بسم الله الرحمن الرحيم
КИБР (ГОРДОСТЬ).
Продолжение
Третья группа, это проявляющие высокомерие к искренним рабам Аллаха Роббиль иззат. Это считать себя лучше других, не считаться с другими людьми, не реагировать на их слова, если даже слушают, то проявляют гордость, считает ниже своего достоинства общаться с ними. Быть высокомерным со своими братьями и другими людьми, это тоже одно из тяжелых болезней сердца и огромный грех перед Аллахом Субхана ва Таала. Почему, потому что гордость это качество присущая только Аллаха азза ва Джаля, на прошлом уроке несколько раз приводили хадис кудси, Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама.» Ученые нашей уммы, за людей с такими отклонениями, приводят такой пример: «У правителя есть трон, корона, скипетр; если какой-нибудь из его рабов, надев корону правителя, взяв в руки скипетр, разляжется на троне, будет развязано себя вести. Это будет наглым неуважением, и удар по престижу любого правителя, и будет похоже, что этот раб претендует на престол царя.» Сейчас в мире существуют, и строятся огромные, престижные отели, гостиницы, и для правителя государства, в них выделяется целый этаж, на самом верху, его еще называют пентхаус, это делается для уважения, для демонстрирования почтения главе государства. При открытии отеля, приглашают правителя этой страны с его свитой, показывают его хоромы, если он захочет, может погостить в апартаментах, нет, закрывают, и только могут открыть по указу главы государства, никто не имеет доступа в это множество комнат. Это уже в этой жизни уважение к правителю страны, хозяевами и администрацией отеля. Они не допустят проживания кого-то в этих номерах, и если они вопреки правилам отеля так поступят, и если информация дойдет до президента государства, то у них однозначно возникнут проблемы. Конечно, отклонения этого типа людей не сравнится с тяжестью греха Намрута, Фираъвна, но у любого правителя есть свои приближенные люди, которые исполняют его распоряжения, в государстве, есть служебные органы, которые подчиняются только напрямую главе страны, никакие службы, структуры не имеют над ними власти. Правитель, инструктируя этих людей, требует, чтобы определенная информация в первую очередь передавалась ему, и обсуждалась только с ним, и имела строгую конфиденциальность, если кто-то нарушит это распоряжение, конечно, попадет под гнев и недовольство главы государства. Поэтому, кто проявляет высокомерие и гордость перед искренними рабами Аллах Субхана ва Тааля, те люди попадут под недовольство Господа миров.
Если верующие люди, делают наставление (насихат), призывают к добру, отстраняют от зла, зовут к истине, указывают на ложные воззрения, а человек не хочет понимать, не то что слушать, даже не прислушивается, считает себя выше и более достойнее этих людей, зачем мне принимать их доводы, пусть сначала приведут в порядок свой внешний вид, в их прошлом своих недостатков было предостаточно, так, они не принимают от них истину, тем самым впадают в грех (кибр). Когда Муса (аляйхи ва салям) делал наставление Фираъвну, тот ему ответил, что мы же тебя вырастили с младенческих лет. В наше время есть люди, которые говорят, что ты вчера только был юнцом, а сегодня хочешь научить нас мудростям жизни, тем самым не слышат истину, потому что их сердце полно снобизма, высокого мнения о себе, о своих умениях, знаниях, и жизненного опыта.
Есть арабская поговорка: «Не смотри кто говорит, а послушай, что говорит». Если у человека завышена самооценка, он никогда не будет принимать истину. Разве, природа человека способна, иметь всесторонние глубокие знания обо всем, мозг и разум человека имеет ограничения. Умение слушать других, воспринять их точку зрения, понять смысл информации, и если сердце чистое, и не поражено болезнью гордости, оно сделает правильные выводы, осознает ценность того, что ему хотят донести, и получит ключ к истинному пути. К одному правителю (халифу) пришла группа людей, в практике на таких приемах, среди посетителей выбирают одного, кто будет выражать суть визита или прошения, правитель был преклонного возраста человек, а падающий от всех просьбу оказался человек совсем молодой. Халиф возразил, указывая на юность собеседника. На что юноша ответил, что правитель не может быть выше по степеням Пророка Суляймана (аляйхи ва салям), а он не может быть никчемней птицы удода, когда пернатый не вовремя явился на сбор поданных царя Суляймана (аляйхи ва салям), тот предоставил причину своей задержки, поделился вестью о стране Саба, где люди поклонялись солнцу, а правила ими царица Балькис. Этой информации не было у Пророка, и он простил и поощрил удода. Правитель принял доводы молодого человека. Гордым и высокомерным людям не дается понять истину, и встать на правильный путь.
Абдуллах ибн Массуд (родзи Аллаху анху) говорил: «Если кто-то скажет вам побойся Аллаха, соблюдай приказы Творца», а вы ему ответите: «Посмотри на свои поступки», то это является одним из больших грехов. Каждый из нас пусть вспомнит, сколько раз в жизни мы поступали также, какое дело нам до чужих грехов, если это напрямую нас не касается. Но если нам сделали замечание, и это явное существующее у нас упущение, разве это не польза для нас, мы по этой причине, можем, избавится от греха, улучшить свое положение в ахироте.
Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям) увидел человека, который принимал пищу левой рукой, поправил его, чтобы он ел правой рукой, тот сказал, что не может, есть правой рукой, ему такое действие не представляло труда. Но гордость в его характере сыграло роль, в последствии его правую руку поразила какая-то болезнь, и он не смог донести эту руку до своего рта.
قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ
Аллах азза ва Джаля в Коране в «Сод» 76 аяте говорит: «Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». Иблис решил, что лучше человека, потому что огонь лучше глины, однако в обоих случаях он ошибался. Огонь порождает зло, порок, гордыню и легкомыслие, а земля порождает деревья, травы, кустарники, в следствии фрукты, овощи, а еще и очень важное качество для нас - скромность. Именно земля побеждает и тушит огонь, а не наоборот. Иблис проявил гордость по отношению к творению, к человеку, а в итоге он проявил высокомерие приказу Господа миров. Так и мы люди не воспринимаем наставлениям более богобоязненных братьев, следуем своей гордыне, в итоге впадаем в великий грех, в последствии можем получить тяжелое наказание. Иблис не сделал земной поклон (сажда) Адаму (аляйхи ва салям), и в итоге проявил гордость и не послушание Аллаху Табарока ва Тааля.
Один из сподвижников спросил Пророка Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям): «Является ли гордостью красиво одеваться, предпочитать дорогую одежду», на что Посланник Аллаха (соллаллоху аляйхи ва салям) ответил: «Не признавать истину, и считать других ниже себя по достоинствам». Это мы рассмотрели типы высокомерия и гордости. Теперь мы рассмотрим, что приводит людей к такой болезни, по какой причине в человеке пробуждается, и прогрессируют такое бедствие как гордыня. Ученые отмечают две причины, первая религиозная, вторая мирская. В следствии своей религиозности, верующий может приобрести высокомерие по двум причинам – это, имея знания, и усердное поклонение. Под мирским, отмечают – происхождение, положение в обществе, богатство, внешнюю красоту, физическое здоровье, силу и так далее.
Из религиозных причин, ведущих к высокомерию, это знания религии Ислям. Люди, имеющие знания и ученики, изучающие религиозные науки. То, что знание огромное богатство, прекрасное качество ни у кого нет сомнений. Кто-то может сказать, что богатство, происхождение – это особый дар, качество, кто-то не согласится с этим, но что знания – не каждому даются, ни у кого нет возражений. На остальные милости, дарованные Аллах Роббиль иззат, есть разные мнения, что это не обязательно эксклюзивная привилегия. Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Все люди потомки Адама (аляйхи ва салям), а его Аллах Субхана ва Тааля сотворил из глины». Поэтому никто не будет оспаривать, что знания это именно наследство последнего Пророка (соллаллоху аляйхи ва салям), и высокая честь от Аллаха азза ва Джаля. Поэтому, человек начинает, сам себя накручивать, что Аллах Табарока ва Тааля меня отметил, удостоил такого внимания, превознес посредством знаний перед другими людьми, он начинает других считать невеждами. Если кто-то его о чем-то спросит, он в душе потешается над его вопросом, ставит собеседника в разряд глупых людей, может даже, с издевкой дать ответ, возможно для тебя это какой-то пустяк в области знаний, но мы должны понять, всех Господь миров одинаковыми не создал. Если мы сами попадаем со своим автомобилем на станцию техобслуживания транспорта, мы в сложных механизмах функционирования автомобиля почти ничего не знаем, если мы зададим глупый вопрос слесарю-механику, мы тоже ведь не компетентны в этой области. Поэтому, если появился посторонний шум при работе двигателя, или при перемещении автомобиля, для нас какая-то мелочь будет казаться трагедией, а для профессионала несколько минут пустяковой работы. Иногда, когда за застольем присутствует немалое количество людей, после принятия пищи делаем дуо, есть люди задают вопрос, при обращении к Создателю миров на столе могут лежать ножи, посуда с остатками от горячего блюда, любой более-менее знающий верующий имам, может про себя отнести в разряд невежд, человека задавшего этот вопрос. Поэтому, верующий, имеющий знания, должен защитить себя и удержаться от проявления высокомерия.
Какие признаки гордости начинают выявляться у человека, обладающего знаниями: «Люди должны мне уступать дорогу, первыми приветствовать меня, в местах собрания людей, сажать на почетное место, если что-то потребуешь, чтобы выполняли без обсуждений, и без промедления». Вы стремились получить знания, посетили маджлис, читаете Коран, делаете дуо, вы это делаете для людей, чтобы быть в почете у них, или вы ищете довольство Аллаха Роббиль иззат. Почему за амали, за которые вы надеетесь получить награды перед Творцом Вселенной, вы ищете славы и уважения среди таких же, как вы людей, если даже они причинят вред вашему достоинству, вы будете ожидать только милости Господа миров. Из-за того, что вы являетесь обладателем знаний, и если вы ждете, что люди будут для вас и за вас что-то делать, во многих вещах ждать угождения людей, если они вам не оказали должное внимание, вы их в своих мыслях упрекаете их за это, считаете их полными невеждами. То в сердце этого человека, имеющего знания пробралась болезнь гордость, это признаки проявления в мирской жизни. Также этому человеку, могут приходить мысли, что все окружающие его люди, по своим деяниям заслуживают наказания в огне джаханнама (ада), они сами не знают, что творят, полные невежды. Человек показывает видимость, что сопереживает за участь невежд, как будто он сам получил полную уверенность, что он из обитателей Рая, ему вручили определенное место, с адресом и документами на земельный участок, на недвижимость, по какой причине, что у него есть багаж знаний. Такие знания не приближают ученого к Аллаху Субхана ва Тааля, он однозначно только отдаляется от Творца. Когда вы видите людей, которые творят грехи, то ли употребление спиртного, то ли действия, являющимися предпосылками прелюбодеяния, вы посчитали этих людей, что их ожидает участь в огне ада, а за себя полное спокойствие, то у вас однозначно есть в сердце высокомерие и гордость. Любой верующий, в первую очередь должен боятся за свою участь. Например, были люди, которые говорили, что возможно осел Умара (родзи Аллаху анху), скорее уверует в Господа миров, чем он сам. Они считали, что великий сподвижник Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям), которому позже снизошло сделать много пользы для религии Ислям, что он никогда не примет Ислям. Если обладатель религиозных знаний, будет уверенно считать себя в будущем, из обитателей Рая, то это не алим, а наоборот полный невежда, и великий грешник. Истинные знания – это, когда у верующего появляется явная картина действительности. Увеличивается боязнь наказания в могиле, спроса Судного дня, он осознает, что его знания не полностью привели к праведным деяниям, что возможно в его действиях и поклонениях не было искренности, и они далеки от принятия и довольства Аллаха азза ва Джаля.
Абу Дарда (радзи Аллаху анху) говорил: «У кого умножаются знания, у того увеличивается богобоязненность (таква)». Усиливаются знания, значит он узнал о вопросах в могиле, значит он познал о трудностях Судного дня, что люди будут находится, очень долгое время под пеклом, где нет тени, кроме тех, кому облегчит Аллах Табарока ва Тааля. Почему такое великое благо, как знания, становится причиной образования гордыни в человеке, первое – это брать знания, которые не приносят пользу человеку, истинные знания – это укрепление имана человека, убежденности в Судный день, вести об ахироте, знания ихсана, о Величии Создателя, усиление нужды в Аллахе Роббиль иззат. Если, не изучив важное, а будешь стремится познать, что приводит в ад, что в рай, и другие вопросы только для того, чтобы выносить решения об окружающих вас людях, выискивать у них недостатки, делать замечания всем подряд, заниматься только поправлениями и поучительством других, как будто вам дано это. Показывать людям свою грамотность по вопросам религии, ждать от других только похвалу, а наставления и насихаты других не слушать, не с кем не советоваться, однозначно высокомерие будет, только расти.
Вторая причина, когда верующий сделал неправильное намерение, не исправил свой нрав, не изучил этикет, благонравие, а в сердце у него присутствует хронические болезни как лицемерие, гордость, то с ростом знаний, у этого человека будут увеличиваться негативные черты характера. Однозначно с умножением знаний, человек приближается к Аллах Субхана ва Таала, высокомерие и гордость по отношению к творениям Господа миров исчезает. Верующий не считает себя выше других, вера в ахират укрепляется, он познает больше аятов, хадисов о Судном дне, о могильных муках, награды за праведные поступки. А высокомерный человек, увеличивает свою гордыню, говоря, что он изучил очень многое, и только похваляется своими новыми познаниям, которые являются лишь только информацией, а не истинными знаниями, которые проявляются на словах, а не в праведных делах.
Имам Вахиб ибн Мунаббих (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Знания – как дождь, его капли падают с небес очень чистыми, они являются питанием для всех растений, через их корневые отростки. Растения получают рост, мощь корням и стволам, силу ветвям и отросткам, что было внутри этого растения, то и увеличивается, полезное было значит оно увеличится, было плохое горькое и его станет еще больше. Также и знания, если их изучает высокомерный человек, его гордыня увеличится, если это будет человек с мягким, благонравным характером, то его хорошие манеры получать прекрасную подпитку. Поэтому любой верующий перед любым действием, должен повернуть свои намерения к Аллаху азза ва Джаля, искать только Его довольство. Отбросить с сердца, все негативные человеческие пороки, в том числе гордость и самодовольство, вспомнив, что Творец Вселенной, не примет его труды на этом поприще, а только искренние деяния, во благо религии Ислям.
Имам Абдуллах ибн Мубарок (рохматуллохи аляйхи) в одной из своих книг, приводит хадис, переданный Абдуллах ибн Аббасом (радзи Аллаху анху) рассказывает, что однажды ночью в Мекке Росулуллох (соллаллохи аляйхи ва салям) встал и трижды спросил: «О Аллах, донес ли я?» Умар ибн Хаттаб (радзи Аллаху анху), который часто плакал перед Аллахом, встал и сказал: «О, Да! (Я привожу в свидетели Аллаха). Ты побуждал людей, старался, наставлял их».
Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) сказал: «Иман обязательно превзойдет так, что неверие вернется обратно, откуда оно началось. Для распространения религии вы будете переплывать моря. И обязательно наступит такое время, когда люди будут учить Коран, читать его и говорить: «Вот мы изучили его и научились. Так кто может быть лучше нас?» Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) продолжал: «Разве есть в них какое-нибудь добро?» Сахабы (радзи Аллаху анхум) спросили: «О Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям), кто эти люди?» Он ответил: «Они из вас (то есть из уммы (общины) мусульман), и они же дрова джаханнама». Поэтому верующие, имеющие знания, обязаны делать праведные деяния, то есть следовать своим знаниям, у них не должно быть ни высокомерия, ни гордости, их благой нрав и прекрасный характер, должны только подтверждать их истинные знания.
Пусть Аллах азза ва Джаля даст нам полезные знания, очистит наши сердца от высокомерия и гордости, даст возможность следовать в жизни этим знаниям, пусть примет наши деяния. Вся слава и величие принадлежит Аллаху Господу миров, мы свидетельствуем, что нет достойного для поклонения, кроме Него, да простит Он нам наши прегрешения и отклонения.
Еркин Рузметов
Перевод с лекции выполнил муадзин
мечети «Миразиз ата».