания должны следовать предписаниям Господа миров, и отстранять людей от совершения запретного, которое нам ниспослал Аллах Табарока ва Тааля.
فَلاَ تَخْشَوُاْ النَّاسَ وَاخْشَوْنِ وَلاَ تَشْتَرُواْ بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلاً وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». (сура «Аль-Маъида», аят 44).
Существуют запреты Аллаха азза ва Джаля, обусловленные в ясных канонах Шариата. Кому Господь миров дал познать эти блага, у них не должно быть страха перед невежеством людей, их обязанность донести и объяснить своему народу, их отклонения и упущения. Разъяснить грешным людям, понять Истину, этим праведники помогают им спастись от огня Ада. А также побуждают усердствовать выполнять благие деяния, и вымаливать прощение и милость Создателя.
مُّذَبْذَبِينَ بَيْنَ ذَلِكَ لاَ إِلَى هَؤُلاء وَلاَ إِلَى هَؤُلاء وَمَن يُضْلِلِ اللّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلاً
«Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги». (сура «Ан-Ниса», аят 143).
Передается от Абдуллах ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Аллах Всевышний запрещает вам клясться вашими предками, а тот, кто (хочет) поклясться, пусть клянется Аллахом азза ва Джаля, или молчит. (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).
Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом Субхана ва Тааля. Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поклявшийся не Аллахом азза ва Джаля впал в неверие и многобожие» (приводится имамом Ат-Тирмизи).
وَمَا أَنفَقْتُم مِّن نَّفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُم مِّن نَّذْرٍ فَإِنَّ اللّهَ يَعْلَمُهُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». (сура «Аль-Бакара», аят 270).
Творцу всего сущего прекрасно известно обо всех пожертвованиях, расходах и обетах людей. Его Знания и Мудрость абсолютны и совершенны, и здесь подразумевается напоминание о неизбежном возмездии, поскольку Аллах Табарока ва Тааля не предает забвению человеческие деяния даже весом с крошечную пылинку. Господь миров знает о хороших и дурных намерениях людей и знает, что никто не придет на помощь несправедливым грешникам, которые игнорируют выполнять свои обязанности и осмеливаются совершать запрещенные поступки. Они не найдут помощников, которые бы оказали им поддержку и защитили бы их от наказания, и их непременно подвергнут страшной расплате, если их устремления будут направлены не к довольству Аллаха азза ва Джаля .
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ
«Когда спрашивают тебя, (о Мухаммад), рабы мои обо Мне, поистине, Я близок, и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура «Аль Бакара», аят 186).
Вы обращаетесь к президенту государства, к главе города, руководителю предприятия, могут эти люди знать ваше имя, или помнить вас в лицо, и откликнутся на ваши нужды. Но Аллах Табарока ва Тааля знает о вас все, имеет полную информацию о всей вашей жизни, вы никогда не молились, не преклоняли перед Ним колени, не знаете из Его Книги (Корана) ни одной строки, в вашей жизни не было ни одного праведного дела, доброго поступка, вы погрязли в грехах, и вот вы решили покаяться, воздели руки к Нему, сердце ваше разрывается от страха перед Ним, глаза наполнены слезами, хрипы вашего дыхания душат вас, и душа наполнена надеждой на Его милость, знайте Создатель прощает все грехи, и дарует вам все только благое, что вы не попросите, только не придавайте Ему сотоварищей.
Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха азза ва Джаля, тот будет в Огне». (приводится имамом Бухарий).
Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Какой грех тяжелее всего», и Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Взывать в мольбах наряду с Аллахом Роббиль иззат к кому-то, в то время как Он тебя сотворил». (приводится имамами Бухарий и Муслимом).
قُلْ إِنَّمَا أَدْعُو رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِهِ أَحَدًا قُلْ إِنِّي لَا أَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلَا رَشَدًا قُلْ إِنِّي لَن يُجِيرَنِي مِنَ اللَّهِ أَحَدٌ وَلَنْ أَجِدَ مِن دُونِهِ مُلْتَحَدًا
«Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему».
«Скажи: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь».
«Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти убежища, кроме как у Него». (сура «Аль-Джинны», аяты 20-22).
Талисманы, амулеты, обереги запрещены в религии Ислам, носить их, питать надежды на их помощь, огромная несправедливость по отношению к Всевышнему. Наказание за этот грех не меньше, чем за тяжкие, губительные грехи.
Передается от Ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, заклинания, амулеты и колдовство – это ширк».
Каждый раз, когда в каком – либо обществе у людей ослабевала вера в Аллаха Роббиль иззат, и утрачивалось истинное вероучение. И колдовство становилось общественным феноменом, которое со временем переходило на уровень религиозного культа, что в свою очередь приводило к тому – что люди начинали забывать о могуществе Аллаха азза ва Джаля и начинали наделять представителей жреческих каст божественными качествами. Религия Ислам осуждает деятельность жрецов и колдунов, так как именно они становятся причиной того, что люди отдаляются от истинной веры, сваливаются в пучину разных выдуманных и примитивных верований и безумных предрассудков.
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям строго предупреждал своих последователей о вреде магии и колдовства. Он говорил: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство, совершивший же колдовство впал в многобожие».
Другая форма колдовства, которая является чрезвычайно распространенной в наши дни, заключается в том, что люди слушают предсказания гадалок и читают гороскопы.
قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ ٱلْغَيْبَ إِلَّا ٱللَّهُۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят». (сура «Ан-Намль», аят 65).
«Астрология, хиромантия, гадание на кофейной гуще, ворожба и другие вещи практикуемые гадалками, колдуньями и предсказателями – являются знаниями джахилии (временами невежества), которые запрещены Аллахом Роббиль иззат. Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям все такие действия объявил ложными и предостерег от их совершения. Обращения к людям с этими отклонениями, с просьбой рассказать, о чем либо, и верить в их фантазии, является ширком, и тяжким грехом. Потому что, это является знанием о скрытом, которое Всевышний, по Своей абсолютной мудрости, не делает явным.
Мы советуем всем, кто совершал подобные деяния, покаяться перед Аллахом Табарока ва Тааля, и просить о Его прощении. Довериться только Господу в своих бытовых делах, и использовать дозволенные причины, которые предписаны в шариате. Они должны оставить эти вещи и отстраниться от этих грехов. И остерегаться спрашивать людей, которые попали под влияние неверных джиннов, о чем либо или верить им. И следовать предписаниям Аллаха Субхана ва Тааля и Его Посланника Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям. Защищать свой иман (веру) и твердо держаться истинного вероубеждения религии Ислам, и бояться гнева Создателя всего сущего, быть в стороне от тех вещей, которые ведут к ширку и куфру. И если человек умрет с этими убеждениями, совершая эти недостойные деяния, то он будет потерпевшим убыток в этом мире и в следующем».
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنِ اقْتَبَسَ عِلْماً مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ، زَادَ مَا زَادَ.
Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто приобрел знание о звездах, тот обучился одному из ответвлений колдовства, и чем больше он узнает, тем больше его грех, а также знания в области колдовства». (приводится в сборнике Абу Дауда).
قُل لَّا أَقُولُ لَكُمْ عِندِى خَزَائِنُ ٱللَّهِ وَلَا أَعْلَمُ ٱلْغَيْبَ وَلَا أَقُولُ لَكُمْ إِنِّى مَلَكٌۖ إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَىَّۚ قُلْ هَلْ يَسْتَوِى ٱلْأَعْمَىٰ وَٱلْبَصِيرُۚ أَفَلَا تَتَفَكَّرُونَ
«Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (сура «Аль-Аънам», аят 50).
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек идет к гадалке и спрашивает о чем-то, его молитва, мольба не будет услышана в течение сорока дней». Это вовсе не означает, что человек освобождается от молитвы, это означает, что он не получит вознаграждения от своей молитвы.
«Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, проявил неверие в то, что было ниспослано Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям».
«Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает таких предсказателей, и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Обратившийся к предсказателю, и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям».
Передается от Катада (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Аллах азза ва Джаля создал звезды, преследуя три цели: украсить ими небо, сбивать ими шайтанов, а также, чтобы они служили ориентирами для путников. Тот же, кто использует их в других целях, ошибается и будет иметь незавидную судьбу. Это обойдется ему так дорого, что он даже не может себе представить. Поэтому астрологи составляющие гороскопы, и люди просматривающие гороскопы, должны знать, что возмездием будет огонь джаханнама.
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَعْبُدُ ٱللَّهَ عَلَىٰ حَرْفٍۖ فَإِنْ أَصَابَهُۥ خَيْرٌ ٱطْمَأَنَّ بِهِۦۖ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ ٱنقَلَبَ عَلَىٰ وَجْهِهِۦ خَسِرَ ٱلدُّنْيَا وَٱلْأَخِرَةَۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلْخُسْرَانُ ٱلْمُبِينُ
Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани (между верой и неверием). Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток! (сура «Аль Хадж», аят 11).
Есть люди, в сердца которых не проникла истинная вера. Они не чувствуют ее прелести, потому что обратились в религию Ислам либо из-за страха перед людьми, либо следуя традициям своих отцов, а именно такая вера не выдерживает трудностей и испытаний. Если такие люди живут в достатке, пользуются многочисленными благами и не знают трудностей, то они чувствуют себя уверенно. При этом они не полагаются на веру, а надеются на собственное богатство. Если Аллах Табарока ва Тааля дарует таким людям благополучие и убережет их от испытаний, то они не отступят от правой веры. Если же на их долю выпадут трудности, и они лишатся желанных благ, то они отчаются в жизни, выйдут из лона религии и нанесут ущерб только себе.
Любовь к мирской жизни – это тоже один из видов скрытого многобожия. Страсть владеть земными благами забирает у человека его душу и сердце. Его помыслы, желания, устремления направлены владению этой обманчивой дунье. Его сознание занято только тем, что он приобрел за день и что потерял. Такой человек, стремясь к прелестям и временным радостям не посмотрит, может переступить границы запретного. Он может прибегнуть к обману и лжи, ради достижения своих предпочтений и вожделений, потому что эта ближайшая, мирская жизнь поработила его.
عَنْ شَدَّادِ بْنِ ٱَوْسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ وَالْعَاجِزُ مَنْ ٱَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَ تَمَنَّی عَلَی اللَّهِ الاَمَانِيَّ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَٱَحْمَدُ وَ الْحَاكِمُ
Передается Шаддад ибн Авсом (родзи Аллаху аънху): «Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Проницательные, мудрые люди те, которые давали строгий отчет действиям своих душ, а глупые и слепые исполняли бесконечные прихоти и желания своего нафса (эго), и забывали об Аллахе азза ва Джаля, и следовали мимолетным прелестям этой временной жизни», (приводиться имамами Тирмизий, Ахмадом и Хакимом).
عَنْ اَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ مَنْ طَلَبَ الدُّنْيَا حَلَالَا مُفَاخِرًا مُكَاثِرًا مُرَاءِيًا لَقِیَ اللّٰهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَنُ، وَ مَنْ طَلَبَ الدُّنْيَا حَلَالًا، اسْتِعْفَافًا عَنِ الْمَسْاَلَةِ، وَسَعْيًا عَلٰی عِيَالِهِ، وَ تَعَطُّفًا عَلٰی جَارِهِ، لَقِیَ اللّٰهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَوَجْهُهُ كَالْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ. رَواه البيهقی فی شعب الايمان.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто стремится иметь дозволенное мирское богатство, но, чтобы гордится перед другими, иметь много, и чтобы все это видели, тот встретит Аллаха в Судный день в гневе на него. А кто стремится иметь дозволенное необходимое имущество, чтобы не просить у других, обеспечивать свою семью и помогать ближним, тот в Судный день предстанет перед Аллахом азза ва Джаля со светящимся лицом, подобным полной луне». (приводится имамом Байхаки).
إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِ رَبِّهِمْ يُؤْمِنُونَ وَالَّذِينَ هُم بِرَبِّهِمْ لَا يُشْرِكُونَ وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوا وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَى رَبِّهِمْ رَاجِعُونَ أُوْلَئِكَ يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَهُمْ لَهَا سَابِقُونَ
Кто, истинно, пред Господом своим
В благоговейном страхе пребывает,
Кто верует в знамения Господни
И соучастников Ему не придает,
Кто с трепетом в душе другим оказывает помощь,
(Зная о том), что к Богу своему
Ему (назначено) вернутся, -
Это они спешат благое совершить
Других опережая в этом. (сура Аль Муъмин, аяты 57-61).
Стремление к славе, почету, излишнему вниманию и уважению среди людей, как влага способствует росту всякой растительности, так и эта болезнь, и недуг развивается в человеке, и ведет его к показухе, лицемерию, и в итоге приравниванию Аллаху Роббиль иззат сотоварищей.
Ибн Койим дал нам совет на всю жизнь: «В сердце человека никогда не может смешаться искренность и любовь к похвале, также как никогда не могут смешаться вода и огонь».
Ты требуешь от своей души, быть искренней? А тут находишь, что душа желает что-то другое. Искорени в себе это желание, стремясь только к довольству Аллаха Роббиль иззат. Ты требуешь от своей души быть искренней? И тут ты видишь, что душа хочет известности и похвалы этого мира. Избавься от этого, будь аскетичным человеком по отношению к этой жизни. И когда ты сможешь избавиться от желания известности и хвалы людей, тогда тебе легко станет прийти к искренности.
عَنْ أَبِي مُوسَ الْاَشْعَرِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: خَطَبَنَا رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ ذَاتَ يَوْمٍ، فَقَالَ: يَأَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا هَذَا الشِّرْكَ، فَإِنَّهُ أَخْفٰی مِنْ دَبِيبِ النَّمْلِ، فَقَالَ لَهُ مِنْ شَاءَ اللّٰهُ أَنْ يَقُولَ: وَ كَيْفَ نَتَّقِيْهِ وَهُوَ أَخْفَٰ مِنْ دَبِيْبِ النَّمْلِ يَارَسُولَ اللّٰهِ؟ قَالَ: قُولُو: اللّٰهُمَّ إِنَا نَعُوذُبِكَ مِنْ أَنْ نُشْرِكَ شَيْنًا نَعْلَمُهُ، وَ نَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا نَعْلَمُ. رواه أَحمد
Передается от Абу Мусы Ашъари (родзи Аллаху аънху), что однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям обратился к ним со словами: «О люди остерегайтесь многобожия (рия), поистине оно незаметнее, даже чем поползновение муравья». Кто-то спросил: «Как же нам уберечься от этого». Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Читайте – «Аллохума инна наъузу бика мин ан нушрика шайан наълямуху, ва настаъфирука ляа наъляму.» (О Аллах мы прибегаем к Тебе от придания Тебе сотоварищей зная, и просим прощения за придание Тебе сотоварищей не зная)». (приводится имамом Ахмадом).
Передается от Абдуллах ибн Умара (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто одевается в одежды известности в этом мире, того Аллах Субхана ва Тааля в следующей жизни, оденет в одежды унижения и затем воспламенит их».
Также Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Несколько голодных волков, которые прокрались в загон овец, не нанесут такого вреда, как жажда богатства и славы нанесут религии человека».
قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبًّا وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَلاَ تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ إِلاَّ عَلَيْهَا وَلاَ تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى ثُمَّ إِلَى رَبِّكُم مَّرْجِعُكُمْ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ
«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?». Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях». (сура «Аль-Аънам», аят 164).
عَنْ علِیٍّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَا: قَالَ النّبِیُّ ﷺ: قَالَ اللّٰهُ تَعَالٰی: إِنِّی أَنَا اللّٰهُ لَآ إِلٰهَ إِلَّا أَنَا مَنْ أَقَرَّلِی بِالتَّوْحِيْدِ دَخَلَ حِصْنِی وَمَنْ دَخَلَ حِصْنِی أَمِنَ مِنْ عَذَابِی. رواه الشيرازی وهو حديث صحيح الجامع الصغير
Передается от Али (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Аллах азза ва Джаля сказал: «Я есть Аллах! Нет божества, кроме Меня. Кто признал единобожие, он вошел в Мою крепость. А кто вошел в Мою крепость, тот спасен от Моего наказания». (Ширази, Джамиъ-саъгир).
Верующие, любящие похвалу в свой адрес, и не воспринимающие справедливую критику о себе, отдают предпочтение этой обманчивой дунье, забывая истинный приоритет для себя, блаженства в следующей жизни, в итоге получат только тяготы ахирата.
عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَخلِصَ قَلْبَهُ لِلإِيْمَانِ وَجَعَلَ قَلْبَهُ سَلِيْمًا وَلِسَانَهُ صَادِقًا وَنَفْسَهُ مُطْمَءِنَةُ وَخُلِيْقَتَهُ مُسْتَقِيمَةّ وَجَعَلَ أُذُنَهُ مُسْتَمِعَةُ وَعَيْنَهُ نَاظِرَةُ. الحديثرواه أحمد
Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, преуспел тот, кто предал свое сердце иману, и сделал его непорочным, и свой язык, произносящим правдивые речи, и свою душу удовлетворенной (воспоминанием и покорностью Аллаху азза ва Джаля). И исправил свой нрав, и сделал свои уши слышащими истину, и глазами видящими величие Господа миров». (приводится имамом Ахмадом).
Статью подготовил Рузметов Еркин.
(В статье использован тафсир «Аль Коран аль Мунтахаб»)