Терпение(собр)

Терпение(собр)

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Вся хвала принадлежит только Аллаху Господу миров, мы прославляем и восхваляем Его, прибегаем за помощью только к Нему, приносим Ему свое покаяние и надеемся на Его прощение, просим помочь нам и ищем у Него защиты, от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кому Аллах Субхана ва Тааля даст прямой путь, того никто не сможет сбить с истины, и ввести в заблуждение, а кому Создатель всего сущего не дарует самое ценное благо веры (имана), того никто не сможет осветить и направить к этой милости.

Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Терпение – это половина веры». «Никто еще не получал более лучшего и щедрого дара от Творца Вселенной, чем терпение». Какой смысл несет слово терпение, в переводе с арабского языка слово «Собр» означает – хранение, удерживание, запирание, то есть держать свою душу (нафс) в рамках сводов законов, которые установил Аллах Табарока ва Тааля. Беды бывают разные, большие и малые, однако худшей напастью является утрата религии. Это самое большое горе в этом мире и в следующем, это худший убыток, который не несет человеку никакой пользы, только зло, это самое безнадёжная потеря.

 أُولَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُاْ الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى وَالْعَذَابَ بِالْمَغْفِرَةِ فَمَآ أَصْبَرَهُمْ عَلَى النَّارِ 

 «Они купили заблуждение за верное руководство и мучения - за прощение. Насколько же они готовы терпеть Огонь!» (сура «Аль Бакара», аят 175).

 Они бросили писание Аллаха Роббиль иззат за спины и отвернулись от него. Они предпочли заблуждение истине, а наказание всепрощению. Они не заслуживают ничего, кроме Адского огня, но разве они смогут вынести такое наказание? Разве у них хватит терпения.

 

وَقَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللَّهِ خَيْرٌ لِّمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا وَلَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الصَّابِرُونَ 

«А те, которым было даровано знание, сказали: "Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых». (сура «Аль Косос», аят 80).

Такова истинная сущность вещей. Однако далеко не каждый, кто знает эту истину, может встать на прямой путь и удержаться на нем. Это удается только терпеливым праведникам, которые исправно поклоняются Всевышнему Аллаху, сторонятся грехов, стойко переносят тяготы судьбы и не поддаются мирским искушениям. Они не позволяют страстям и низменным порывам отвлечь их от поклонения Господу миров и помешать им выполнить ту миссию, ради которой они пришли в этот мир. Они предпочитают получить вознаграждение Аллаха Субхана ва Тааля, нежели наслаждаться этим тленным миром.

Пророк соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха азза ва Джаля, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

Али ибн абу Толиб (родзи Аллаху анху) сказал: «Терпение для веры (имана), то же, что голова для тела», затем он возвысил голос и сказал: «Истинно! Нет веры у того, у кого нет терпения!».

Терпение делится на три вида:

1.Терпение в повиновении приказам Аллаха Табарока ва Тааля – это, лучший из видов терпения. Например, когда мусульманин проявляет терпение, совершая молитву в строго предписанное время, выполняя все её столпы и обязательные рукны (сажда, руъку и так далее). Обязательный пост в месяц Ромадзан, особенно в летнее время, когда из-за жарких дней, жажда сильней воздействует на человека. В выделении материальных средств для оплаты закята. В послушании и благодеянии родителям, в соблюдении скрытия своего аурата для женщины, и другие дела, которые нам приказал Всевышний.

2. Терпение при оставлении грехов и проступков, которые запретил нам Аллах Роббиль иззат. Например, как отказ от слушания музыки и взглядов на запретное, сплетни, бесполезная трата времени и т.д.

3. Терпение бед, предопределённых Аллахом Субхана ва Тааля. Это терпение во время бедствий, несчастий, трудностей, которые постигают самого человека, его семью или его имущества.

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ۝ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعونَ ۝

«Поистине, Мы испытаем вас и долей страха, и голодом, убытками в добре, потерей жизни (тех, кто дорог), потерями плодов (труда), ты сообщи благую весть всем тем, кто стойко терпит беды.  Всем, кто в минуты горя говорит: «Поистине, мы все во власти Бога, и лишь к Нему мы возвратимся».(сура «Аль Бакара», аяты 155-156).

Именно терпеливые верующие удостоены этой славной благой вести и великой почести. Когда их постигают неприятности и напасти, причиняющие им духовные или физические страдания, они говорят: «Мы - рабы Аллаха азза ва Джаля, и мы полностью зависим от Его воли. Мы не властны над своими жизнями и своим имуществом, и если Аллах Табарока ва Тааля лишит нас здоровья или части нашего имущества, то ведь Милостивый Господь властен распоряжаться Своими рабами и Своей собственностью, как пожелает. Мы не должны противиться этому. Более того, настоящий раб должен знать, что любые несчастья происходят по воле Создателя Вселенной, Который более сострадателен к Своим рабам, чем они сами к себе. Это обязывает нас довольствоваться судьбой и благодарить Аллаха Роббиль иззат за Его предопределение, которое приносит человеку пользу, даже если он не понимает этого. Будучи рабами Аллаха Субхана ва Таала, мы непременно вернемся к своему Творцу в День воскресения, и тогда каждый человек получит воздаяние за свои дела. Если мы проявим терпение в надежде на вознаграждение Аллаха азза ва Джаля, то получим его сполна. Если же мы станем негодовать и сетовать на судьбу, то лишимся этой награды, и нам не останется ничего, кроме нашего негодования. Наше положение рабов, которые принадлежат Аллаху Табарока ва Тааля и непременно вернутся к Нему, обязывает нас проявлять стойкость и терпение». 

Мухаммад соллалохи аляйхи ва салям говорил: «Бедствия не перестанут постигать рабов Господа до тех пор, пока они не будут идти по земле, будучи свободными от всех грехов». «Какая бы печаль, тревога или что-то другое не постигло верующих, это обязательно станет искуплением их грехов, даже если кого-то просто уколет колючка».

Поэтому беды следует считать милостью, ведь они очищают от грехов, и побуждают к терпению, за которое мусульманин также получает награду. Бедствия призывают человека возвратиться к Аллаху Роббиль иззат, покаяться и смириться перед Ним, отвернуться от творений и обратиться к Творцу всего сущего. Если же Аллах Субхана ва Тааля возжелает человеку зла, то Он оставляет его и не наказывает в этом мире, чтобы он предстал перед своим Господом в Судный День, утопая в грехах, и тогда Всевышний накажет его так, как он того достоин. В религиозном понятии терпение – это удержание души от беспокойства и нетерпения, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения (как например, разрывание на себе одежды и битьё себя по щекам, когда умирает кто-то из близких).                                                      

قُلْ يَا عِبَادِ الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا رَبَّكُمْ لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا فِي هَذِهِ الدُّنْيَا حَسَنَةٌ وَأَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةٌ إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ 

«Скажи Моим рабам, которые уверовали: "Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета". (сура «Аз-Зумар», аят 10).

Воистину, терпеливые праведники получат воздаяние полностью без всякого счета. Речь идет о правоверных, которые терпеливо переносят порой тяжелое и болезненное предопределение Аллаха азза ва Джаля, терпеливо избегают грехов и терпеливо выполняют повеления своего Создателя. Именно им обещано неисчислимое вознаграждение, у которого не будет конца краю, и все это свидетельствует о том, какую пользу приносит терпение человеку и какое важное место оно занимает перед Аллахом Табарока ва Тааля.

Один из ученных говорил: «Что касается блага, содержащегося в бедствиях, то явно, что бедствие нуждается в терпении (а оно уже есть благо для человека). Человек же живущий в достатке и благоденствии нуждается в терпении, чтобы оставаться покорным. Воистину искушение благополучием намного тяжелее, чем искушение бедами и несчастьями. В бедности многие люди остаются праведными, а в богатстве праведными остаются лишь немногие. Поэтому большинство обитателей Рая – это бедные люди, потому что испытание бедностью легче, однако и те и другие нуждаются в том, чтобы быть терпеливыми и благодарными. Но по той причине, что в благополучии есть наслаждение, а в бедах есть страдание, стало распространённым побуждать к благодарности в благополучии, и побуждать к терпению в бедствии». 

إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ 

 «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». (сура «Аль Муъмин», аят 111).                        

Господь миров вознаградил их за то, что они повиновались Ему и терпели, когда окружающие их люди причиняли им обиды. Сегодня они пребудут в Раю, наслаждаясь вечным блаженством и избавлением от адского пламени. 

فَالْيَوْمَ الَّذِينَ آمَنُواْ مِنَ الْكُفَّارِ يَضْحَكُونَ ۝

 عَلَى الْأَرَائِكِ يَنظُرُونَ ۝

 هَلْ ثُوِّبَ الْكُفَّارُ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ ۝

В другом аяте сказано: «В тот день верующие будут в лучшем положении чем неверующие, и на ложах будут созерцать райские блага и то ужасное положение, в котором окажутся грешники. Разве неверующие не получат воздаяние за то, что они совершали?» (сура «Аль Мутаффифин», аяты 34–36).

Человека постигло несчастье, он потерял имущество или горе коснулось его детей, но при этом он знал, что всё происходит только по воле Аллаха Роббиль иззат, терпел, надеялся и был полностью покорен установлению Господа миров, то Аллах Субхана ва Тааля, ему заменит его потерю верным руководством в сердце, светом, спокойствием и истинной убеждённостью. Также не исключено, что за проявленное терпение Творец всего сущего восполнит утрату, чем-то лучшим.

مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ 

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи». (сура «Ат-Тагабун», аят 11).

    Все беды поражают человека по воле Аллаха Табарока ва Тааля, и это относится ко всем несчастьям, которые могут произойти с человеком, его имуществом, его детьми, его возлюбленными, эти несчастья подчинены предопределению Господа миров. Аллах азза ва Джаля знал о них еще до того, как они выпали на долю людей, Он велел перу написать о них в Хранимой скрижали и дозволил этому произойти, ибо это Его великая мудрость. Однако весь вопрос в том, выполняет ли человек свой долг в этой сложной ситуации или нет? Если он выполняет его, то будет удостоен щедрой награды и прекрасного воздаяния, как в этом мире, так и в Последней жизни. Для этого он должен уверовать в то, что это несчастье постигло его по воле Аллаха Субхана ва Тааля, и не проявлять недовольства, а покориться предопределению (кадар) Господа миров, и тогда Он наставит его сердце на прямой путь. Человек обретет спокойствие, и никакие бедствия не смогут ввергнуть его в смятение, в отличие от тех, кто лишен веры и поддержки Творца всего сущего. Более того, Создатель Вселенной поможет ему быть стойким перед трудностями и проявлять должное терпение, благодаря чему человек получит скорую награду на земле, а Аллах Роббиль иззат припасет для него великое вознаграждение в День воскресения.

Пусть никто не думает, что он в состоянии избежать бед и несчастий. Пророков Аллаха аляйхи ва салям постигали самые трудные и великие бедствия. Передается от Абу Саид аль-Худри, что он спросил Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, о том, кто из людей подвергается самым тяжёлым испытаниям, он ответил: «Пророки», он спросил: «А кто после них?», он сказал: «Праведники. Некоторые из них были испытаны бедностью настолько, что не могли найти одежду, в которую можно было бы укутаться, а некоторые из них радовались бедам так, как вы радуетесь благоденствию». «Кому Аллах Табарока ва Тааля желает блага, тому Он дает испытания».

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ وَلَا تَسْتَعْجِل لَّهُمْ كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَ مَا يُوعَدُونَ لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا سَاعَةً مِّن نَّهَارٍ بَلَاغٌ فَهَلْ يُهْلَكُ إِلَّا الْقَوْمُ الْفَاسِقُونَ

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?» (сура «Аль Ахкаф», аят 35).

 Всевышний повелел Своему Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, терпеливо сносить причиняемые неверующими страдания и непрестанно призывать их к Аллаху Роббиль иззат, как это делали величайшие из людей — твердые духом Посланники (аляйхи ва салям). В борьбе с неверием они проявили невиданное усердие, терпение, стойкость и убежденность в правоте своего дела. Они более кого бы то ни было достойны подражания, и каждый правоверный должен идти по их стопам и следовать по их пути.

Существует великое множество хадисов о терпении: «Терпение – половина веры».

Или другое изречение Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. На вопрос «что такое вера?» он ответил: «Терпение и великодушие».

А вот другие слова Пророка соллаллоху аляйхи ва салям о терпении: «Терпение – это сияние». Почему он выбрал именно это слово – сияние? Ведь мог же сказать, что терпение – это сила, или же это – мужество. А он почему-то сказал свет! Сказал он так, потому что трудности этой жизни есть тьма. Потеря близкого родственника или лишения какой-то части тела – это и есть тьма, потому что человек в такое трудное для него время ничего вокруг себя, кроме этой проблемы, не видит. А что поможет ему в это время, тот выведет его из этой кромешной темноты? Конечно же, свет! А свет – это вера и терпение!

 Перечисленными выше превосходными качествами не обладает никто, кроме тех, кто был терпелив и заставлял себя делать то, что угодно Аллаху Субхана ва Тааля, даже если это не нравилось ему самому. Человеческая душа в силу своей природы склонна отвечать злом на зло и не любит прощать обидчиков, а тем более - делать им добро.  Если же человек проявляет терпение, повинуется своему Творцу, верит в Его щедрое вознаграждение, осознает, что злодеяние в ответ на злодеяние не принесет пользы, а лишь усилит вражду, и понимает, что добродетель ничуть не унизит его, а наоборот, Аллах азза ва Джаля возвысит его за проявленную скромность, то он без труда делает добро своему обидчику и ведет себя достойно, получая от этого удовольствие. Эти качества присущи только благородным рабам Господа миров. Они возвеличивают его в земном мире и после смерти, будучи лучшим проявлением превосходного нрава.

 Самый лучший вид терпения – когда человек может наказать того, кто был с ним несправедлив, но ради довольства Аллаха Роббиль иззат проявляет терпение и прощает. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Самый любимый для меня глоток – это глоток терпения, когда я сдерживаю свой гнев, и какой бы раб Аллаха Субхана ва Тааля не сдержал свой гнев, Господь миров непременно заполнит его сердце верой (иманом)».

  وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник». (сура «Фуссилат», аят 34).

    Благодеяния и повиновение, совершенные ради того, чтобы снискать благосклонность Аллаха Субхана ва Тааля, не равны грехам и ослушанию, которые вызывают Его гнев. Добродетель и злодеяния - не одно и то же. Их сущность, их проявления и воздаяние за них - не одно и то же.

هَلْ جَزَاء الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ

Всевышний отмечает в Свое Книге: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (сура «Ар-Рохман», аят 60). 

    Затем Господь миров упомянул об особой форме добродетели, которая занимает важное место в религии Аллаха. Это - умение отвечать добром на зло. Если кто-либо из людей сказал или сделал тебе нечто плохое, то ответь ему добром, особенно, если это - твой родственник, знакомый или иной человек, перед которым твои обязанности велики. Если он порвал с тобой, то помирись с ним; если он обидел тебя, то прости его; если он дурно отозвался о тебе в твоем присутствии или без тебя, то не отвечай ему тем же, а будь вежлив и снисходителен к нему; если он избегает тебя и не желает разговаривать с тобой, то скажи ему доброе слово и не упускай случая поздороваться с ним. Воистину, если ты отринешь зло добром, то обретешь великое благо, и тогда даже твой противник станет относиться к тебе так, как нежно любящий родственник.

وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

 «Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». (сура «Фуссилат», аят 35).

    Факторы, способствующие приобретению терпения: Осознание, что этот мир бренный и временный, что все мы будем возвращены к Аллаху Роббиль иззат, уверенность в том, что проявляющих терпение, ожидают великие блага, убеждённость в том, что помощь Создателя близка, и что после трудностей приходит облегчение.  Соискание помощи от Аллаха Субхана ва Тааля, что покровителем является только Господь миров. Размышление о терпении и следование тем, кто проявляет терпение. Вера в предопределение судьбы и отдаление от гнева, печали.

Вера – это, повиновение Аллаху азза ва Джаля и оставление греховных дел. Также терпения нет без этих деяний. Вся жизнь человека – это счастливые дни, и дни испытаний. Не будем забывать, что если пришёл день счастья, надо поблагодарить Всевышнего Аллаха, а пришёл день горя – терпеть. Терпение – это одна половина веры, а другая половина - благодарность. Поэтому мы должны поклоняться Творцу и в радости, и в горе, только в таком случаи человек станет истинным верующим. Именно поэтому Аллах Табарока ва Тааля собрал два вида этих поклонений в одном аяте:

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّكُلِّ صَبَّارٍ شَكُورٍ 

«Поистине, в этом – знамение для всякого терпеливого и благодарного». (сура «Аш-Шуро», аят 33).

فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

 «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение».

  Это - великая благая весть о том, что каждой тяготе и каждому бремени сопутствует облегчение. Даже если заботы затмят свет, подобно тому, как мрак окутывает ящерицу в ее норе, вслед за ними все равно наступит облегчение, которому предписано снять с человека бремя его забот. Всевышний сказал: «После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7). Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Печаль сменяется утешением, а тяготы - облегчением». 

 

Ангелам не нужно терпение, потому что они созданы только для поклонения, они чисты разумом, ни на миг не отвлечены от поминания Господа миров. Животные тоже лишены терпения, так как они следуют за своими страстями, инстинктами. И только человек, это его удивительная особенность, находится между двумя силами, которые нас всегда тянут в одну из двух сторон. Мы созданы из разума, которым наделены ангелы, и из похоти и страсти, которыми наделены животные. Страсти нас тянут к земле, к удовлетворению своих потребностей, а разум – к познанию Аллаха Роббиль иззат, к мудрости, к обретению знаний.

Человек наделён свободой выбора между ними. Истинный верующий всегда проявит терпение в любой трудности и сделает то, что приведет к довольству Творца. Так устроено наше естество: наша душа требует поминания Аллаха Субхана ва Тааля, требует любви, диалога с Ним. Создатель в Коране, говорит о том, с помощью чего мы можем войти в Рай: «Аллах воздал им Рай за то, что они терпели». «Обитатели Рая получат в награду дворцы, за то, что терпели в этой жизни». «Мир вам, входящим в Рай с тем, что вы терпели, и как прекрасная эта последняя ваша обитель!»

سَلاَمٌ عَلَيْكُم بِمَا صَبَرْتُمْ فَنِعْمَ عُقْبَى الدَّارِ 

 «Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (сура «Ар-Раъд», аят 24). 

Сады Рая (джанната) — это сады вечности, которые праведники никогда не покинут. Они не станут искать для себя замены, потому что на свете нет ничего более прекрасного, чем Рай. Там собраны великие радости и наслаждения, которые способны удовлетворить самых требовательных людей. Радость обитателей Рая будет дополняться тем, что они войдут в последнюю обитель вместе со своими праведными родителями и супругами, сыновьями и дочерями, предками и потомками, соратниками и возлюбленными, которые будут близки им по духу и похожи на них своими качествами.

    Ангелы будут заходить к обитателям Рая через все врата, приветствуя их миром и наилучшими пожеланиями. Они будут говорить: «Мир вам! Вы заслужили благополучие и приветствия своего Господа. Сегодня вы будете избавлены от всего неприятного и непременно получите все заветное и желанное. Причиной тому стало проявленное вами терпение. Благодаря этому качеству вам удалось попасть в высокие горницы и великолепные сады. Как же прекрасна последняя обитель!» 

    И если человек искренне желает себе добра и заботливо относится к своей судьбе, то ему надлежит бороться со своими страстями и усердно стремиться обрести качества благоразумных людей. И тогда он сможет заслужить место в обители, в которой исполняются желания и людей охватывает великая радость, в которой собраны истинные радости и удовольствия. Пусть ради этого стараются, стремящиеся к лучшему! Пусть в этом состязаются те, кто желает достичь достойного будущего!

В тексте использованы переводы Корана, выполненные Эльмиром Кулиевым и Валерией Иман Пороховой.

Автор статьи Рузметов Еркин.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: