Ридда - это отступление от религии Ислам

Ридда - это отступление от религии Ислам

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم 

Книга «Кифая Аль-Ахьяр» имама Тахиюддин Аль Хисни Аш-Шафии. (перевод и комментарии выполнены Абу Али Аш-Шарри хафизаллох).

فَمَن يُرِدِ اللّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلاَمِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاء كَذَلِكَ يَجْعَلُ اللّهُ الرِّجْسَ عَلَى الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ

 

«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает наказание на тех, кто не верует». (сура «Аль-Аънам», аят 125).

Человек, совершивший действий, выводящие из Ислама, чтобы стал считаться муртаддом (вероотступником), обязательно должен быть разумным и совершеннолетним, и не должен совершать действия, относящиеся к куфру, по принуждению. Если человека, под страхом смерти, или угрозами повреждения жизненно важных органов, заставили отступить от Ислама, он не считается муртаддом (так как в этот момент, он действовал не по своей воле), но при условии, что он сохранял веру в сердце.

В вопросах ридда нет разницы между мужчиной и женщиной - при произнесении слов куфра, или совершении деяний куфра, женщина становится вероотступницей так же, как и мужчина.

Человек может впасть в куфр, осознанно имея намерение на это, через совершение действий, которые в Шариате классифицируются, как выводящие из Ислама. Либо через произнесение слов по собственной воле (не под страхом смерти),  и которые, с точки зрения Шариата, являются куфром, даже если он при этом сохраняет в сердце иман и не исповедует свои слова.

Человек выходит из Ислама, если произнесет слова куфра, принижающие религию Ислам, или те или иные ее положения, либо если он исповедует подобные убеждения сердцем.

Человек впадает в куфр, если до него довели Истину по какому-либо вопросу, но он отрицает ее по причине высокомерия или гордыни.

Если человек произнесет слова куфра в состоянии алкогольного опьянения, он становится вероотступником. При этом ставится условие, что опьянение не было настолько сильным, что человек утратил способность разумно мыслить, а также то, что человек сам ввел себя в такое состояние, то есть его не напоили алкоголем насильно.

Далее будут приведены примеры убеждений и деяний, которые делают  мусульманина неверующим.

فَإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلاَغُ الْمُبِينُ ۝يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمُ الْكَافِرُونَ

«Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только ясная передача откровения».

«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них – неверующие». (сура «Аль-Нахль», аяты 82-83).

Убеждения и действия, которые выводят человека из Ислама.

 
У человека есть внутренняя решимость отступить от Ислама - он имеет намерение оставить Ислам в будущем или при каких-то условиях. Например, человек внутренне говорит себе, что впадет в неверие, если не исполнится какое-либо его желание, или если в дом зайдет определенный человек. Он впадает в куфр в тот самый момент, когда в его сердце созрело подобное решение.

 

Человек исповедует вечность этого мира, как, например, считали греческие философы и так называемые «мусульманские» философы.

 

Человек отрицает какой-то из сифатов Всевышнего Аллаха или какое-либо положение религии, относительно которого есть иджма (решение совета ученных). Например, отступил от Ислама тот, кто отрицает, что у Всевышнего Аллаха есть Совершенное Знание (аль-Ильм) или Абсолютное Могущество - Сила (аль-Кудра).

 

Вера в то, что Всевышний Аллах имеет только общее знание о всех вещах, но не знает подробностей. Подобные убеждения имели философы, например, Ибн Рушд.

 

Является неверием приписывать Всевышнему Аллаху качества, которые невозможны для Него. Например, описывать Всевышнего Аллаха цветом, приписывать Ему немощь, усталость, верить, что Аллах азза ва Джаля может бояться, что у Него может быть жена или дети (как исповедуют христиане) и тому подобное. Человек, который приписывает Всевышнему Аллаху подобные недостатки, не является мусульманином.

 

Суджуд (земной поклон) солнцу или какой-то другой сотворенной вещи. Совершение суджуда идолу или солнцу является куфром, даже если человек не имел в сердце намерения, направленного на поклонение данным вещам. Однако это условие (наличие намерения на поклонение) нужно учитывать, когда речь идет о суджуде человеку, например, султану или шайху. Таким образом, если совершивший суджуд человеку не имел в виду поклонение, но сделал это в виде приветствия, например, то он не впадает в куфр, хотя и совершает тем самым харам, впадая в большой грех.

 
Среди мусульманских ученных существует иджма относительно того, что мусульманин, который совершил действие, свойственное именно неверным, впадает в куфр и больше не считается мусульманином. Например, человек, который надел на себя одежду, свойственную именно для христиан (например, монашескую рясу), или крест и пошел вместе с христианами в церковь. В данном случае человек впадает в куфр, хотя заходить в церковь само по себе мусульманам не запрещено.

 

Человек впадает в куфр, если выбросил в качестве мусора или бросил в нечистое место листок бумаги, на котором написано имя Аллаха Субхана ва Тааля, Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, аяты из Корана, хадисы или какие-либо положения фикха.

 

То же относится к человеку, который измазал наджасой мечеть, чтобы таким образом проявить свое пренебрежение к ней.

 

Выражение сомнения относительно пророчества, о котором достоверно известно и насчет которого существует иджма среди мусульманских ученных. Например, сомнение в пророчестве Адама, аляйхи ва салям.

 

Сомнение в том, что Всевышний Аллах ниспослал Писания, относительно которых есть иджма среди мусульман. Например, человек сомневается в том, что Всевышний Аллах ниспослал Тору, Забур, Инджиль или свитки Ибрагима аляйхи ва салям.

إِنَّ اللَّهَ عَالِمُ غَيْبِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ ۝هُوَ الَّذِي جَعَلَكُمْ خَلَائِفَ فِي الْأَرْضِ فَمَن كَفَرَ فَعَلَيْهِ كُفْرُهُ وَلَا يَزِيدُ الْكَافِرِينَ كُفْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ إِلَّا مَقْتًا وَلَا يَزِيدُ الْكَافِرِينَ كُفْرُهُمْ إِلَّا خَسَارًا

«Аллах - Ведающий сокровенное небес и земли. Он ведает о том, что в груди».

«Он - Тот, Кто сделал вас преемниками на земле. Кто не уверовал, тот не уверовал во вред себе. Неверие не прибавляет неверующим перед их Господом ничего, кроме ненависти. Неверие не прибавляет неверующим ничего, кроме убытка».(сура «Фатыр», аяты 38-39).

Человек выходит из Ислама, если назвал неверующими всех сподвижников Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

Отрицание существование Мекки или Каабы, а также произнесение в отношении них слов, которые не подобает величию этих святынь.

Запрещено уничижительно высказывать и проявлять пренебрежение в отношении обрядов религии Ислам, известных всем мусульманам. Например, человек впадает в куфр, если пренебрежительно отозвался о хадже, намазе или посте.

Если человек считает законным делом, взятие не предусмотренного Шариатом налога с населения, каким-либо правителем, он впадает в куфр.

Отрицание той или иной известной Сунны в религии Ислам. Например, человек, который отрицает солятуль-Ид (праздничную молитву), впадает в куфр.

Дозволять запрещенное Аллахом азза ва Джаля. Например, если человек дозволяет совершение молитвы без предварительного совершения омовения и утверждает, что такая молитва будет действительна.

То же касается человека, который дозволил нанесение обиды без права на то мусульманам или зиммиям (христианам или иудеям, которые живут на территории мусульман и находятся под их покровительством).

Запрещать разрешенное Всевышним Аллахом. Например, если человек объявил запретной торговлю или заключение брака.

Человек впадает в куфр, если приписал Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, такое качество, как «чернота кожи», потому что данное качество не относится к характеристикам Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. То же касается человека, который говорит, что Посланник Аллаха умер до того, как отпустил бороду, что он не относится к племени Курей

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ءَامِنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِى نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِى أَنزَلَ مِن قَبْلُۚ وَمَن يَكْفُرْ بِٱللَّهِ وَمَلَـٰئِكَتِهِۦ وَكُتُبِهِۦ وَرُسُلِهِۦ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَـٰلاَ بَعِيدًا

 

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение». (сура «Ан-Ниса», аят 136).

 

Считать, что после Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, который является печатью Пророков (последним Пророком), будут еще Пророки (подобные убеждения имеют последователи секты «Ахмадия»).

 

Высокомерное произнесение фразы со смыслом: «Не знаю, жил ли Пророк в Мекке... в Медине он умер или нет…».

 

Не является мусульманином человек, который верит, что степени пророчества можно достичь посредством поклонения или аскетизма.

Верить, что вали (праведные, много поклоняющиеся верующие) могут быть в чем-то лучше Пророков аляйхи ва салям (например, в поклонении).

 

Если человек утверждает, что получает откровение через ангела, при этом, не являясь Пророком, он впадает в куфр.

 

Человек говорит, что у него уже при жизни есть опыт пребывания в Раю (то есть утверждает, что уже побывал в Раю в буквальном смысле, до того как умер).

 

Порицание или критика в адрес какого-либо Пророка аляйхи ва салям, ангела или произнесение слов, в которых содержится оскорбление (или уничижительное отношение) Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, или ангелов, каких-либо их характеристик или действий.

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ قَدْ جَاءَكُمُ ٱلرَّسُولُ بِٱلْحَقِّ مِن رَّبِّكُمْ فَـَٔـامِنُواْ خَيْرًا لَّكُمْۚ وَإِن تَكْفُرُواْ فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِۚ وَكَانَ ٱللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

«О люди! Посланник принес вам истину от вашего Господа. Уверуйте же, ведь так будет лучше для вас. Если же вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Аллах - Знающий, Мудрый». (сура «Ан-Ниса», аят 170).

 

Человеку сказали: «Оближи пальцы после еды, ведь это Сунна твоего Пророка», - а он ответил, что это действие вызывает у него отвращение. Данное действие рассматривается в Шариате как куфр, потому что содержит в себе принижение Сунны.

 

Человек приписал Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, или ангелу качества или деяния, которые не подобает их статусу и умаляют или унижают их достоинство.

Человек приписал Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям

качества, которыми он не описан, которые не достойны его. Например, сюда относится утверждение востоковедов о том, что Пророку соллаллоху аляйхи ва салям было присуще такое качество, как сладострастие. Мусульманин, который говорит подобное в отношении Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, впадает в куфр.

 

Человек высказался о Пророке соллаллоху аляйхи ва салям с иронией или уничижением. Для того, чтобы впасть в куфр, достаточно даже намека на это.

 

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ قَالَ: ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإيمَا: مَنْ كَانَ اللّٰهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَمَنْ أَحَبَّ عَبْدًا لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلّٰهِ وَمَنْ يَكْرَهُ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ بَعْدَ إِذْ أَنْقَذَهُ اللّٰهُ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُلْقَی فِي النَّارِ

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: «Любит Аллаха и Его Посланника больше всего остального, любит человека, имея цель найти только довольство Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не хочет быть ввергнутым в огонь». (приводится имамами Бухарий, Муслимом, Тирмизий).

Человек впадает в куфр, если проявляет довольство неверием другого человека. Например, если мусульманин сказал кому-то, чтобы тот не принимал Ислам по каким-то причинам. После произнесения подобных слов человек впадает в куфр.

 

Если какой-то человек попросил мусульманина, чтобы тот научил его шахаде (свидетельство веры), или спросил, что нужно сделать, чтобы принять Ислам, мусульманину обязательно ответить ему в тот же момент и научить его шахаде. Если мусульманин, например, в ответ говорит, что сейчас ему нужно уйти, но потом он вернется и расскажет, что сделать для принятия Ислама, или отвлекается на телефонный звонок и тому подобное, он впадает в куфр.

 

Человек сделал дуа или имеет желание, чтобы Всевышний Аллах не одарил кого-либо из людей верой. В данном случае желание, чтобы какой-то человек не принял Ислам, указывает на довольство мусульманина чьим-то неверием, поэтому он сам становится неверующим. То же относится к словам: «Пусть Всевышний Аллах утвердит этого человека в неверии» (сделает его еще более убежденным в своих заблуждениях).

 

عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب

 

Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху, Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них». (приводится имамам Ат-Тобараний).

 

عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».

 

Передается от Абу Хамза Анас бин Малик (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

 

Человек сделал дуа или пожелал, чтобы другой мусульманин оставил Ислам. Человек впадает в куфр в данном случае потому, что выразил довольство в отношении неверия другого человека.

 

Мусульманин обратился к другому мусульманину словами: «о кяфир!» - при этом зная, что этот человек – мусульманин.

 

Человек посмеялся над какими-либо повелениями или запретами Всевышнего Аллаха либо уничижительно отозвался о них.

 

Произнесение фразы со смыслом: «Если бы Всевышний Аллах приказал мне ... , я бы никогда этого не сделал».

 

Слова: «Если Всевышний Аллах введет меня в Рай, я никогда не войду в этот Рай». Подразумевается, что этими словами человек проявил пренебрежение и гордыню.

 

Если человека постигла тяжелая болезнь, и он говорит слова со смыслом: «Если Всевышний Аллах накажет меня за то, что я оставил молитву в таком состоянии, Он будет несправедлив», - этот человек впадает в куфр. Например, человека мучают боли, но при этом у него достаточно сил, чтобы совершить молитву (хотя это и будет тяжело). Кто-то побуждает его молиться, потому что его болезнь позволяет это делать, но этот человек отвечает, что молиться он не будет. И если Всевышний Аллах накажет его за это, то это означает, что Бог несправедлив. Такой человек впадает в неверие.

 

Человек говорит, что не принял бы свидетельство (например, против себя), даже если бы оно было от Пророка соллаллоху аляйхи ва салям или ангела.

 

Человек подверг сомнению какое-либо положение религии, которое подтверждено Кораном или достоверной Сунной. Например, человек не поверил, что совершение пятикратного намаза - это повеление от Господа миров.

 

Кто-то попросил человека произнести: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха», - или подобные этим слова, а человек ответил, что эти слова не принесут ему никакой пользы.


Человек, проходя мимо минарета и услышав азан, сказал, что муадзин, призывающий на молитву, лжет, или уподобил его голос звуку христианского колокола.

 

Человек пренебрежительно высказался о призыве на молитву – азане.

 

Человек произнес слова: «Бисмиллях...» - перед тем как совершить какое-либо запретное действие, например, перед тем, как выпить вино.

 

Человек с пренебрежением или чувством гордыни говорит, что не боится Судного дня. Но если человек говорит эти слова, подразумевая, что не будет наказан, если будет соблюдать Шариат и поклоняться Всевышнему Аллаху, эти слова не являются куфром, потому что в намерении такого человека нет пренебрежения и гордыни.

 

Человек предпочитает эту жизнь (дунья) будущей жизни (ахирату) и просит у Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал ему, вместо Рая, счастье в этой жизни.

 

 

 

مَن كَانَ يُرِيدُ ٱلْحَيَوٰةَ ٱلدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَـٰلَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ۝ أُوْلَـٰئِكَ ٱلَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِى ٱلْأَخِرَةِ إِلَّا ٱلنَّارُ‌ۖ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَـٰطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ  

 

«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены».

«Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния», (сура «Худ», аяты 15-16).

 

Человек надел на себя одеяние шайха, чтобы насмешить людей, тем самым умаляя достоинство ученого и проявляя пренебрежение к алимам. Например, актер, который надевает на себя одежду, которую обычно носят алимы, и смешит тем самым людей, впадает в куфр.

 

Согласно шафиитскому мазхабу, ставится условием, чтобы человек в сердце стал считать запретное дозволенным - только тогда он впадает в куфр. Но в ханафитском мазхабе считается, что человек впадает в куфр в результате самого факта совершения молитвы без омовения при условии, что он знает, что такая молитва не принимается. При этом не имеет значения, считает он это действие дозволенным по Шариату или нет.

 

Согласно исламской акыде, Пророков аляйхи ва салям выбирает Всевышний Аллах по Своей Мудрости, ведь эту степень невозможно заслужить.

 

Согласно шафиитскому мазхабу, в данном случае, чтобы действие считалось куфром, ставится условием, чтобы человек произносил эти слова с намерением явить пренебрежение к запрету Всевышнего Аллаха, но в ханафитском мазхабе данное действие является куфром само по себе, независимо от намерения.

 

Примеры убеждений и деяний, которые делают мусульманина неверующим.

 

Человек сказал, что тарелка какой-либо пищи лучше, чем получение шариатских знаний. Например, человека позвали на занятие по фикху, а он ответил: «Лучше бы ты предложил мне съесть тарелку фасоли», - такой человек впадает в куфр.

 

Человек имеет желание впасть в куфр, а потом снова стать мусульманином из-за каких-то приходящих благ этой жизни. Например, если человеку предложили отказаться от Ислама в обмен на какие-либо блага этого мира и он решился внутренне сделать это. Такой человек впадает в куфр, даже если имел намерение потом снова принять Ислам.

 

Человек желает, чтобы прелюбодеяние (или другой грех, например, ростовщичество) было в Исламе дозволенным.

 

Человек считает какой-то из запретов Всевышнего Аллаха несправедливостью. Например, если неверующие люди утверждают, что свинина - это очень вкусное и нежное мясо, и мусульманин говорит, что Всевышний Аллах несправедливо сделал свинину харамом в Исламе, он впадает в куфр.

 

وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِّن بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّاراً حَسَدًا مِّنْ عِندِ أَنفُسِهِم مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ فَاعْفُواْ وَاصْفَحُواْ حَتَّى يَأْتِيَ اللّهُ بِأَمْرِهِ إِنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

 

«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (сура «Аль-Бакара», аят 109).

Человек надел на себя тот или иной атрибут либо предмет одежды, свойственный представителям другой религии. При этом ставится условием, что человек сделал это в качестве проявления устремления к этой религии.

Произнесение слов: «Иудеи (или представители любой другой концессии) лучше, чем мусульмане».

Произнесение слов, в которых содержится поношение или пренебрежение в отношении религии Ислам. Человек чихнул, ему сказали: «Йярхамукаллах» (да помилует тебя Аллах), - а он ответил, чтобы таких слов ему не говорили, подразумевая, что он не нуждается в том, чтобы его помиловал Всевышний Аллах, и что он выше того, чтобы ему говорили подобные слова, благодаря своему положению в обществе.

У человека спросили, что такое иман в Исламе, а он, зная ответ, отказывается отвечать из гордыни. Подразумевается, что он при этом проявляет пренебрежение к религии.

 

Произнесение мужем в отношении жены (или наоборот) слов: «Я люблю тебя больше, чем Аллаха и Его Посланника.

 

Отрицание того, что Абу Бакр ас-Сыддык (родзи Аллаху аънху), был сподвижником Пророка соллаллоху аляйхи ва саляям. Данные слова являются куфром, потому что представляют собой отрицание аята Корана (сура «Ат-Тавба»,аят 40).

 

Обвинение Айши (родзи Аллаху аънха), в прелюбодеянии. Непричастность Айши (родзи Аллаху аънха), к этому греху, констатируется в Коране в суре «Ан-Нур», поэтому обвинение в прелюбодеянии в данном случае приравнивается к отрицанию истинности аятов Корана.

 

Произнесение слов: «Я - Аллах». Человек впадает в куфр, даже если произнес эти слова в шутку, привел им какое-то аллегорическое толкование, или даже не считает себя Богом на самом деле.

 

Отрицание тех или иных обязательных обрядов Ислама. Например, отрицание молитвы, поста, хаджа или джихада.

 

Если человек считает, что на определенной стадии духовного совершенства обязанности Шариата спадают с него, в его куфре нет сомнений. Подобные убеждения были у людей, причисляющих себя к некоторым течениям суфиев (которые, естественно, таковыми не являлись).

 

Человек говорит: «Я не знаю, есть в Исламе какие-то обряды или нет...» Подразумевается, что человек отрицает обязательные обряды.

 

Произнесение фразы со смыслом: «Я уже устал от молитвы (зикра и так далее), с меня хватит. Надоело». Человек впадает в куфр в данном случае, потому что проявил уничижительное отношение к предписаниям религии Ислам.

 

Пренебрежительное высказывание относительно мук Ада или места, где будут собраны люди в Судный день. То же относится к другим высказываниям, в которых человек утверждает, что не боится Ада по каким-то причинам, например, потому что там он будет вместе со своими родственниками, или потому что есть мнение, что муки Ада со временем становятся приятными для человека. Также впадает в куфр человек, который считает, что Всевышний Аллах не способен сделать Ад страшным и ужасным для него.

Человек, совершив тот или иной грех, говорит, что не сделал ничего дурного. Например, человек совершил прелюбодеяние и говорит фразу со смыслом: Ничего в этом страшного нет.

Человека позвали на собрание, где люди изучают шариатские науки, а он в ответ произнес: «Что я буду там делать?» - подразумевая, что есть дела более важные, чем изучение канонов Шариата.

Человек высказал проклятие в адрес всех шайхов и алимов.

Человек с пренебрежением или из чувства гордыни бросил на землю листок с фатвой ученого.

 

Произнесение фразы со смыслом: «Да, что этот Шариат... Никакой пользы от него» (и человек при этом считает, что Шариат не имеет большого значения для жизни мусульманина, но есть мирские дела, в которых для него гораздо больше пользы.

Пренебрежительное отношение к ученым Ислама. Например, если человек сказал фразу со следующим смыслом: «Да, что этот ученый... Нет в его знаниях для меня никакой пользы!»

 

Вера в то, что Рух (дух) может иметь вечность наряду с Аллахом азза ва Джаля.

 

Убеждение со следующим смыслом: «Если проявится господство (рубубия), нет больше нужды в поклонении». Это убеждение подобно описанному ранее: человеку, который достиг определенного духовного уровня, можно не соблюдать Шариат. Данное убеждение, без сомнения, является куфром.

 

Является куфром верить в то, что человек (или любое другое творение) может слиться с Аллахом Роббиль иззат.

 

Утверждение, что твои личные качества стали подобны сифатам Всевышнего Аллаха.

 

Утверждение, что ты в состоянии бодрствования воочию видел в этой жизни Всевышнего Аллаха.

 

Человек утверждает, что Всевышний Аллах в буквальном смысле разговаривает с ним напрямую без посредников, при этом, не являясь Пророком.

 

Вера в то, что Всевышний Аллах может представать в каком-то материальном образе - в образе сотворенной вещи.

Человек заявляет, что Всевышний Аллах снял с него обязанности Шариата (молитву, пост, закят и так далее).

 

Человек призывает другого оставить «внешнее» поклонение (например, такие деяния, как молитва, пост) и последовать за «внутренним» (то есть за тайным знанием - ильмуль-батын). Сюда относятся призывы некоторых еретиков «оставить скорлупу Шариата» и последовать за внутренним, тайным знанием.

 

Разделение между внешним и внутренним знанием в Исламе запрещено - такие убеждения являются куфром.

 

Человек утверждает, что исполнение запретных песен является частью религии. То же касается человека, который утверждает, что прослушивание или исполнение песен (даже если это касыда с дозволенным смыслом) влияет на сердце человека лучше или больше, чем слушание или чтение Корана. В данном случае человек впадает в куфр, потому что ставит сотворенную речь выше Корана - Речи Аллаха азза ва Джаля.

 

Убеждение, что человек может познать Аллаха Табарока ва Тааля, не исполняя предписания Шариата (молитву, пост и так далее).

 

Мусульманам запрещено восхищаться и уважительно относиться к монахам и другим категориям людей, которые пытаются приблизиться к Аллаху Роббиль иззат, не посредством соблюдения Его Шариата.

 

Человек заявляет, что дождь пошел из-за автономного влияния на погоду той или иной звезды (то есть не по Воле Всевышнего Аллаха).

 

Человек впадает в куфр, если воплотил в жизнь хотя бы одно из перечисленных выше действий или исповедует хотя бы одно из описанных убеждений.

Последствия вероотступничества.

Если мужчина отступил от Ислама и при этом состоял в законном браке, согласно шафиитскому мазхабу, брак сразу не расторгается. Человеку дается возможность покаяться и снова принять Ислам до истечения срока идда. Если он примет Ислам только после истечения срока идда, он обязан снова заключить никях. При этом ставится условием, что между ним и его женой до того, как он отступил от Ислама, произошел половой акт. Если полового акта между ним и женой не было, брак автоматически расторгается. Если этот мужчина снова примет Ислам, он должен будет повторно заключить никях.

Животное, которое забил муртадд, является харамом.

Никях, который заключает вероотступник, не действителен, даже если он заключил никах с вероотступницей.

 

Муртадд теряет право владеть собственностью и теряет право наследовать.

 

Ридда делает прошлые благие дела человека тщетными.

 

Человек, который умер в состоянии вероотступничества, навечно будет в Аду.

 

Когда такой человек умирает, его не омывают, не совершают по нему погребальный намаз и не хоронят на мусульманском кладбище.

 

Вероотступничество хуже, чем куфр человека, который никогда не был мусульманином.

 

Христиане и иудеи могут жить на территории мусульман, если выплачивают джизью, и при определенных условиях продолжать соблюдать свою религию. Однако оставлять в состоянии ридда человека, который был мусульманином, нельзя. Если вероотступник не покается и не вернется в Ислам, ему полагается наказание в виде смертной казни, (в нашей действительности, такое возможно в государстве, где законодательство основано на принципах Шариата).

 

От муртадда обязательно нужно потребовать покаяния. Существует разногласие относительно того, сколько дней дается на это, - есть мнение, что месяц, есть мнение, что три дня, есть мнение, что один час. Некоторые ученые, в том числе Хасан аль-Басри, сказали, что вероотступника нужно казнить, не давая ему времени на раздумья и покаяние. Тем не менее, согласно мнению большинства (джумхур), требовать покаяния нужно.

 

Согласно шафиитскому мазхабу, если человек покаялся и вновь принял Ислам, произнеся две шахады, мусульмане принимают его как верующего, даже если он был из числа еретиков (зындык). (Хотя есть мнение, которое передается от имама Малика, что таких людей сразу казнят, не принимая от них покаяния). К данной категории относится, например, человек, который считает, что все религии истинны.

 

Если человек отказывается покаяться, его наказывают смертной казнью.

 

Если человек покаялся, к нему возвращается право на собственность. Имущество того, кто отказался снова принять Ислам, отходит в казну мусульман, и награды за совершенные им поклонения аннулируются.

 

Такфир

 
Такфир является сложным делом. Перед тем как вынести такфир (сделать заключение о том, что человек больше не является мусульманином), муфтий должен проявлять предельную осторожность, изучая все детали каждой конкретной ситуации. Если к словам, которые высказал человек, можно законно применить таавиль (аллегорическое толкование, согласно правилам языка), следует сделать это. Но существуют действия и слова, к которым невозможно применить законный таавиль. (Например, к словам: «Я - Аллах», - нельзя применить аллегорическое толкование).

 Основа мусульманина - это иман, а куфр - это нечто возможное.

Правило Шариата гласит, что 100% уверенность не аннулируется сомнением. Если в куфре человека есть сомнение, следует держаться основы, а оснфова в данном случае - это Ислам человека. Если к словам или поступкам невозможно применить законный таавиль, муфтий обязан вынести такому человеку такфир. 

Еркин РУЗМЕТОВ

asyldin.kz

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: