КИБР (ГОРДОСТЬ)

КИБР (ГОРДОСТЬ)

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

  بسم الله الرحمن الرحييم

КИБР (ГОРДОСТЬ).

(продолжение части первой) 

(из книги Ихьяулюмиддин, имама Газали, шархустоза Ерсена Амире. Лекция №1).

Мухаммад (соллаллохуаляйхивасалям) в одном из хадисов говорит: «Если человек будет с мягким нравом, хорошим характером, прощающим других, того Аллах ТабарокаваТааля сделает уважаемым человеком, а кто проявляет великодушный нрав, принижающий себя перед другими, того Аллах Роббильиззат возвысит». Для чего человек проявляет высокомерие и гордость, для того чтобы показать себя перед людьми, и возвыситься перед ними, но если человек хочет быть в авторитете в обществе, то он должен смягчить свой нрав, в его характере должно быть одно добродушие.

 Посланник Аллаха (соллаллохуаляйхивасалям) в одном хадисе сообщает, что если Аллах Субхана ваТааля, кого то невзлюбит, то Он призывает к Себе Джибрииля (аляйхивасалям), и скажет ему, что Ему ненавистен этот человек, тогда этот человек станет презренным перед Джибриилем, перед всеми ангелами, также эта ненависть к этому человеку, распространится на земле среди людей. А если Аллах аззаваДжаля полюбит кого-то из людей, Он скажет Джибриилю (аляйхивасалям), чтобы он тоже проявлял симпатию к этому рабу, приближенный ангел донесет эту благую весть до других ангелов, и они тоже станут любить этого человека, и в сердцах людей будет любовь к этому любимцу Творца Вселенной. Но у кого есть в сердце гордость и высокомерие, тот ненавистен перед Господом миров, хотите иметь уважение среди людей, улучшайте свои характеры.

Передается от Посланника (соллаллохуаляйхивасалям), пишет имам АбиДунья в своей книге «Якын», что щедрость – это из богобоязненности, великодушный нрав – это, огромное счастье для человека, а твердое вероубеждение – это есть истинное богатство.

Иса (аляйхивасалям) говорил: «Обрадуйте людей с мягким нравом, их одарят деревом Туба в Раю». (Его тень занимает площадь в пятьсот лет пути, если скакать верхом на лошади).

«Люди с прекрасными характерами, будут восседать на почетных местах (мимбарах), а кто примирял людей, станут обитателями джанната Фирдаус, а люди с очищенными сердцами, получат возможность, воочию лицезреть Аллаха ТабарокаваТааля».

Передается от Айши (радзи Аллаху анха): «Сообщить вам о самом лучшем поклонении перед Аллахом Роббильиззат, о котором вы забыли и пренебрегли, и перестали обращать внимание – это стать верующим с благим нравом и великодушным характером, благодаря этим качествам, человек достигнет степени того, кто часто поститься и выстаивает много ночей в поклонении».

Спросили у имама Фудайля (рахматуллохиаляйхи), что такое благой нрав, на что он ответил, что благой нрав – это признавать и подчиняться истине, правильно воспринимать эту истину, даже если передаст ее нечестивец, и не проявлять гордость, что истину донес ненавистный для вас человек. Это высказывание взято из хадиса Мухаммада (соллаллохуаляйхивасалям).

У Росулуллохсоллаллохуаляйхивасалям, кто-то спросил: «Входит ли в гордость, если человек любит красивую одежду, качественную обувь, чтобы приятно выглядеть перед людьми, Посланник Аллаха (соллаллохуаляйхивасалям) ответил, что нет, гордость это превозносит себя перед людьми и не признавать истину.

В великодушный нрав входит, правильное восприятие истины. Один из предыдущих ученых отвечая на вопрос, выдал фатву (шариатское решение), один из его учеников (совсем юный) возразил ему, и предоставил другой ответ, задумавшись на немного ученый муж признал свою неправоту, и принял точку зрения молодого человека, перед большой аудиторией людей, сказав, что как он может не признать истину, ему не следует быть врагом правды, и чем быть родоначальником лжи, лучше быть последователем истины, даже если находиться в последних рядах.

Аналогичный случай произошел с имамом Аддахили, он преподавал уроки по хадисам, одиннадцатилетний парень, позднее известный ученый хадисовед имам Бухари, нашел изьян в иснаде (цепочке передатчиков), учитель, обратившись к оригиналу записи данного хадиса, увидел правоту своего ученика, и признался перед большим количеством своих учеников, что был не прав.  

Передается от Абдуллох ибн Мубарока (рохматуллохиаляйхи) из признаков благого нрава является, это когда верующий принижает свое достоинство перед людьми, у которых материальное состояние намного меньше, чем у него; а перед людьми богаче его, общается на равных, держится с достоинством, не дает им ощущать их превосходство. При общении с беднее вас человеком, если вы будете показывать свое отличие в благосостоянии, то у вас имеется высокомерие, а с людьми богаче будете раболепствовать, то это есть из признаков слабого имана (веры).

Имам Катада говорил: «Кому были даны такие блага, как материальный достаток, красота и здоровье тела, здравый ум, знание религии, и если он не будет иметь великодушный нрав, прекрасный характер, то в Судный день получит наказание, за неправильное использование данных ему благ».

Имам Мугиро (рохматуллохиаляйхи) говорил, что Иброхим ан Нахаи (великий ученый ахли сунна ваджамаат, один из учителей Абу Ханифы (рохматуллохиаляйхи), когда то был при правителе Куфы, и выдавал фатвы (религиозные решения), он вспоминал с сожалением об этом времени, потому что люди, окружающие его относились к нему с излишним почтением, что оказывало влияние на его самолюбие.

Что такое гордость, истинная его сущность делится на внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя гордость – это состояние сердца, а внешняя – это следствие, вытекающее из этого состояния, то есть плоды этой болезни. Если кто-то покажет внутреннюю болезнь своего сердца, своими деяниями (действиями, речами), это называется (такаббар), а если в сердце присутствует гордость, не выходящее наружу, называют (фийхикибр). Например у человека есть высокомерие, гордость, он в душе себя считает выше других, но перед людьми проявляет лицемерие, когда встречается с проявлениями гордости другими людьми, или его хвалят за какие-то качества, материальный достаток, то произносит дуо о прощении перед Аллахом Субхана ваТааля (истигфар), скрывая свою надменность, показывая себя приниженным, с благим нравом, это явное лицемерие, двуличие, показуха (рия). Даже если человек, не проявляет внешне свою гордость, и у него есть это бедствие, то он ставит себя выше каких-то окружающих себя людей. А если он считает других лучше себя, значит его сердце не поражено болезнью гордости. Даже если человек в своих действиях не проявляет высокомерия, гордости, ведет себя скромно, приниженно, но если он себя считает себя выше других, то он заражен бедствием гордости. У людей есть гордость (такаббур), и есть самолюбие (вуджуб - самолюбование, потчевание себя какими-то яствами, излишним сном, другими наслаждениями). В любви к себе не нужно присутствии других людей, человек любуется своей внешностью, своими деяниями, доволен своими умом, а в гордости нужно обязательное наличие общества других, которых человек ставит ниже своих достоинств. Гордый человек, превознося свои качества, стремится к тому, чтобы окружающие люди служили ему, исполняли его поручения, и доходит до того, что ему должны вытирать его обувь, может унижать своих подручных, изощряясь до таких рамок, сколько позволяет его больное сердце, и низость умственных фантазий.

Гордость большое бедствие, и оно может привести любого человека к очень тяжким последствиям. Опять повторяемся, что Мухаммад (соллаллохуаляйхивасалям) говорил, что у кого в сердце будет гордость на мельчайшую пылинку, тот не будет из обитателей рая, почему, потому что гордость, отстраняет людей от адекватного восприятии истины, пример кто-то ему объясняет истину, а он себя считает выше, этого человека, как он может принять реальность.

 Гордый человек, не сможет быть человеком с великодушным нравом, такое качество Аллах ТабарокаваТааля дарует только своим любимым рабам. У высокомерного человека развивается и постоянно увеличивается еще одна из болезней зависть (хасад), когда человек себя считает лучше других, а кто-то в материальном достатке, в знаниях, или в других благах опередит его, то он не воспринимает предопределение (кадар Аллаха аззаваДжаля), и считает, что они должны быть ниже него. Когда в его сердце утвердится зависть, гордый человек, никогда не будет справедлив к верующим братьям и ко всем людям.

«Вадийнунасиха», обязанность любого мусульманина, доводить истину, призывать к добру, отстранять от зла, у любого мусульманина должно быть намерение и желать добра всем мусульманам и всем людям, помогать людям отстранится от всего негативного, и что желаешь себя, должен желать для других. А гордый человек, не желает видеть других в благе, он никому не делает насихат (проповедование добра), и других наставление не слушает, его высокомерие не желает слушать.

Из - за гордости человек лишается всех хороших качеств. В Коране Аллах Роббильиззат, говорит, что по причине высокомерия и гордости, многие люди в конце своей жизни лишились самого дорогого, что может иметь человек, это вера в Аллаха Субхана ваТааля.

 

الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ

 

 «Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над его знамениями» (сура «Анаъм», аяте 93).

 

 إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ قُلُوبُهُم مُّنكِرَةٌ وَهُم مُّسْتَكْبِرُونَ

«Ваш Бог — Бог Единственный. Но сердца тех, которые не верует в Последнюю жизнь, отрицают истину, а сами они — высокомерные гордецы»

(сура «Ан-Нахль, аят 22).

 

 إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ 

«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в огонь геены униженными».(сура «Гофир», аят 60).

Вот такие плохие качества, и тяжкие последствия вытекают по причине гордости человека. Какие виды гордости существуют, на что подразделяются, как бороться и избавится от этого бедствия, будем рассматривать на следующих занятиях. Пусть Аллах аззаваДжаля даст нам полезные знания, очистит наши сердца от высокомерия и гордости, даст возможность следовать в жизни этим знаниям, пусть примет наши деяния. Вся слава и величие принадлежит Аллаху Господу миров, мы свидетельствуем, что нет достойного для поклонения, кроме Него, да простит Он нам наши прегрешения и отклонения.

(Перевод с лекции, выполнил Рузметов Еркин).

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: