بسم الله الرحمت الرحيم
Воздаем хвалу Аллаху Роббиль иззат, к Нему только обращаемся за помощью, просим прощения и приносим Ему свое покаяние, надеясь на Его милость, взываем к Его защите от зла наших душ и от греховных наших дел. Тот, кого поведет Аллах Субхана ва Тааля прямым путем, того никто не введет в заблуждение, тот же кого Аллаха азза ва Джаля собьет, того никто не сможет наставить на путь Истины.
Свидетельствуем, что нет никого достойного для поклонения, кроме, и Аллах Табарока ва Тааля свидетельствуем, что Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям Его раб и посланник, да благославит его Аллах Роббиль иззат, а также его семью, всех сподвижников и всех, кто следовал по их пути до самого Судного дня.
قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха», (сура «Ат-Тавба» аят 51).
Всевышний изобличил заблуждение лицемеров и повелел Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, сказать: «Нас постигнет только то, что уже предписано Аллахом Роббиль иззат и записано в Хранимой скрижали. Аллах Субхана ва Тааля покровительствует нам и устраивает наши мирские и религиозные дела. Мы довольны своей судьбой и не распоряжаемся ею по собственному усмотрению. И пусть верующие, которые желают снискать благо и избежать несчастий, уповают на одного Аллаха азза ва Джаля, и верят в Его поддержку. Надежды того, кто уповает и полагается на Него, никогда не будут обмануты. А грешники, которые уповают на иных покровителей, будут оставлены без поддержки Творца Вселенной, и не смогут достичь желаемого».
Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Вы не почувствуете вкуса настоящего имана, пока не будете убеждены в том, что не могло вас миновать то, что постигло, а что миновало не могло постичь. Первым, что создал Аллах Табарока ва Таала, было Перо (Калям). И Господь велел ему написать предначертание для каждой вещи вплоть до Судного дня. Кто умрет не с этим убеждением, тот не из нас».
Передают со слов Абу Хурайра (родзи Аллаху анху), что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, человек может долго совершать дела обитателей Рая, но завершить это совершением дел обитателей Огня, и человек может долго совершать дела обитателей Огня, но завершить это совершением деяний обитателей Рая».
Один человек спросил: "О Посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено, и не отказаться ли от деяний? "В ответ на это Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: "Тот, кто принадлежит к числу счастливых, будет заниматься делами стремящихся к благу, а тот, кто принадлежит к числу несчастных, будет заниматься делами, тех, кто потерпел убыток. Делайте то, что вам велено, и каждому из вас будет облегчено. Что касается счастливых, то им будет облегчено совершение праведных деяний, что же касается злосчастных, то им будет облегчено совершение греховных дел".
А потом Пророк соллаллоху аляйхи ва салям прочитал следующие аяты:
فَأَمَّا مَن أَعْطَى وَاتَّقَى وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى
وَأَمَّا مَن بَخِلَ وَاسْتَغْنَى وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَى
"Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным, и признавал наилучшее, то Мы облегчим ему путь к легчайшему, а тому, кто скупился, и думал, что обойдётся, и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (сура «Аль Лайл», аяты 5-10)
Анализируя эти аяты и высказывания Мухаммада соллаллохи аляйхи ва салям, верующие люди должны понять и сделать выводы. Вся наша жизнь пройдет в испытаниях.
أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ
وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Неужели люди полагают, что их оставят, если они скажут: "Мы уверовали", - и не будут они подвергнуты испытанию?! Мы испытывали и тех, кто был до них, ведь Аллах непременно узнает правдивых и узнает лживых!» (сура «Аль Анкабут» 2-3).
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий» (сура «Мульк» аят 2).
Он оживляет и умерщвляет Своих рабов, дабы увидеть, чьи деяния искренние и праведные. Он создал людей и поселил их в этом мире. Он сообщил им, что они непременно покинут его, и ниспослал им повеления и запреты, а затем искусил их страстями, отвлекающими человека от выполнения велений Господа миров. Тем, кто будет покорен этим велениям, Аллах азза ва Джаля воздаст прекрасной наградой как в этом, так и в будущем мирах. А чья душа склонится к удовлетворению своих низменных страстей, и кто отвергнет Волю своего Создателя, тех постигнет справедливое возмездие. Ему принадлежит могущество, и Ему подвластно и покорно все сущее. Он отпускает Своим рабам грехи и упущения, особенно, если они раскаиваются в содеянном. Он прощает грехи, даже если они достигают небес, и покрывает пороки верующих, даже если они переполняют весь этот мир.
Также каждый человек должен понять без веры в Аллаха Субхана ва Тааля не будут приняты никакие наши деяния, ночные бдения, дневные посты, пожертвования, добро людям и так далее. Но и вера имеет более семидесяти ответвлений, наивысшим из которых, является произнесение шахады: «Ашхаду ляя иллаха ил Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадар абдухува росууллих», (свидетельствовать, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха Роббиль иззат, Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, Его раб и Посланник). Второе – вера должна не только произносится языком, а полностью присутствовать и утвердится в сердце.
И, конечно, для совершенствования своего имана, нужно усердствовать в исполнении предписанных праведных деяний, и добровольных (науфиль деяний).
А для того, чтобы человек не отступился праведного пути, и заслужил Милосердие Аллаха Табарока ва Тааля, он должен выполнять семь условий этого свидетельства, без которых оно не принимается:
1. Знание (исключающее невежество);
2. Убежденность (исключающее сомнение);
3. Принятие (исключающее отказ);
4. Повиновение (исключающее непокорность);
5. Искренность (исключающее ширк – придавание сотоварищей Всевышнему);
6. Верность (исключающая ложь).
7. Любовь (исключающее ненависть).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا
О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и последний день, тот впал в глубокое заблуждение. (сура Ан Ниса, аят 136).
Познавая Аллаха азза ва Джаля мы должны уверовать:
1. В обязательное Его существование. (Аль Вуджуд).
2. В Его Безначальность (Господь был, ничего не существовало – Аль Кидам).
3. В Его Вечность (Аль Бака).
4. Господь никому и ничему не подобен (Аль Мухаляфату лиль хавадис).
5. Он ни в ком и ни в чем не нуждается. (Аль Киям би нафс).
6. Господь – Единственный всем управляет. (Аль Вахдания).
7. В Могущество Господа. (Аль Кудра).
8. В Его Волю (все происходит по Его воле. (Аль Ирода).
9. Он Живой, Сущий (Аль Хайя).
10. В Его абсолютные знания обо всем. (Аль Ильм).
11. Он Всеслышащий. (Ас Сам).
12. Он Всевидящий. (Аль Басар).
13. Господь владеет речью. (Аль Калям).
14. Господь что пожелает, то произойдет. (Ат Таквин).
15. Господь – Создатель всего сущего. (Ат Тахрик).
16. Господь дарует смерть, умерщвляет. (Аль Имата).
17. Господь дарует жизнь, оживляет. (Аль Ихия).
Передается от Анаса (родзи Аллаху анху): «Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами):
1. Любит Аллаха Роббиль иззат и Его Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, больше, чем всех и всего остального.
2. любит (того или иного) человека, стремясь только к довольству Аллаха Табарока ва Тааля.
3. И не желает возвращаться к неверию и к греховных деяниям так же, как не желает быть ввергнутым в огонь джаханнама».
Ас-Синди пишет: «Сладость веры – это, ощущение радости в сердце и удовольствия в душе, похожее на удовольствие, которое получают от еды. Существует мнение, что сладость - это прелесть. Одним словом, вера доставляет душе удовольствие, похожее на сладость, ощутимую органами чувств. Иногда она даже превосходит её и заставляет позабыть о самых сильных огорчениях. Это понимают те, чью грудь Аллах Субхана ва Тааля распахнул для Исляма. О Всевышний Аллах, позволь нам ощутить сладость веры и одари нас постоянством в ней».
Ибн аль-Каъйим сказал: «В сердце есть зерно раздора, и вырвать его можно лишь благодаря устремлению к Аллаху азза ва Джаля. И есть в нём отчужденность, которую можно устранить лишь общением с Ним наедине. И есть в нём печаль, которую можно удалить лишь радостью познания Его и искренностью в отношениях с Ним. И есть в нём беспокойство, от которого может избавить лишь встреча с Ним и бегство к Нему. И есть в нём огоньки печали, которые можно потушить лишь, удовлетворившись Его приказами, запретами и предопределением, а также объяв всё это терпением до самой встречи с Ним».
Передают со слов Абу Абдуллаха Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари (родзи Аллаху анхум), что один человек обратился к Посланнику Мухаммаду соллаллохи аляйхи ва саллям, с вопросом, сказав: "Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных молитв, и поститься во время рамадана и считать дозволенным дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в рай?"- и он сказал: "Да».
Сообщается, что Ибн аль-Мунтафик (родзи Аллаху анху), сказал: "Я подошёл к Пророку, (соллаллохи аляйхи ва саллям), когда он находился на Арафате, и сказал ему: "Я спрошу тебя о двух вещах: что спасёт меня от огня и что позволит мне войти в Рай?" Он сказал: "Хотя вопрос твой был краток, ты спросил о великом деле, путь к которому имеет трудности. А теперь усвой, что я скажу: поклоняйся Аллаху Роббиль иззат, и ничему более наряду с Ним, совершай предписанные молитвы, выплачивай обязательный закят, соблюдай пост в месяце Рамадзан, поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, и избавь людей от того, чего сам ты не любишь по отношению к себе».
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Ан-Аънбия», аят 107).
Аллах Всевышний направил Своего посланника Мухаммада (соллаллохи аляйхи ва саллям), как милость для людей, чтобы он избавил их от заблуждений, ведущих в огонь, и наставил их на ясный, и праведный путь, ведущий в рай. Аллах Табарока ва Тааля определил границы этого пути и обязал людей придерживаться их. Того, кто будет останавливаться у этих границ и сторониться всего предосудительного, они придут к благому концу, того же, кто станет нарушать эти границы, это ведёт в пропасть. При этом всё то, что установил Творец всего сущего, и к чему Он обязал людей, посильно человеку, так как Аллах Роббиль иззат желает Своим рабам облегчения и не желает для них затруднений.
Если вы будете избегать семи тяжких грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши дурные дела и введём вас (через вход) благословенный:
1. Поклонение другим наряду с Аллахом азза ва Джаля.
2. Колдовство.
3. Убийство человека, которого Аллах Субхана ва Тааля запретил убивать, иначе как праву (по решению, вынесенным шариатским судом).
4. Ростовщичество (ссуда, которая увеличивается, по процентной ставке).
5. Проедание имущества сироты.
6. Отступление в день наступления (оставление поля боя, трусость, малодушие).
7. Обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном".
Мусульманин, желающий найти спасение, и стремящийся найти довольство Аллаха Роббиль иззат, должен совершать дополнительные поклонения, и не приближаться к порицаемому. Если верующий отказывается выполнять науфиль ибодаты, то он сам себя лишает больших наград, особенно если учесть, что дополнительное было узаконено с целью исправления всевозможных недостатков и упущений во время совершения обязательного. В своих трудах факихи отделяли друг от друга обязательное (ваджиб), рекомендуемое (мандуб), дозволенное (мубах), запретное (мухаррам), и порицаемое (макрух), и делали разъяснения относительно различных категорий разрядов шариата для того, чтобы на основании этого выносить суждения о том, являются ли действия мусульманина правильными, неправильными или нечестивыми, а потом определять, необходимо ли требовать у него повторения какого-нибудь действия, а также для вынесения других видов суждений.
Когда этот благочестивый верующий станет поклоняться Аллаху Субхана ва Тааля, выполняя то, что Он вменил ему в обязанность, и сердце его будет поддерживать с Ним связь, он ощутит радость, душевное спокойствие и духовное наслаждение. Всё это внушает ему любовь к поклонению и желание делать побольше того, что угодно Всевышнему, совершая дополнительное и отказываясь от порицаемого, особенно после того, как он услышал слова Посланника Аллаха (соллаллохи аляйхи ва саллям), передающего сказанное Господом: "...и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (науфиль), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет брать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, (а если обратится ко Мне с мольбой, то Я обязательно отвечу ему)".
Вершинами многих деяний являются, когда верующий набирается религиозных знаний и достигает в этом большой успех, тратит свое богатство для нуждающихся (помощь бедным, строительство дорог, мечетей, медресе (религиозные школы обучения) и так далее), и тот, кто выходит на защиту своей Родины и принципов Исляма. Но не у одного из них не будет приняты их жертвы, если они были сделаны без искренней веры и совершения деяний, только ради довольства Аллаха Субхана ва Тааля. Один праведник сказал: «Искренен тот, кто скрывает свои благие деяния подобно тому, как скрывает грешник свой грех». «Всякая показуха - ширк. Истинно, совершающий благие дела для людей - получает награду от людей, а кто ради Аллаха - от Аллаха азза ва Джаля».
«Воистину, в теле человека есть кусок плоти, если он будет здоров, то и тело будет в благополучии, если этот орган будет испорчен, то и все дела, и жизнь человека в убытке. Этот орган - кольб (сердце)».
Жизнь человека – это ответственный период времени, очень важно в свое сердце поместить веру, правильное вероубеждение, постоянно подпитывая свои действия праведными деяниями, искренними поклонениями, очищать самый важный орган от всякого стремления к славе, известности, богатству, к наслаждениям, делать деяния на показ. Также нужно проделать огромную и очень тяжелую работу, это искоренить из сердца гордость, зависть, ненависть к окружающим (ведь именно эти качества принесли Иблису, Кобылу (Каину) несчастье. А любовь к мирскому, стало поводом потери Адама аляйхи салям места пребывания в Раю. Также важно человеку воспитать, подчинить свои желания, страсти под требования, запреты Господа миров, отстранившись от тяжких грехов, также избегать даже склонности к мелким грехам и проступкам, постоянно ощущая присутствие Всевышнего и боязнь ослушания перед Ним. Если верующий будет придерживаться этих рекомендаций, то с Милостью Аллаха Роббиль иззат путь в Джаннат будет облегчен.
اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ
سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاء وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ
Познайте все, что жизнь в этом мире -
Забава легкая да тщета
Взаимная хвальба, да суетная слава,
Да умножение добра и отроков своих.
И в этой суете подобны вы дождю,
Что поросль взрастит на радость грешным,
Со временем она увянет, пожелтеет на глазах
Иссохнет и осыплется в незримость
Но в будущем – суровой будет кара для неверных
И будет всепрощенье и награда
Для праведных служителей Аллаха
И жизнь ваша в мире сем -
Лишь себялюбцев сладостный обман.
Что будет временем рассеян.
Спешите ж заслужить прощение Аллаха,
И пребывание в Его Саду
Что простирается на весь простор земли и неба
И уготован был для тех, которые в Аллаха и посланников Его
Уверовали (всей душой и сердцем),
Аллах поистине, податель всех щедрот. (сура «Аль Хадид», аяты 20 -21).
В статье использованы переводы Корана, выполненные Эльмиром Кулиевым, и Валерией Иман Пороховой.
Автор Рузметов Еркин,
муадзин мечети «Миразиз ата»