بسم الله الرحمت الرحيم
Общество, не знающее свою историю, не имеет настоящее, и мусульмане, не знающие великих людей своей общины, их вклад в развитие религии Ислям, не имеют будущего. Изучая и познавая подвиги этих выдающихся соратников Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, их дела и преданность великому делу, их познание и поклонение Аллаху Роббиль иззат, мы мусульмане должны быть очень признательны им, и гордится, что в нашей общине были такие личности. Анализируя их деяния получать вдохновение и помощь для работы, в донесение другим людям Истины, а также брать пример с них для своей жизни.
Аллах Субхана ва Тааля говорит в своей Книге:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ
«И станете вы лучшим из народов,
Явившихся из всех родов и всех времен, -
Ведь (в Господа) уверовали вы,
И повелели доброе и запретили злое».(сура «Аль Имрон», аят 110).
Почему Аллах азза ва Джаля отмечает особенность этих людей, а в Коране есть около ста аятов, посвещенных именно сахабам (соратникам) родзи Аллаху анхум, потому что они понесли Нур (Свет) Исляма, искренне любили, были всей душой преданны Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, и беспрекословно следовали его пути, и подражали во всех его деяних, зная что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям лучший из рода человеческого и любимец (хабибулло) Аллаха Господа миров.
Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям сказал о своих сподвижниках:
«Лучшие из людей – это мои сподвижники».
«Мои Асхабы (родзи Аллаху анхум), как звезды в ночном небе (их немало, много), кто за ними последует обретет успех и в этой и будущей жизни». Их выдающаяся жизнь, труд на пути Аллах Табарока ва Тааля до Ссудного дня яркий пример для многих народов.
Считаясь уммой Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, мы должны знать, что лучшим поколением в мусульманской общине является поколение его сахабов (родзи Аллаху анхум). Кого относят к ним, всех мужчин и женщин, которые видели Росулуллох соллаллоху аляхи ва салям, или были возле него, уверовали в Аллаха Роббиль иззат, в Его Посланника, и ушли из жизни будучи мусульманами. Верующие всем сердцем должны любить сподвижников (родзи Аллаху анху), делать за них дуа, брать с их образа жизни пример, и стремиться походить на них во всех добрых начинаниях. Любовь к сахабам является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением нифака (лицемерия).
Точных данных относительно общей численности сподвижников не приводиться, но по записям хадисоведа Абу Зуры ар-Рози, их количество достигало сто двадцати четырех тысяч человек.
Благодаря своим выдающимся качествам и добродетели, они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте. В истории человечества было немало выдающихся личностей, героев во всех сферах многогранной палитре жизнедеятельности людей, многих из них уже забыли, но община мусульман не забыла своих героев, даже если прошло уже почти полторы тысячи лет, потому что они сподвижники нашли в своей жизни довольство Аллаха Роббиль иззат. Они усердствовали, в донесении до других людей своего времени, послания Господа миров, чтобы вывести людей от мрака многобожия к свету Единобожия (веру в Аллаха Субхана ва Таала):
Асхабы (родзи Аллаху анху) брали пример с живого воплощения Корана, у Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.
وَإِنَّ لَكَ لَأَجْرًا غَيْرَ مَمْنُونٍ وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
Аллах Субхана ва Тааля в Коране говорит:
«И для тебя (о Мухаммад) назначены дары,
Поистине неистощимы
И нрав, возвышенный тебе (дарован)». (сура «Аль Калям», аяты 3-4).
В наше время очень большой поток информации, образование всяких новых религий, каких-то многочисленных атеистических и религиозных философских течений, и в монотеистических религиях введено множество всяких новшеств, также наша истинная религия Ислям страдает от всяких заблудших сект. Те течения, отклоняющие следование имамам ахли сунна ва джаммат, которые получили эстафету религии Ислям от сахабов (родзи Аллаху анхум), разве они не заблудшие. Они вычеркивают огромную часть истории Исляма, более тринадцати веков. Кто не признает историю, и истинно праведных, выдающихся людей нашей уммы, тот не только приносит вред всем мусульманам, и искажая историю Исляма, тот возможно не понимая сам, способствует изменению и даже исчезновению религии Ислям вообще.
Коран – книгу Аллаха азза ва Джаля, Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, передана было через Джибраиль аляйхи ва салям, в течении двадцати трех лет. Сахабы (родзи Аллаху анхум) слово в слово запоминали каждый аят Досточтимого Корана, который был произнесен Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. После битвы с лжепророком Муссайлямой, в которой погибло семьдесят хафизов (людей, заучивших полностью Коран), Абу Бакром ибн Кухафа, Умаром ибн аль Хатабом, Усманом ибн Аффаном и другими сахабами (родзи Аллаху анхум) было принято решение собрать Коран в одну книгу.
Такие сахабы как Абу Хурайра, Абдуллах ибн Умар, Анас ибн Малик, Абдуллах ибн Аббас, Айша супруга Пророка и многими другими сподвижниками (родзи Аллаху анхум) была передана сунна Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям (его действия и высказывания: Абу Хурайра – 5374 хадиса; Абдуллах ибн Умар – 2630 хадисов; Анас ибн Малик – 2286 хадисов; Айша бинт Абу Бакр – 2210 хадисов; Абдуллах ибн Аббас – 1660 хадисов.
А из чего состоит наша религия Ислям – из Корана и Сунны последнего Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Поэтому очень важно изучать жизнь и деятельность сподвижников, которые взяли истинный свет религии Ислям, из первоисточника, от последнего Пророка – Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Изучая их преданность, любовь, полное подчинение и следование велениям Корана и Сунне, мы можем получить огромную пользу для своей веры, жизни и ахирата, воспитывая себя и преобразовывая свою жизнь под законы Аллаха Табарока ва Тааля.
Есть люди, которые говорят, что такое подчинение и следование законам Шариата подвластно только Пророкам и Посланникам, что простым смертным людям непосильно следовать этому, но такую ношу успешно понесли и очень даже преуспели в этом Асхабы (родзи Аллаху анхум), среди которых были не только жители пустынь арабы, также люди африканской расы, и люди других национальностей, которых Аллах азза ва Джаля одарил истинным светом. Этот век в истории Исляма все ученные в мире называют «золотым веком». Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям строго запретил плохо отзываться о сахабах (родзи Аллаху анху), разъяснив, что никому из последующих поколений мусульман не удастся достичь той искренности и того благонравия, которым отличались его соратники: «Не говорите что-либо отрицательное о моих сахаба, так как если кто-нибудь из вас потратит золото величиной с горой Ухуд, то не сравниться с пригоршней того, что израсходовал кто-то из них, или даже с половиной той меры».
Передается Абу ад-Дарда (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, ученые являются наследниками Пророков аляйхи ва салям, которые после себя не оставили в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют своим последователям только знания, кто приобрел и использовал в своей жизни, тому достался великий удел». (приведено в сборниках Абу Дауда и Тирмизий). Знание – это непрерывная цепь, Аллах Роббиль иззат через Джибраиля аляйхи ва салям, Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, Он сподвижникам (родзи Аллаху анхум), они своим ученикам таъбиинам, и так до наших дней, от учителя к ученику, из уст в уста.
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
«Тебя, (о Мухаммад!), послали Мы никак иначе,
Как милость Нашу для миров!» (сура «Ан-Анбия». аят 107).
В этих аятах нашей Священной книге, Аллах Роббиль иззат, говорит, что из всех людей которые были, есть и будут, именно Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, Господь миров выбрал Посланником для всего человечества (его поколения и после него) до Ссудного дня, и последним среди всех Посланников и Пророков аляйхи ва салям. Как Аллах Табарока ва Тааля выбрал Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, так и выбрал в помощь ему сподвижников (Асхабов родзи Аллаху анхум).
Передается от Анаса ибн Малика (родзи Аллаху анху), что к Росулуллох соллаллохи аляйхи ва салям пришел один человек и спросил: «Когда наступит Ссудный день», Посланник Аллаха спросил его: «А что ты приготовил, к этому событию», тот ответил: « У меня совсем мало праведных деяний, но я люблю Пророка соллаллоху аляйхи ва салям и его сподвижников», на что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Что после Ссудного дня, человек кого любил в этой жизни, будет в их обществе (то есть с Пророком Всевышнего и его сподвижниками).
وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Опередившими других (в принятии исляма) были те,
Кто первыми, (оставив свой очаг),
Переселились (в чуждые края),
И те, кто дал им (хлеб и крышу),
И те, кто следовал их праведным делам,
Они - к великому довольствию Аллаха,
И их довольствию – Аллах.
Он уготовил им Сады, реками омовенны,
Где им навечно пребывать,
И это есть великое свершенье!» (сура «Ат Тауба» аят 100).
Речь идет о мухаджирах и ансарах, которые первыми обратились в истинную веру, совершили переселение, приняли участие в борьбе за сохранение своей веры, и распространение на земле религии Аллаха Субхана ва Тааля. Мухаджиры - это переселенцы, которые покинули свою родину и расстались со своим имуществом в надежде снискать милость и благоволение Создателя Вселенной. Они с искренностью уверовали в религию Аллаха азза ва Джаля, и помогали Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям донести до других людей непременную Истину. Ансары – это коренные жители Медины, которые возлюбили тех, кто переселился к ним, и отдавали им предпочтение перед собой даже тогда, когда сами испытывали нужду. Они уверенно последовали по их стопам, исповедуя правильные воззрения, и заслужили самую добрую похвалу и наилучшее вознаграждение от Творца всего сущего.
Всем мусульманам нужно понять, любить сподвижников (родзи Аллаху анхум), изучать их жизнь, следовать им, брать пример для своей жизни, значить стремится к истинной вере в Аллах Субхана ва Тааля, не следовать им, быть плохого мнения о них, значит иметь в сердце лицемерие.
الَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«И скажут те, кто после них пришел:
«О наш Господь! Прости и нам, и нашим братьям!
Не оставляй в наших сердцах обиды к тем,
Которые до нас Тебе предались.
О наш Господь! Ведь Ты, поистине, к нам благ и милосерд!»
(сура «Аль Хашр» аят 10).
Идти путем сподвижников и руководствоваться их примером является честью для всех последующих поколений. Поэтому Всевышний сказал, что последователи мухаджиров и ансаров говорят: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» Эта мольба (дуа) подчеркивает не только стремление мусульман заслужить прощение, но и их доброе отношение к остальным правоверным. Они просят за сподвижников Мухаммада соллаллоху аляйхи ва саля, а также за их верующих предшественников и правоверных последователей. В этом состоит одно из превосходств истинной веры: верующие помогают друг другу, любят друг друга, и одним из проявлений мусульманского братства является дуа друг за друга. Их объединяет вера, которая призывает мусульман питать братские чувства ко всем верующим в Аллаха Табарока ва Тааля.
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلً
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету». (сура «Аль Ахзаб». аят 23).
Эти верующие исполнили свое обещание самым совершенным образом, всеми силами стремились снискать благоволение своего Господа и жертвовали своим жизнями, повинуясь Его воле, следовали предписаниям и отстранялись от запретного. Среди них есть такие, которые сдержали свое обещание и достигли желанной цели. Одни из них пали в сражениях во имя Аллаха Роббиль иззат, а другие оставили этот мир в обыденной жизни, но до самого последнего вздоха продолжали выполнять свои обязанности и не изменили обещанию.
Лучшими среди сподвижников считаются те, которые одними из первых приняли веру, сделали хиджру (переселение из Мекки в Медину), и они же поднимали знамя Исляма, (то есть стали правителями мусульман), после ухода из жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Праведные халифы: Абу Бакр ибн Кухафа, Умар ибн аль Хаттоб, Усман ибн Аффан и Али Абу Толиб. Они правили мудро и справедливо, совмещали светскую и духовную власть, и строго руководствовались Шариатом Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. Общее время их правления, около тридцати лет, является ярким этапом в истории Исляма, когда власть и закон были поставлены на службу мусульманам и всем другим народам, которые сосуществовали в их государстве. Праведные халифы внесли огромный вклад в становление, развитие и расширение мусульманского государства. Были созданы административные органы, судебная система, расширялись города, организованы военные гарнизоны, предприняты основные меры для сохранения духовного наследия Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям
По Милости Аллаха азза ва Джаля некоторые величайшие представители из сподвижников, были осведомлены при жизни, что им предназначен Рай. Абу Бакр ибн Кухафа, Умар ибн Хаттоб, Усман ибн Аффан, Али ибн Толиб, Тольха ибн Убайдуллах, Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абдуррохман ибн Ауф, Саъд ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зайд, Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (родзи Аллаху анхум).
جَزَاؤُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ
«Господнею наградой им – сады Джанната,
Потоками речными омовенны,
Где пребывать навечно им.
И там они - к довольствию Аллаха,
И к их довольствию – Аллах;
Все это – лишь для тех,
Кто гнева Господа страшится». (сура «Аль Байина», аят 8).
Они войдут в Сады вечности, которые они не покинут и где их не постигнет смерть. Получив вознаграждение своего Господа, они не будут стремиться к еще большему. Он будет доволен праведниками, потому что они выполняли Его веления и совершали дела угодны Создателю всего сущего, а они останутся довольны щедрым даром, который Он приготовил для них. Такое прекрасное воздаяние получат только те, кто страшился Аллаха Табарока ва Тааля, избегал грехов и выполнял предписания религии Ислям.
Огромная Хвала Аллаху Роббиль иззат, Который даровал высочайшие сифаты (качества) тем из Своих рабов, кому Он пожелал, и возвысил степени Своих любимых рабов в Раю. Благословение и приветствие лучшему из Посланников и Пророков Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям.
Изучение и познание жизнеописания сподвижников (родзи Аллаху анху), и следование их примеру, должно быть очень важным деянием для всех мусульман. Ведь постижение своим разумом жизненного пути сахабов, их достоинств становиться причиной любви к ним, и приближение к Аллаху Субхана ва Тааля, как следствии этих симпатий.
В тексте использованы переводы Корана, выполненные Эльмиром Кулиевым и Валерией Иман Пороховой.
Автор статьи: Рузметов Еркин