بسم الله الرحمن الرحيم
ИСКРЕННОСТЬ
قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ
إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ
إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَين
«Владыка мой! – (Иблис) сказал. –
Дай мне отсрочку до дня, когда воскрешены все будут».
(Аллах) сказал: «Даю отсрочку до дня назначенного срока».
И отвечал (Иблис): «Клянусь величием Твоим - я обольщу их всех.
Помимо искренних служителей Твоих,
Очищенных (Твоей заботой)». (сура «Сод», аяты 79 – 83)
Мухаммад соллаллоху аляйхи васалям сказал: «Что такое иман (вера) – это ихляс (искренность). В переводе с арабского означает проявлять искренность, быть преданным, верным (то есть перед Аллахом аззаваДжаля). Искренность – это когда все благие амали (деяния) верующего были очищены от всяких примесей (чтобы кто-то увидел, услышал, сказал, проявил благодарность, похвалил и так далее), кроме Аллаха Субхана ваТаала. Все, чтобы вы не делали, вы делали только преследуя в своих намерениях довольство Аллаха Роббильиззат. Некоторые праведники стремились еще более возвышенному, они не стремились к благам, наслаждениям джанната делая благия деяния, не отстранялись от запретов Аллаха ТабарокаваТааля, боясь только лишь огня джаханнама, они лишь стремились к довольству Всевышнего, это те, кто познали своего Господа, Его величие и могущество. В сахихе имама Бухари, в сорока хадисах имама Навави, первый хадис, который не входит ни в какие главы, а идет как предисловие к книгам: «Иннамаамалю бин ният», «Все дела оцениваются по намерению». Просыпаясь утром, делая омовение, читая намаз, работая для блага семьи, помогая окружающим, призывая к добру и отстраняя от зла и многие другие действия, вы всегда должны проверять свое намерение.
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
«Мы Ниспослали эту Книгу в Истине тебе,
А потому Аллаху поклоняйся
И в этой вере искренность блюди.» (сура «Аз-зумар», аят 2).
Мухаммад соллаллоху аляйхи васалям задал вопрос об искренности Джибриилу аляйхисалям, он же задал этот вопрос Аллаху Роббильиззат, и Он ответил: «Искренность – это одна из тайн, которую Аллах Субхана ваТаала доверил в сердца только таких рабов, которых Он возлюбил».
Сообщается, от Абу РукайаТамим бин Аус ад-Дари (радзи Аллаху анху), что Мухаммад соллолоху аляйхи васалям сказал: «Религия - есть проявление искренности». Сахабы (радзи Аллаху анхум) спросили: «По отношению к кому?» Он соллаллоху аляйхива салям ответил: «По отношению к Аллаху Субхана ваТааля, Его Книге, Его посланнику, к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще». В другом хадисе сказано, что человек должен искренне произнести калима шахадат: «Ля яиллаха ил Аллах, Мухаммадур росулуллох» (Нет никаго достойного в поклонении, кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник) и в его сердце должно быть полное вероубеждение (якынь), сказанным словам. Осознавать все величие Господа миров, искреннем поклонении Ему, и отказ от непокорности Ему. Изучению Его книги, следовании и полному подчинению ее предписаниям. Следование сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи васалям, перенимание его нравственных качеств, распространение аятов Корана и высказываний Посланника соллаллоху аляйхи васалям. Строгое подчинение праведному правителю, и мягкое увещевание и призывание к добру в их отклонениях. Кто не заботится о делах своих братьев, не призывает их к добру, не отстраняет их от зла, тот не является искренним рабом Аллаха аззава Джаля.
وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا
إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَلَا شُكُورًا
«И не смотря на свои нужды,
они накормят сироту, и пленника, и бедняка.
Мы кормим вас лишь для того,
Чтобы снискать довольствие Аллаха,
Не требуя ни благодарности от вас, ни воздаянья.»(сура «Аль Инсан», аяты 8-9).
Имам Джунейд (рохматуллохиаляйхи) говорил: «Ихляс – это тайный договор между Аллахом Субхана ваТаала и Его рабом, о нем даже не знает ангел, чтобы записать; и сатана, чтобы погубить; и нафс, чтобы сбить его с этого. Ихляс – это очищение своих помыслов, от людских взоров. Обладающий искренностью человек, защищен от рия (показухи).
Праведник Фудейл ибн Аяд (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Не совершения поступка ради людей – это показуха, а совершения деяния ради людей --многобожие, а ихлас уберегает от таких поступков.
Шайхуль Ислям Закария ан Ансарий (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Долгом искреннего человека, является не замечать своей искренности и не довольствоваться ею, иначе его искренность несовершенна, и является показухой».
قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
Скажи: «Всего лишь человек я, вам подобный.
И мне открылось, что ваш Бог – Единый Бог (для всех).
А кто надежды возлагает на встречу с Господом своим,
Пусть добрые дела творит
И в почитании Его других божеств не призыает».(сура «Аль-Кахф»,аят110).
В высказываниях Мухаммада соллаллоху аляйхи васалям сказано, что деяния совершенные без искренности будут отвергнуты. Многочисленные хадисы говорят о том, что Аллах Роббильиззат не смотрит на внешнюю сторону поступков своих рабов, а видит их сердца, а именно намерения и помыслы. Пророк соллаллохуаляйхивасалям назвал показуху малым ширком или скрытым ширком, и что Всевышний будет отдалятся от тех, кто делал что-то на показ и направит их к тем, кого они делали соучастником в своем поклонении Аллаху аззава Джаля.
Верующему нужно освобождаться от лицемерия перед Господом миров, от амалей с намерением, чтобы люди увидели и услышали, он должен занести в свое сердце безразличие к похвальбе и хуле людей за какие-то свои поступки. Также муъмин должен забывать свои добрые деяния, если он хочет получить награды за них после Судного дня.
قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
Скажи: «Мне заповедано Аллаху поклонятся
И в этой вере искренность блюсти».(сура «Аз Зумар»,аят11).
Абу Хуройро (радзи Аллаху анху) долго плакал, прежде чем рассказать хадис о первых трех (один воевавший на пути Господа, второй ученый религиозных знаний, обучавший других, третий человек наделенный богатством, раздающий нуждающимся эти материальные средства). Все они внешне усердствовали в благих деяниях, но из за того, что в их намерения, мысли и желания вошли такие страсти как слава, возвышения перед людьми, и тщеславие, а не довольство Аллаха Роббильиззат, их дела в День суда окажутся напрасными, и они одними из первых войдут в огонь джаханнама.
Пророк соллаллоху аляйхи васалям говорил: «Чьим стремлением является этот мир, Аллах аззава Джаля разбивает его дела и дает ему (страх) бедности перед глазами. И в этом мире он не получит ничего больше того, что ему было предписано. А кто стремится к ахирату, Аллах Роббильиззат облегчает его дела, делает его сердце богатым, и этот мир приходит к нему униженным».
مِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
И было им повелено уверовать (в Аллаха)
И в поклонении Аллаху искренность блюсти,
Быть верным в правоверии своем,
И по часам творить молитву,
И править милостыню для очищенья.
Это – религия (Господней) правоты
И истина пути, (указанного Богом). (сура «Аль Байина»аят 5).
Праведник Ибн Фариз (рохматуллохиаляйхи) говорил: «Я не прошу джанната ради блаженства, только дай мне возможность в следующей жизни увидеть Тебя (Аллаха Роббильиззат). Даже если не было бы наказания ада и наслаждения рая, искренние рабы Аллаха ТабарокаваТааля не отказались бы от поклонения их Творцу и не отклонились бы от повиновения своему Господу, потому что их сердца переполнены любовью к Аллаху Субхана ваТаала, и жаждой приближения к Нему и к Его довольству. И нельзя говорить, что праведные не боялись ада, и не желали спастись от него, они знали, что джаханнам – это проявление гнева Аллаха Субхана ваТааля, и Его наказание, и не желали джаннат, ведь это проявление довольства, милости и приближение к Аллаху аззаваДжаля. Не должно быть в ибодате (в поклонении, в добрых делах и во всяческом усердии на пути Господа миров) отвлечения на само деяние (восхищаться им, увлекаться этим ибодатом), а всегда должно присутствовать чувство ради Кого было совершено это поклонение, ведь это не заслуга поклоняющегося, а Творца всего сущего в том числе и этого же поступка.
Мухаммад соллаллохуаляйхивасалям сказал: «Никто не войдет в рай за свои поступки, его спросили:«И ты посланник Аллаха, и даже мне не дано этого, если только не смилостивится Аллах ТабарокаваТаала».
Когда одного праведника, поклонявшемуся около трех сот лет Аллаху Роббильиззат, предложили выбор, зайти в джаннат по милости Всевышнего, или благодаря своим ибодатам, то его поклонение не перевесило, такого блага Господа миров, как зрение, так что нельзя питать призрачные иллюзии, опираясь на свои амали, потому что без милости Создателя, раб не сможет даже утром открыть глаза.
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах сотворил и вас, и все что вы творите». (сура «Ас Соффат», аят 96).
В былые времена правитель одного города, чтобы увековечить память о себе, решил построить большую мечеть, и при этом запретил кому-то вкладывать в ее строение и обустройство ни денег, ни материалов, вплоть до кирпичика. Однажды он увидел во сне, что с прекрасного здания его мечети, снимают плиту с его именем и почестями, и вывешивают другую плиту с именем, какой то женщины, и сон повторился несколько раз. Придя в ярость и в недоумение, он приказал найти женщину с таким именем, но нашли только бедную старушку. Когда ее привели к нему, он строго спросил у нее, что запретил же делать что-нибудь для строительства мечети. Она ответила, что ничего не делала, только лишь проходя мимо строительства, увидела животное, которое эксплуатировали в строительстве, и оно не могло дотянутся к ведру с водой, она подвинула ведро и животное утолило жажду. Тогда этот правитель понял неправильность своих намерений и тщетность своих пожертвований, и оставил право названия мечети, за именем искренней женщины.
قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ
Скажи: «Господь мой повелел вам справедливость,
И обращайте свои лица лишь к Нему,
Когда бы и в каком бы месте
Молиться вам ни довелось.
И призывайте Его имя,
И в своей вере искренность блюдите.
Как Он вас изначально сотворил,
Так вы к Нему и возвратитесь». (сура «Аль-Аъроф, аят 29).
Мухаммад соллаллоху аляйхи васалям рассказывал о троих, которые попали в трудное положение в пещере, они вошли в нее, чтобы переждать сильный ливень, но с гор скатился камень и преградил вход пещеры. Выйти было невозможно, тогда они начали делать дуо, и опирались на свои добрые деяния. Благодаря искренности в их прошедших благих деяниях, они уже в этой жизни получили помощь Аллаха Субхана ваТааля в своей беде, Милостивый отодвинул огромный булыжник, с размером со скалу, и освободил вход пещеры.
Праведник Махмуд ибн Лябид (рохматуллохиаляйхи) говорил: «Кто будет сорок дней проявлять искренность в ибодатах и делах, Аллах Табарокава Тааля даст этому верующему мудрость в его уста».
Передается от Саубана (радзи Аллаху анху), что он слышал от Росулуллох соллаллоху аляйхивасалям: «Обрадуйте искренних, так как они светила в темноте, благодаря им устраняются самые темные смуты».
Передается от Зейда ибн Сабита (радзи Аллаху анху), что Посланник соллаллоху аляйхи васалям говорил: «Есть три деяния, из-за которого сердце верующего очищается. Искренность в делах ради довольства Аллаха аззава Джаля, доброжелательность к правителям, держаться с джамаатом, поскольку их дуо охватывает всех, кто с ними».
За историю ислама было немало людей, которые усердствовали на пути Аллаха Роббильиззат: Изучали науки религии, и передавали свои знания, сражались с ее врагами, закрывая свои лица, так что никто не знал этих героев, ночи напролет усердствовали в поклонении (ибодатах), когда их никто не видит, кроме их Творца Каждый день в своей жизни постится, не имея свидетелей, давали средства на благотворительность (аадака и хадия), скрывая свои пожертвования, даже от тех, кому они были предназначены. Покидая свои родины, переселялись в другие страны, распространяя истинную веру, желая счастья и блага людям, которые не хотели понимать их дела и слова. Но у них было полное убеждение, что есть Тот, Кто знает, видит, слышит все и вся.
Автор статьи: Рузметов Еркин
муадзин мечети Миразиз ата