بسم الله الرحمن الرحيم
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْۖ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهْتَدَيْتُمْۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًۭا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (сура «Аль Маъида», аят 105).
Аллах Роббиль иззат велит верующим проявлять усердие для того, чтобы исправиться, достичь совершенства и верно проследовать праведным путем. Если они исправятся и обретут праведность, то заблудшие люди, которые свернули с истинного пути, то есть отклонились, больше не причинят им вреда, а будут вредить только самим себе.
В суре «Аль Фатиха» Всевышний поделил людей на три типа людей. Первые, которые последовали прямым путем (уверовали, познали своего Творца, и беспрекословно совершали деяния согласно предписаниям Аллаха Субхана ва Тааля, и отстранились от всего запретного).
Вторые – это те, которые попали под гнев Господа миров (они познали Истину, но не последовали, знали, но шли за своими желаниями и страстями, совершали грехи и не боялись наказания Аллаха азза ва Джаля).
Третьи – это заблудшие, которые не смогли отличить Истину от лжи, и отклонились от праведного пути.
Многие муфассиры (толкователи Корана) предполагают, что Создатель всего сущего говорит о тех, кто под гневом - это иудеи, а заблудшие – это христиане. А разве взглянув на исторические факты, и реальную действительность, мы то же можем констатировать, что некоторые мусульмане тоже могут попасть в категорию этих людей.
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ ءَامِنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِى نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِىٓ أَنزَلَ مِن قَبْلُۚ وَمَن يَكْفُرْ بِٱللَّهِ وَمَلَـٰٓئِكَتِهِۦ وَكُتُبِهِۦ وَرُسُلِهِۦ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَـٰلاَۢ بَعِيدًا
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение». (сура «Ан- Ниса», аят 136).
Вера (иман) имеет свою тайну и является милостью Всевышнего Аллаха. Вера – не результат знания и понимания доказательств или наблюдения чудес и знамений. Вера – это свет сердца, ведущий человека к познанию Аллаха и подчинению Его приказам.
آمَنْتُ بِاللهِ وَ مَلاَئِكَتِهِ وَ كُتُبِهِ وَ رُسُلِهِ وَ الْيَوْمِ الآخِرِ وَ الْقَدَرِ،
خَيْرِهِ وَ شَرِّهِ مِنَ اللهِ تَعَالَى وَ الْبَعْثِ بَعْدَ الْمَوتِ
Вера в Аллаха Табарока ва Тааля, в Его ангелов, в Его Писания, Его Посланников, Судный день, предопределение, что все что нас постигает хорошего и плохое от Господа миров, и воскрешение после смерти».
Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Вы не почувствуете вкуса настоящего имана, пока не будете убеждены в том, что не могло вас миновать то, что постигло, а что миновало не могло постичь. Первым, что создал Аллах Табарока ва Таала, было Перо (Калям). И Господь велел ему написать предначертание для каждой вещи вплоть до Судного дня. Кто умрет не с этим убеждением, тот не из нас».
Уверовав в Аллаха азза ва Джаля, мы должны уверовать в ангелов, которые сотворены из нура (света), которые не имеют нафса, материального тела, они бесполые творения, праведные и искренние рабы Господа миров.
Аллах Субхана ва Тааля ниспосылал Писания – Тора, Забур, Инжиль, Коран, были и свитки. Мы веруем во все Писания, но как различение нам дан Коран, мы должны чтить и следовать этой последней Книге.
Мы уверовали в лучших из людей, во всех Посланников и Пророков аляйхи ва салям, которые были посланы к людям, в особенности тех, которых Аллах Роббиль иззат отметил в Коране, а именно в двадцать пять Посланников и Пророков аляйхи ва салям. Но следуем за Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, который завершил плеяду Посланников, и является печатью всех Пророков.
Вера в Судный день: Перед ним люди увидят его большие признаки, а наступлением будет, что ангел Исрафил подует в сур (трубу), людей воскресят и они выйдут из своих могил, будут вручены книги деяний, сбор людей на площади суда (махшар майдан), заступничество Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.
Все что происходит во Вселенной, совершается по Воле, всеобъемлющим знаниям и мудрости Аллаха Субхана ва Тааля, все предопределено.
Людям будет дарован Рай, с вечными наслаждениями, или Ад с нетленными мучениями.
عَنْ أَبِي مُحَمَّدٍ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ»
حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، رَوَيْنَاهُ فِي كِتَابِ «الْحُجَّةِ» بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ
Передают со слов Абу Мухаммада ’Абдуллаха бин ’Амра бин аль-’Аса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел» (хадис-хасан, переданный в книге «Аль-Худжджа» с достоверным иснадом).
Кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и истиной веры.
إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ وَصَدُّواْ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ قَدْ ضَلُّواْ ضَلَـٰلاَۢ بَعِيدًا
«Воистину, те, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, впали в глубокое заблуждение». (сура «Ан-Ниса», аят 167).
Аллах Табарока ва Таала пригрозил тем, кто отказывается уверовать в Посланников аляйхи ва салям, и мешает другим встать на путь Господа миров. Это - предводители неверия и проповедники заблуждения, которые сильно уклонились от Истины. Кто является более заблудшим человеком, чем тот, кто сбился с пути сам и сбивает с него других? Он совершает двойной грех, оказывается в двойном убытке и дважды лишается верного руководства.
عَنْ أَبِی مُوسَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: مَثَلُ مَا بَعَثَنِیَ اللّهُ مِنَ الْهُدَی وَالْعِلْمِ كَمَثَلِ الْغَيْثِ الْكَثِيْرِ أَصَابَ أَرْضًا، فَكَانَ مِنْهَا نَقِيَّةٌ قَبِلَتِ الْمَاءَ فَأَنْبَتَتِ الْكَلَأَ وَالْعُشْبَ الْكَثِيْرَ، وَكَانَتْ مِنْهَا أَجَادِبُ أَمْسَكَتِ الْمَاءَ فَنَفَعَ اللّٰهُ بِهَا النَّاسَ فَشَرِبُوا وَسَقَوا وَزَرَعُوا، وَأَصَابَ مِنْهَا طَانِفَةً أُخْرَی. إِنَّمَا هِیَ قِيْعَانٌ لَا تُمْسِكُ مَاءً وَلَا تُنْبِتُ كَلَأً، فَذٰلِكَ مَثَلُ مَنْ فَقُهَ فِی دِيْنِ اللّٰهِ وَنَفَعَهُ مَا بَعَثَنِیَ اللّٰهُ بِهِ فَعَلِمَ وَعَلَّمَ، وَمَثَلُ مَنْ لَمْ يَرْفَعْ بِذٰلِكَ رَأْسًا وَلَمْ يَقْبَلْ هُدَی اللّٰه الَّذِی أرْسِلْتُ بِهِ. رواه البخاری، باب فضل منعلم وعلم. رقم
Передается Абу Муса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Руководство и знание, с которым Аллах послал меня к людям подобно обильному дождю, выпавшему на землю. Часть земли была чистой, она впитала воду и породила множество пастбищ и растительности. Другая часть земли была затвердевшей, и она задержала воду, Аллах сделал ее полезной людям, они попили, напоили скот, и оросили поля. Кроме того дождь выпал и на другую часть земли, которая была ровной и гладкой, она не задержала воду и не вырастила зелень. Это подобно тому, как кто-то обрел понимание в религии Аллаха, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, он научился сам и обучил других. Второй – тот, кто сам не получил пользу, но передал другим. А кто-то даже не взглянув и не принял наставления Аллаха, с которым я был послан».
مَّثَلُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْۖ أَعْمَـٰلُهُمْ كَرَمَادٍ ٱشْتَدَّتْ بِهِ ٱلرِّيحُ فِى يَوْمٍ عَاصِفٍۢۖ لَّا يَقْدِرُونَ مِمَّا كَسَبُواْ عَلَىٰ شَىْءٍۢۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلضَّلَـٰلُ ٱلْبَعِيدُ
«Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение». (сура «Иброхим». аят 18).
Если человек не познал правильное вероубеждение, придавал Аллаху Субхана ва Тааля образ, телесность, место и что-то другое, что может указывать даже на малейшее придавание какого-то недостатка в Абсолютном Величии Всевышнего, то есть вероятность, что все его дела окажутся тщетными. Возможно, кто-то получил знания с какими-то отклонениями, стал приверженцем какой-нибудь из сект, отклонился от пути ахли сунна ва джамаат. Поэтому нам важно изучить акиду (вероубеждение) имамов Аль Матуриди, или Абу Аль Аш-Шари, или имама Ат-Тахави.
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, ничего не говорил от себя. Откровения Корана, Господь миров ниспосылал через Джибраиль аляйхи ва салям. Иснад (цепочка) имама Матуриди, связана с великим имамом Абу Ханифа. А цепь его учителей, идет от Ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху), который был одним из первых, кто принял Ислам, кто очень много времени провел рядом с Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Во время правления Уъмара ибн Хаттаба (родзи Аллаху аънху), этот халиф отправил его в Куфу, для распространения религии.
عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.
وَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَـٰدِلُ فِى ٱللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍۢ وَلَا هُدًۭى وَلَا كِتَـٰبٍۢ مُّنِيرٍۢ
«Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания». (сура «Аль Хадж», аят 8).
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: اتَّقُوا الْحَدِيْثَ عَنِّ إِلَّا مَا عَلِمْتُمْ، فمَنْ كَذَبَ عَلَیَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النّارِ، ومَنْ قَالَ فِی الْقُرْآنِ بِرَأْيِهِ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ. رواه الترمذی وقال: هَذَا حديث حسن، باب ما جاء فی الذی يفسر القرآن برأيه، رقم
Передается от Ибн Аббас (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Остерегайтесь пересказывать хадисы от моего имени, кроме тех, которые вы хорошо знаете. Кто возвел на меня ложь, пусть займет свое место в огне джаханнама. И кто объясняет Коран по своему, пусть займет свое место в огне джаханнама».
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَـٰدِلُ فِى ٱللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍۢ وَيَتَّبِعُ كُلَّ شَيْطَـٰنٍۢ مَّرِيدٍۢ
«Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом». (сура «аль Хадж», аят 3).
Среди людей есть такие, которые скитаются в заблуждении и пытаются оспорить Истину посредством своих лживых доводов. Они хотят доказать истинность заблуждения и опорочить истину, хотя сами являются величайшими невеждами и совершенно не обладают праведными познаниями. А все имеющиеся у них знания они приобретают путем слепого подражания своим заблудшим предводителям и мятежным дьяволам, которые дерзко и упрямо ослушаются Аллаха азза ва Джаля и Его Посланников аляйхи ва салям. Их предводители отреклись от Господа миров и Его Посланников аляйхи ва салям и превратились в вождей, призывающих людей в Адское Пламя.
عَنْ أَنَسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا جُلُوْسًا عِنْدَ بَاب رَسُوْلِ اللّٰهِ ﷺ نَتَذَاكَرُ يَنْزِعُ هٰذَا بِآيَةٍ وَيَنْزِعُ هٰذَا بِآيَةٍ فَخَرَجَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ كَأَنَّما يُفْقَأُ فِی وَجْهِهِ حَبُّ الرُّمّانِ فَقَالَ: يَا هٰؤُلآءِ بِهٰذَا بُعِثْتُمْ أَمْ بِهٰذَا أُمِرْتُمْ؟ لَا تَرْجِعُوا بَعْدِیْ كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ. رواه الطبرانی فی الأوسط ورجاله ثقات أثبات،مجمع الزواءد
Передается Анасом (родзи Аллаху аънху): «Мы сидели у двери Росулуллох соллаллоху аляйхи в асалям, обсуждая между собой вопросы. Один приводил в подтверждение один аят Корана, другой – другой аят. (Это стало похожим на спор). В этот момент к нам вышел Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Его лицо было красным (от гнева), как будто на его лице выжимали зерна граната. Посланник Аллаха (соллаллоху аляйхи ва салям) сказал: «О вы, разве для этого вы посланы, или вам это приказано! Не становитесь после моего ухода (из этого мира) неверующими, срубая друг другу головы (из-за споров)».
تَدْعُونَنِى لِأَكْفُرَ بِٱللَّهِ وَأُشْرِكَ بِهِۦ مَا لَيْسَ لِى بِهِۦ عِلْمٌۭ وَأَنَا۟ أَدْعُوكُمْ إِلَى ٱلْعَزِيزِ ٱلْغَفَّـٰرِ
«Вы призываете меня не веровать в Аллаха и приобщать к Нему в сотоварищи то, о чем у меня нет знания. Я же призываю вас к Могущественному, Всепрощающему». (сура «Гофир», аят 42).
Власть и могущество присущи только Творцу всего сущего, а что касается людей и остальных творений, то они не обладают никакой властью во Вселенной. Аллах Табарока ва Тааля прощает Своих рабов, которые совершают грехи и осмеливаются вызвать гнев Всевышнего, а затем с раскаянием обращаются к Нему. Он снисходителен к раскаивающимся рабам и избавляет их от наказания, как в мирской, так и в будущей жизнях.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ رُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ غَيْرِ فَقِيْهٍ، وَمَنْ لَمْ يَنْفَعْهُ عِلْمُهُ ضَرَّهُ جَهْلُهُ، اقْرَإِ الْقُرْآنَ مَا نَهَاكَ، فَإِنْ لَمْ يَنْهَكَ فَلَسْتَ تَقْرَءُهُ. رواه الطبرانی فی الكبير وفيه شهر بن حوثب وهو ضعيف وقد. مخمع الزو اءد
Передается Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Некоторые обладатели знания не понимают их. И кому не принесут пользы его знания, тому принесет вред его невежество. Вы будете считаться чтецами Корана только тогда, когда Коран будет удерживать вас, Если он не удерживает вас. Значит вы не читающие Коран».
أَفَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَـٰهَهُۥ هَوَٮٰهُ وَأَضَلَّهُ ٱللَّهُ عَلَىٰ عِلْمٍۢ وَخَتَمَ عَلَىٰ سَمْعِهِۦ وَقَلْبِهِۦ وَجَعَلَ عَلَىٰ بَصَرِهِۦ غِشَـٰوَةًۭ فَمَن يَهْدِيهِ مِنۢ بَعْدِ ٱللَّهِۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (сура «Аль-Джасия», аят 23).
Заблудшие люди совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах Роббиль иззат, или нет. Всевышний не наставил их на путь Истины, потому что Ему прекрасно известно о том, что они недостойны, идти прямым путем. Их уши не внимают тому, что может принести им пользу, их сердца не испытывают желания делать добро, а глаза не способны увидеть и осознать истину. Никто не сможет помочь таким людям, если Аллах Субхана ва Тааля закрыл для них двери, выводящие человека на прямой путь, и обрек их на вечное заблуждение. Но Господь миров не поступил с ними несправедливо - они сами были несправедливы к себе, и их злодеяния отдалили их от милости Аллаха азза ва Джаля. О люди! Неужели вы не станете делать то, что приносит вам пользу, и не прекратите совершать то, что навлекает на вас беду?
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَنْ أُفْتِيَ بِغَيْرِ عِلْمٍ كَانَ إِثْمُهُ عَلَی مَنْ أَفْتَاهُ. زَادَ سُلَيْمَانُ الْمَهْرِيُّ فِی حَدِيثِهِ: وَمَنْ أَشَارَ عَلَی أَخِيهِ بِأَمْرٍ يَعْلَمُ أَنَّ الرُّشْدَ فِی غَيْرِهِ فَقَدْ خَانَهُ. وَهَذَا لَفْظُ سُلَيْمَانَ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Кто дает фатву (шариатское решение) без знания, тот понесет бремя греха того, кому он ее дал». А в версии Сулеймана аль-Махри добавлено: «И кто указал брату на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот вероломно поступил по отношению к нему».
قَالَ ٱهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعَۢاۖ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّۭۖ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّى هُدًۭى فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَاىَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَىٰ
«Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным». (сура «То-ха», аят 123).
Аллах Табарока ва Тааля повествует об Адаме аляйхи ва салям, и нашем враге, это супостат всего человечества – шайтон. Сотворение этого дьявола – огромная мудрость Господа миров, и он даже признается, что не сможет сбить с истинного пути, искренних рабов Всевышнего.
عَنْ أَبِی بَرْزَةَ الْأَسْلَمِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: لَا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتّٰی يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَا فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَينَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَا أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَا أَبْلَاهُ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صَحيح، باب فی القيامة، رقم
Передается Абу Барза Аслями (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В День Суда человек не сможет сдвинуться с места, пока не ответит на следующие вопросы: «Как он провел свою жизнь? Насколько поступал в соответствии со своими знаниями? Как заработал свое богатство и на что тратил? На что использовал свое тело?»
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَن يَرْتَدَّ مِنكُمْ عَن دِينِهِۦ فَسَوْفَ يَأْتِى ٱللَّهُ بِقَوْمٍۢ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُۥٓ أَذِلَّةٍ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى ٱلْكَـٰفِرِينَ يُجَـٰهِدُونَ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَآئِمٍۢۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ ٱللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَآءُۚ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٌ
О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий. (сура «Аль- Маъида», аят 54).
Господь миров абсолютно не нуждается в творениях, которых Сам создал. Поэтому человек, отрекающийся от веры, нисколько не вредит Ему, а причиняет вред только самому себе. Есть много искренних рабов, которых Милостивый и Милосердный Аллах обязался вести праведным путем. Эти люди обладают самыми безупречными качествами, самыми стойкими сердцами и наилучшим нравственным обликом. Их самым большим достоинством является то, что их любит Всевышний, и они любят Его. Любовь Аллаха Роббиль иззат к рабу действительно является огромной милостью, которая может быть оказана к такому человеку, и является величайшим достоинством, которым он может быть почтен. Когда Творец всего сущего полюбит Своего раба, перед ним открываются большие возможности, и Аллах Субхана ва Тааля облегчает ему трудные начинания, вдохновляет его на совершение праведных поступков, помогает ему избегать предосудительных деяний и наполняет сердца других творений любовью и дружеским отношением к нему. Но для того, чтобы заслужить любовь своего Господа, раб должен душой и телом следовать путем последнего Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, уподобляясь ему в поступках и поведении.
رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةًۚ إِنَّكَ أَنتَ ٱلْوَهَّابُ
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!» (сура «Аль Имран», аят 8).
В этих откровениях речь идет о вопросе, который определяет грань между теми, кто исповедует ошибочные воззрения, и теми, кто следует прямым путем. Всевышний Аллах азза ва Джаля сообщает, что обладающие знанием праведники, всегда молят Господа миров укрепить их веру и не уклонять их сердца от истины в сторону заблуждения, после того, как Он наставил их на прямой путь и исправил их деяния. Милость и щедроты их Господа безгранично велики.
اللَّهُمَ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ. اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا. أَنْتَ وَلِيُهَا وَمَوْلاَهَا. اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لاَ يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لاَتَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لاَ يُسْتَجَابُ لَهَا
О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, скупости, малодушия, старческой дряхлости и мучений в могиле.
О Аллах! Даруй душе моей благочестие, и очисть ее. Ведь Ты – лучший, кто очищает. Ты – ее Покровитель и Владыка!
О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирение, и от души, которая не может насытиться, от мольбы, которой не внемлют!
Статью подготовил Рузметов Еркин.
(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым).