بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
Самый успешный лидер в истории человечества. (материал взят из лекций американского проповедника Ясира Кадхи).
За всю историю человечества, можно отметить немало выдающихся людей, которые оставили, какой-то отпечаток своей активной деятельности, повлиявший на ход некоторых событий в их эпоху. Пророки аляйхи ва салям, монархи, президенты, вожди, руководители переворотов, бунтовщики и многие другие предводители, усердствовали в изменении сложившегося порядка быта в обществе. Кто-то выполнял миссию Господа миров, другие действовали по прихотям своих амбиций. Все, кто мог руководить народами, племенами, массой людей, кто мог вдохновить своими идеями и повести за собой других, обязательно должны были обладать определенными качествами лидера.
В конце прошлого века вышла книга американского ученого Майкла Хардта «Сто великих людей», которая была отмечена как «Книга года», и имела большую популярность у читателей того времени. В этой книге дается краткое описание биографий выдающихся людей, из всей нашей истории. И на первом месте в этой книге стоит имя нашего Пророка – Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Каждому мусульманину однозначно известно, что самым лучшим человеком от Адама аляйхи ва салям, включая всех людей, которые будут до Киямата (Судного дня), является наш Росулуллох соллалоху аляйхи ва салям. Далее мы будем перечислять, какими качествами обладал Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, и в подтверждение будем приводить высказывания ученых, писателей, философов, интеллектуалов, которые были не мусульманами, а некоторые вообще неверующими. Они, изучая жизнь Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям были впечатлены, Его соллаллоху аляйхи ва салям выдающимися сифатами (качествами). Также они восхищались, Его соллаллоху аляйхи ва салям, внесенному огромному вкладу в политическую сферу, в социально-экономические отрасли, в изменение морально-этических норм, и во многие другие аспекты жизнедеятельности человечества. И конечно самое огромное богатство, Он соллаллоху аляйхи ва салям слово в слово передал Книгу Аллаха Субхана ва Тааля – Коран, и подробно и доступно все каноны религии Ислам, которые переняли сподвижники (родзи Аллаху аънхум), и многие другие последователи истинного пути.
Майкл Хардт в своей книге пишет: «Мое решение поместить Мухаммада на первое место, в списке наиболее влиятельных личностей в мире, может удивить многих читателей, и некоторых может подвергнуть сомнению, но Он был единственным человеком в истории, который достиг наивысшего успеха, как и в духовной сфере (в религиозном поприще), так и на светском уровне».
Этот интеллектуал прошлого столетия отмечает превосходство Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, но ставит ограничения в его заслугах. Но в дальнейшем мы перечислим многие другие качества, которые обозначены во многих книгах о мировых лидерах, и эти сифаты присутствовали, и в наивысшей форме преобладали в жизни и характере Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.
- Истинный лидер должен быть мечтателем, провидцем и вносить в жизнь общества что-то новое. Новые стереотипы, прогрессивное мышление, свежее видение.
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям донес людям истинное вероубеждение, высоконравственные этически - моральные нормы, внес справедливую законодательную систему. Построил отличное от предыдущих строев общество, и внедрил новую сферу принципов и понятий. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям помог людям выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Всевышнему. Каждому благоразумному человеку ясно, что все человечество слепо блуждало во тьме невежества и терзалось сомнениями, оставаясь в пучине неверия. Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, научил людей, отличать прямой путь от заблуждения, а истину - от обольщения. Если бы людей не известили бы о небесных посланиях, то это противоречило бы Мудрости и Милосердию Всевышнего.
Известный русский писатель – классик, философ Лев Толстой говорил: «Законы Корана распространяются по всему миру, поскольку они соответствуют разуму, логике, и в нем очень много мудрости».
Один из величайших мыслителей прошлого века писатель – фантаст Герберт Уэльс, написавший немало известных произведений пишет: «Исламское учение после себя оставило великие традиции, справедливого и терпимого поведения, которые вдохновляют людей взаимоуважению и толерантности. Это учение отличается высшей человечностью и порядком, который может быть осуществлен на практике, оно является не только идеалистическим, но также вполне реалистичным. Это учение дало возможность рождению общества, в котором жестокосердие, коллективное притеснение и несправедливость стало крайней редкостью, если сравнивать с другими сообществами, которые предшествовали ему. Ислам полон мягкости, изящества и духа братства».
- Подлинный лидер должен быть искренним, мотивированным, без всякого притворства и хитрости, честным.
Все окружающие Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, будь мусульмане или мушрики (язычники), не могли сомневаться в искренности Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Вся Его соллаллоху аляйхи ва салям сира (история жизни) – это образец искренности и целеустремленности. Единственной Его соллаллоху аляйхи ва салям мотивацией было довольство Аллаха Роббиль иззат. И это отмечали все, и сподвижники (родзи Аллаху аънхум) и даже враги Пророка соллаллоху аляйхи ва салям.
Есть высказывание Абу Толиба, дяди Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, который очень много помогал Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, но так и не принял веру, которую Ему соллаллоху аляйхи ва салям, была ниспослана. Он спросил своего племянника соллаллоху аляйхи ва салям: «Чего ты хочешь, корейшиты дают тебе все, что ты пожелаешь, власть, богатство, славу, высокое положение в обществе, предлагают в жены своих дочерей». Тогда Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям произнес одну из величайших своих изречений: «Если мне дадут в одну руку солнце и в другую луну, я не оставлю призывать людей к вере в Аллаха азза ва Джаля». Его соллаллоху аляйхи ва салям правдивость и стойкость не могли оспорить даже неверующие.
Монтгомери Уотт английский востоковед, почетный профессор Эдинбургского университета, автор многих трудов философии и истории. Он опубликовал первую книгу о Мухаммаде соллаллоху аляйхи ва салям в 1953 году. Это был первый не мусульманин, который положительно отозвался о религии Ислам и Пророке Мухаммаде соллаллоху аляйхи ва салям. Он написал двухтомное произведение об истории жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Первый том назывался «Мухаммад в Мекке», второй том – «Мухаммад в Медине». Эти книги являются первыми позитивными отзывами о Росулуллох соллалоху аляйхи ва салям, написанные не мусульманами. До Монтгомери Уотта, все что писали западные писатели о истории жизни Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, было насыщено не справедливой критикой и предвзятым отношением.
Монтгомери Уотт пишет: «Его готовность терпеть притеснения и преследования ради своей веры, высокие моральные качества людей, которые последовали за ним и относились к нему, как к лидеру, и великие результаты его достижений, свидетельствуют о его искренней правдивости, и доказывает его фундаментальную честность. Предположение, что Мухаммад является самозванцем, вызывает больше проблем и вопросов, чем решает их».
Многие мусульмане неправильно понимают это высказывание, а автор этой мысли, прямо поясняет, что только глупые и неразумные люди могут считать Посланника соллаллоху аляйхи ва салям лжецом, что все, что он проповедовал не истиной. Любой здравомыслящий человек пусть посмотрит, религия Ислам существует уже почти полтора тысячелетия, сколько последователей было, и сколько людей исповедуют Ислам (около четверти нынешнего населения Земли), да еще, в наше время, много людей переходят из других религий, в лоно Ислама.
Автор этой лекции, Ясир Кадхи, приводит пример из личной жизни: «Когда он учился в Йельском университете, его преподавателем был всемирно известный ученый. И вот когда они вели откровенную беседу, студент задал профессору вопрос: «Какая была у Пророка соллаллоху аляйхи ва салям мотивация, что подтолкнуло Его соллаллоху аляйхи ва салям проповедовать Ислам». Этот интеллектуал, хотя был агностиком, ответил: «У меня нет сомнения, что Мухаммад был правдивым и искренним, и я не сомневаюсь, что он был пророком».
Никто их благоразумных и серьезных исследователей, не ставит правдивость и искренность Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям под сомнение, что Он соллаллоху аляйхи ва салям не мог иметь в своей сущности притворство и лицемерие. И это является еще одним из признаков истинного лидера.
- Настоящий лидер должен уметь преодолевать трудности, и добиваться успеха.
Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям пришлось преодолеть много трудностей в своей жизни. Проанализируем, как Он соллаллоху аляйхи ва салям начинал путь призыва на путь Истины, и чего Он соллаллоху аляйхи ва салям достиг в своем великом деле, перед тем как оставить этот мир. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям родился не в знатной семье. Мекка, город в котором Он соллаллоху аляйхи ва салям родился и жил, был отдален то развитых цивилизаций того времени. Арабские племена были очень отсталыми во всех отраслях, по сравнению с другими народами. Его соллаллоху аляйхи ва салям род, не имел какого-то особого статуса и знатности, Он соллаллоху аляйхи ва салям не унаследовал богатства, не был рожден в семье монархов, Он соллаллоху аляйхи ва салям был сиротой, воспитывался в семье дяди. Не имея влияния, богатства и родительской поддержки, Он соллаллоху аляйхи ва салям надеясь только на Аллаха Табарока ва Тааля, создал свое наследие. У Него соллаллоху аляйхи ва салям не было образования, Он соллаллоху аляйхи ва салям не умел читать и писать, у Него соллаллоху аляйхи ва салям не было своей армии, и мы из Его соллаллоху аляйхи ва салям сиры (истории жизни), видим чего Он соллаллоху аляйхи ва салям достиг за короткий промежуток времени (двадцать три года пророчества).
Один из знаменитых английских писателей публицистов, историк, философ прошлого столетия Томас Карлайл писал: «Не надо забывать, что Он никогда, и ни от кого не слушал уроков и лекций, в то время письменность у арабов не имела широкого распространения, складывается ощущение, что он даже писать не умел, жизнь в пустыне, вот все его образование. Он постигал знания и мудрость из скудной обстановки и сложившихся обстоятельств вокруг него, и создавал то, что считал правильным».
Когда человек унаследует какое-то государство, развивая и укрепляя его, создает более мощную империю. Другой случай, когда кому-то достается от родителей огромное состояние, и он, предпринимая какие-то действия, достигает успеха, и еще больше увеличивает семейное богатство. Но Пророк соллаллоху аляйхи ва салям родился в очень отсталом обществе, Он соллаллоху аляйхи ва салям не обладал избыточными финансовыми ресурсами. Он соллаллоху аляйхи ва салям вырос сиротой, не ощутив в своей жизни даже родительской заботы, без всех этих вспомогательных основ достиг колоссальных результатов.
- Каждый лидер должен быть уверенным и стойким в своих силах, ваша убежденность в своей правоте, должна вдохновлять и воодушевлять все ваше окружение, всех ваших последователей, они должны чувствовать вашу твердость на вашем пути. Всякий руководитель должен глубоко веровать в свою миссию, в свою идею и быть усердным ее приверженцем.
Карен Армстронг известный религиовед нашего времени (она большую часть своей жизни была христианской монахиней, двадцать пять лет провела в набожности и в поклонениях) пишет: «Ислам – это религия успеха, в отличии от христианства, образ которого минимум на западе, это человек, умирающий унизительной, ужасной, мучительной смертью. Мухаммад же не только не потерпел поражения в своем призыве, но еще он достиг ошеломительного успеха, как в политической, так и в духовной сфере. Ислам развивался и сформировался в мощную идеологию». Она посвятила служению монастырю немало времени, поэтому имела полное право сделать такое заявления о христианстве.
- У каждого лидера должны быть прекрасные навыки красноречия. Он обязан владеть ораторским искусством. Человек не может быть лидером, если не может ясно и доходчиво, доносить свою мысль, четко обусловить какие он ставит цели перед своими последователями. У него должен быть опыт и огромная практика общения с людьми. Лидер должен смело, внятно, спокойно и с умиротворением говорить на публике, то есть при большом скоплении людей.
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям имел прекрасные ораторские навыки, превосходное красноречие. Его соллаллоху аляйхи ва салям краткость и красноречие в высказываниях поражало Его соллаллоху аляйхи ва салям современников, и все поколения до нашей эпохи. Он соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь». (приводится в сборниках имама Муслима и Тирмизи). Все мы изучали мудрые высказывания Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Какое огромное количество Его соллаллоху аляйхи ва салям, хадисов (высказываний), собрано в объемных сборниках имамов Бухари, Муслима, Тирмизи, ибн Моджа, Дауда, Наввави и так далее. Очень много исламских ученых потратили свои жизни, чтобы собирать высказывания Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, а сколько верующих людей посвящают свои жизни изучению этих словесных выражений. Любой мусульманин и даже неверующие если изучат проповеди Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, то осознают, какое воздействие они имели на миллионы, и даже миллиарды людей, если брать в учет все поколения праведных, после Его соллаллоху аляйхи ва салям существования, и до наших дней. Его соллаллоху аляйхи ва салям речь вдохновляла и открывала глаза и души огромного количества людей, показывая путь к Истине.
Британский востоковед, девятнадцатого века, профессор Стенли Лейн-Пул, много лет прожил в Египте, и был экспертом в арабском языке. Он писал: «Тех, кто видели его, сразу чувствовали к нему уважение, кто приближался к нему, то начинали любить его. Люди описывающие его говорили: «Я никогда не видел ни до, ни после него, никого подобного ему, он был не очень многословен, но когда он начинал говорить, то он говорил акцентировано и обдумано, и никто не мог забыть то, что он сказал». Вот так описал этот интеллектуал, красноречие Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.
- Настоящий и эффективный лидер не может быть трусом, он должен быть храбрым, твердым, решительным.
За все свою жизнь Пророк соллаллоху аляйхи ва салям не проявил толики страха и колебания. Он соллаллоху аляйхи ва салям ни разу в жизни не выказал трусости, хотя множество раз в жизни подвергался нападениям всяких врагов. Сколько раз Его соллаллоху аляйхи ва салям пытались убить, выпускали в него стрелы, одна из которых вонзилась в Его соллаллоху аляйхи ва салям благословенное лицо. Во многих вооруженных противостояниях и битвах Он соллаллоху аляйхи ва салям находился в первых рядах. Во время сражения при Хунайне, сподвижники бросились бежать врассыпную, но Посланник соллаллоху аляйхи ва салям остался на месте, хотя в Его соллаллоху аляйхи ва салям сторону летело множество стрел, и Он соллаллоху аляйхи ва салям подбадривал своих сахабов (родзи Аллаху аънхум), чтобы они выровняли боевые ряды. Это и есть стойкость и отвага. В сахихе аль Бухари приводиться хадис, как сподвижники однажды ночью услышали громкий шум и крики, и они были в неведении и в недоумении. Выйдя из своих домов на улицу, он увидели Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям на лошади, на которой даже не было седла, и на Его соллаллоху аляйхи ва салям шее висел меч, И оказалось, что Он соллаллоху аляйхи ва салям вернулся с места, где ранее доносился шум. И Он соллаллоху аляйхи ва салям начал успокаивать сподвижников, поясняя им, что нет ни какой опасности. Этот случай опять же свидетельствует, что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, всегда был на передовых позициях, проявляя смелость и мужество, показывая на своем личном примере, эти сильные и волевые качества руководителя.
- Каждый лидер должен уметь убеждать. Он должен уметь отстоять правдивость своего послания, своих целей.
Посмотрите в истории, скольких людей, убедил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, в истинности Ислама. В самые ранние дни, при зарождении Ислама, один из вождей курайшитов Амр ибн Абасса пришел к Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, рядом с ним был только Билял и Абу Бакр (родзи Аллаху аънхума). Он спросил: «Кто ты». На что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Я Пророк Аллаха». «А что значит пророк» - спрашивал тот дальше. И Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, дал ему вразумительное пояснение, и в течении нескольких минут Амр ибн Абасса (родзи Аллаху аънху) стал мусульманином. Многие многобожники (идолопоклонники) Мекки, а также раввины (иудейские священнослужители) Медины, от одного взгляда на Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям принимали Ислам. Также был один христианин Ади ибн Хатим, который пришел к Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, и после недолгой беседы, стал мусульманином. Он соллаллоху аляйхи ва салям за короткое время своего призыва сумел убедить более ста двадцати тысяч людей, которые стали Его соллаллоху аляйхи ва салям, сподвижниками (родзи Аллаху аънхум). А сколько людей не видя Его соллаллоху аляйхи ва салям, такие, как мы с вами, которых облагодетельствовал Аллах Роббиль иззат, последовали за Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям. Многочисленная хвала Аллаху Табарока ва Тааля, мы не видели Его соллаллоху аляйхи ва салям, не слышали от Него соллаллоху аляйхи ва салям самого, все к чему Он соллаллоху аляйхи ва салям призывал, но мы твердо убеждены, что Он истинный Посланник соллаллоху аляйхи ва салям. Лидер католического мира нашего времени Иоанн Павел второй говорил: «Религиозность мусульман заслуживает уважения, невозможно не восхищаться их преданностью своему пророку, своей молитве. Образ верующих в бога, которые, не заботясь о времени и месте, падают на колени, и погружаются в молитву, становятся образцом для тех, кто взывает к истинному богу. Особенно это касается тех христиан, которые оставили храмы и соборы, и совсем мало времени уделяют молитве». Папа Римский Иоанн Павел второй констатирует, что христиане должны учиться у мусульман преданности к своей религии, вере и своему Пророку. Он отмечает высокую прилежность мусульман в своей вере, и твердую убежденность в истинности миссии Посланника соллаллоху аляйхи ва салям.
- У подлинного предводителя должны быть преданные, сохраняющие верность последователи. Одно дело следовать за кем-то, кто-то идет за лидером из-за страха, кто-то преследует материальные и другие мирские цели.
Сахабы (родзи Аллаху аънху) были преданы Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. Правитель Византии, Ираклий спросил Абу Суфьяна: «Кто нибудь оставлял религию Мухаммада, после принятия». Абу Суфьян ответил: «Нет, никто не оставлял религию Мухаммада».
- Настоящий лидер внушает своим последователям не только преданность, верность и послушание, но искреннюю любовь, благоговение и готовность пожертвования ради предводителя.
Кроме преданности, у мусульман было огромное уважение и любовь к Пророку соллаллоху аляйхи ва салям. В истории жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, есть множество реальных примеров, в подтверждению этому чувству, которое было у сахабов (родзи Аллаху аънхум). Однажды многобожники обманным путем заманили, и убили несколько сподвижников (родзи Аллаху аънхум), в месте у Бирмауъна. И язычники решили казнить нескольких сахабов (родзи Аллаху аънхум), и когда на плаху привели Зайда ибн Даффина. Один из язычников начал издеваться над ним: «Ну что, ты бы захотел, чтобы вместо тебя, здесь оказался Мухаммад». Этот самоотверженный сахаба (родзи Аллаху аънху) дал ему достойный ответ, который стал для мусульман легендарным изречением: «Никогда бы не пожелал, чтобы Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям слегка уколола колючка, взамен, чтобы я оказался у себя дома, в кругу своей семьи». И это были слова без всякого притворства, которые были произнесены из глубины души, в которой была искренняя любовь к Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям. Сподвижникам (родзи Аллаху аънхум) принять смерть было приятней, чем увидеть вред, причиненный Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Надеюсь многим нам известно, это чувство любви, глубокого уважения, страстное желание испить из рук Пророка соллаллоху аляйхи ва салям воду из источника «Кавсар», и надежда присутствовать в обществе Посланника соллаллоху аляйхи ва салям в Джаннате (Раю). Некоторые неверующие, не понимая истинного учения Ислама, смеются и злорадствуют над искренними мусульманами, из-за их любви и преданности Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям.
Почему многие лидеры, мыслители, интеллектуально одаренные личности высказывались о Посланнике соллаллоху аляйхи ва салям. Потому что каждый из них ясно осознавал, что превосходные качества и благой опыт Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, являются ярким примером для любого предводителя, вождя, руководителя. Что без этих качеств и подражания поступкам, Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, тяжело достичь успеха в подобных начинаниях.
Индийский политический деятель, прошлого столетия, Махатма Ганди говорил: «Я хотел бы познакомиться с теми, кто имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу, такой великий статус. Это была незыблемая чистота помыслов, непоколебимое пожертвование пророка, высочайшая ответственность в выполнении своей миссии. Его трепетное отношение и переживание за жизнь, и судьбу своих последователей. Его мужество и отвага, абсолютная вера в бога, и в свою миссию, все это помогло ему достичь таких ошеломляющих результатов. Когда я закончил два тома биографии этого пророка, меня постигло сожаление и печаль, что так поверхностно описана жизнь этого великого человека, как мне хотелось бы еще больше узнать об этой выдающейся личности».
10. Скромность - это черта настоящего, благородного лидера. Всякий человек не желает, чтобы кто-то проявлял перед ним высокомерие. В большинстве случаев, люди имеющие власть и влияние, становятся надменными и гордыми. Их эгоизм выходит за рамки нравственных норм. Всех, окружающих их людей, они пытаются превратить в своих марионеток, то есть в тех, которых действуют только согласно их прихотям и желаниям. Любой монарх, или предводитель, имея неограниченную власть, потакая своему нафсу (эго), может стать тираном, подобного Фиравъну (фараону), и другим ему подобным. Очень большая редкость, среди людей, имеющих власть, чтобы они имели качества кротости и скромности.
При всем этом, образ жизни Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, является образцом искренней и подлинной скромности и смирения. И эти, Его соллаллоху аляйхи ва салям, качества ни кем не подвергаются сомнению. Он соллаллоху аляйхи ва салям не хотел, чтобы сподвижники (родзи Аллаху аънхум) вставали, в Его соллаллоху аляйхи ва салям присутствии. Жилье и быт Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям не отличались от условий жизни бедных сподвижников (родзи Аллаху аънхум). Он соллаллоху аляйхи ва салям питался как все, Его соллаллоху аляйхи ва салям одежда ни чем не отличалась от одежды других. Если кто-то заходил в помещение, где Он соллаллоху аляйхи ва салям находился, Его соллаллоху аляйхи ва салям, знающие люди не могли сразу отыскать в толпе других, не знающие Его соллаллоху аляйхи ва салям, спрашивали: «А кто Пророк?». Он соллаллоху аляйхи ва салям ел на полу, чаще всего спал на полу, циновка на которой Он соллаллоху аляйхи ва салям лежал, оставляла следы вмятин на Его соллаллоху аляйхи ва салям, благословенной коже.
Фрэд Босворт, шотландский востоковед, в 1874 году написал небольшую книгу о жизни Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Он был один из тех, кто заложил начало объективному отношение к Исламу в западном мире. В ней он пишет: «Он, Пророк был Цезарем и Папой Римским в одном лице. Его духовность было подобна Папе, но без, присущих Папе, притязаний, то есть ему не оказывали всяких почестей. Он был подобен Цезарю, только без бесчисленных легионов Цезаря, без большого количества телохранителей. Мухаммад не жил во дворцах и не имел в казне огромных богатств, если хранилище пополнялось каким-то имуществом, то в короткие сроки раздавалось бедным и неимущим. Если кто имел право сказать, что он правит по божественному повелению, то такое заявление мог сделать Пророк Мухаммад. Да у него была власть, но без всех всевозможных регалий и атрибутов, что окружало почти всех монархов в истории человечества».
11. Настоящий лидер должен быть дальновидным стратегом, и из любой ситуации извлекать максимальную пользу.
И это также мы видим из жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, что в любых ситуациях и обстоятельствах, Он соллаллоху аляйхи ва салям извлекал максимальную выгоду для распространения религии и пользы для мусульман. Вся Его соллаллоху аляйхи ва салям жизнь и история существования, четко продуманная стратегия. Если проанализировать многие события с участием Его соллаллоху аляйхи ва салям, то увидим глубокий замысел Его соллаллоху аляйхи ва салям идей, а также превосходство и прозорливость мыслей.
12. Настоящий лидер должен иметь жесткость, суровость и сострадание. Он обязан уметь проявлять милосердие, а при наказании кого-то проявлять строгую справедливость. Сочетание этих качеств редко присутствует в характере одной личности. Всякий предводитель должен четко чувствовать грань, когда проявлять строгость и твердость, а где-то сочувствие и жалость. Многие монархи, президенты, руководители и вожди не могут контролировать этот рубеж (черту), и могут склоняться в ту или иную сторону. Поэтому в народах многих стран, государств, присутствует настроение пессимизма, потому что они потеряли веру в справедливость решений власть имущих.
Наш Пророк соллаллоху аляйхи ва салям смог сохранить идеальный баланс справедливости, и всегда верно решал этот аспект правления, где проявить категоричность и требовательность, а когда мягкость и милость. И вся сира (история жизни) Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям подтверждение этому. Но чаще всего мы видим, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям выказывавл милосердие, даже прощал злейших врагов, причинивших множество вреда на пути распространения Ислама. Ярким примером этому, вхождение в Мекку. Он соллаллоху аляйхи ва салям, был изгнан из родного города. Многобожники причинили очень много страданий мусульманам, которым пришлось оставить свои дома, и переселиться в Медину. Но Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, не мстил, простил. И видя, проявленное Им соллаллоху аляйхи ва салям, великодушие и милость, многие язычники уверовали, и стали исповедовать религию Аллаха азза ва Джаля. Но бывало Он соллаллоху аляйхи ва салям проявлял суровость и жесткость. Когда некоторые сахабы (роди Аллаху аънхум) пришли заступиться за знатную женщину из Мекки, за кражу, то Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Если бы моя дочь Фатима, была бы уличена в воровстве, то принял бы твердое решение, отсечение кисти ее руки». Также, когда Мекка перешла в юрисдикцию мусульман, пришлось казнить несколько ярых сторонников смуты и активного противостояния верующим.
13. Истинный лидер должен уметь самостоятельно справляться со многими делами руководства людьми и государством. Любой правитель имеет множество помощников, секретарей, консультантов, заместителей во всех отраслях управления.
Пророк соллаллоху аляйхи ва салям справлялся со всеми делами сам, даже как передается от Айши (родзи Аллаху аънха), Он соллаллоху аляйхи ва салям сам доил козу, чинил свою обувь, штопал свою одежду, и даже помогал супруге в делах по хозяйству, уборка и приготовление пищи. При всей этой занятости Он соллаллоху аляйхи ва салям встречался с делегациями государств, племен, других конфессий и так далее. Также Пророк соллаллоху аляйхи ва салям очень искусно и мастерски управлял военными делами, решал экономические вопросы, распоряжался продовольственным снабжением и многими другими жизненно - важными аспектами, в существовании мусульманской общины.
14. Подлинный лидер должен всесторонне проявлять чуткую, душевную заботу о своих последователях, и ценить каждого из них.
Когда кто-то отсутствовал на собраниях или в мечети на коллективной молитве, то Посланник соллаллоху аляйхи ва салям сразу интересовался о причине отсутствия этого сподвижника (родзи Аллаху аънху). Если кто-то был болен, Он соллаллоху аляйхи ва салям, в обязательном порядке посещал больного, делал дуа за него. Если у кого-то были трудности и проблемы, то Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, сразу вникал в эти вопросы, старался в срочном порядке, избавить их от постигших бед, внушая в их сердца, оптимизм и спокойствие. Во время известного похода на Табук, армия мусульман уже покинула Медину, и была в пути. Пророк соллаллоху аляйхи ва салям увидел на горизонте, пройденного пути, человека, который стремился их догнать. Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Пусть это будет Абу Зарр». Армия верующих, насчитывала полторы тысячи человек, и Он соллаллоху аляйхи ва салям знал, что среди них нет Абу Зарра. Какие сильные симпатии Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям проявлял к своим сахабам (родзи Аллаху аънхум), и какая была у Него соллаллоху аляйхи ва салям осведомленность о том, кто и где находиться, в тот или иной момент.
В сборнике имама аль Бухари, есть хадис, что у младшего брата Анаса ибн Малика (родзи Аллаху аънху), была прирученная птичка. Однажды он лишился этой птички, и несколько дней ходил грустный и унылый. Это был четырех – пяти летний мальчик. И этот случай не прошел мимо внимания Посланника соллаллоху аляйхи ва салям. И Он соллаллоху аляйхи ва салям спросил: «О Абу Умайя (так Он соллаллоху аляйхи ва салям называл мальчика), что случилось Нугайром (прозвище птички)». Даже в таких в незначительных случаях, Он соллаллоху аляйхи ва салям всегда сопереживал, душевному состоянию своих сподвижников (родзи Аллаху аънхум). Предпринимал попытки их как-то подбодрить, и настроить на оптимистический лад. Это и есть глубокое проявлении симпатий, и искренняя забота о тех, кто Его соллаллоху аляйхи ва салям окружал.
В творчестве русского писателя – классика, великого мыслителя Льва Николаевича Толстого есть небольшой трактат о Мухаммаде соллаллоху аляйхи ва салям. В нем он пишет: «Нет сомнения, что Мухаммад является из величайших реформаторов, трудившийся во блага общества и людей. Достаточно сказать, что он повел целый народ к просвещению и истине, вдохновив его стремления, к миру, спокойствию и скромности. Он запретил им пролитие крови, воспитал в них прекрасную нравственность, внушив им оставить все дикие обычаи арабов, времен невежества. Эту великую миссию мог исполнить невероятно мужественный и сильный человек. И этот человек заслуживает высочайшего восхищения и уважения».
15. Истинный лидер имеет ясные, разумные цели, ставит перед собой реально выполнимые задачи. У него должна быть четко определенная миссия.
У Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям была величайшая миссия. Целью Посланника соллаллоху аляйхи ва салям была, оказание помощи людям, выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Всевышнему Аллаху азза ва Джаля. Сначала нужно было объединить арабские племена, помочь им оставить языческие обычаи, донести до них Единобожие (таухид), научить их всем принципам Ислама. А затем, чтобы они (родзи Аллаху аънхум) довели Величие Господа миров до каждого уголка Земли, распространили Религию Аллаха Субхана ва Таала всему человечеству. Какая это глобальная и в величайшей степени благородная миссия.
У одних лидеров основная цель была, приобретение богатства и всяких мирских благ. У других укрепление власти, и передача этой власти по наследству, своему потомству. А еще у других были стремления, такие, как завоевание земель, порабощение и угнетение других народов, и это просто ради удовлетворения своих низменных амбиций.
Томас Карлайл английский мыслитель девятнадцатого века написал книгу под названием «Герои и почитание героев». В своей книге он целую главу посвятил Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. В ней он пишет: «Как может один единственный человек за два десятка лет, объединить воющие племена бедуинов, превратив их в одну из могущественных, цивилизованных наций на земле».
Это Аллах Табарока ва Тааля направил Своего Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, с полезным знанием, которое вывело людей из заблуждения и помогло им различить добро и зло. Творец всего сущего ниспослал религию, которой присущи правдивость, справедливость, добродетель и милосердие. Все это находит отражение в делах и поступках, которые облагораживают душу, очищают сердца, воспитывает прекрасный нрав, и увеличивают значимость самого человека. Господь миров отправил Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, чтобы превознести Ислам над всеми другими религиями, и сокрушить ложь, приводя убедительные доводы. Это огромная милость для всего человечества, на все времена, до прихода Судного дня.
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (сура «Аль- Анбийа», аят 107).
Текст перевода лекции редактировал Рузметов Еркин
Здесь перечислены не все качества предводителя, которые были у Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. Продолжение следует.
asyldin.kz