. بسم الله الرحمن الرحيم
КИБР (ГОРДОСТЬ).
Продолжение
Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. Мир и благословение Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. О, наш Господь, расширь нашу грудь, облегчи нашу задачу, сделай нашу речь понятной, чтобы они могли понять, что мы хотим до них донести. О Аллах научи нас тому, что принесет нам благо, чтобы мы могли делать деяния, которые принесут нам пользу в ахирате, увеличь наши знания и праведные деяния, чтобы мы стали твоими искренними рабами, прости же нас и направь к Истине.
По Воле Аллаха Субхана ва Тааля, мы продолжаем занятия, на прошлых уроках мы изучили болезнь и бедствие сердца – гордость (кибр). Мы продолжаем эту тему, в первой лекции рассматривали аяты Корана, затрагивающие тему высокомерия, высказывания Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям), сподвижников (родзи Аллаху анхум), и великих ученных и праведников этой уммы. Также пояснили, что у гордости есть внутренняя и внешняя стороны, что высокомерие будет причиной, что человек будет лишен всех милостей Аллаха Роббиль иззат. Гордый человек, не сможет иметь великодушный нрав, его высокомерие не позволит принять от других наставление, его гордость приведет его еще и к другой болезни – зависть (хасад), и сколько есть болезней у сердца, то по причине гордости, в нем будут прогрессировать эти бедствия. Между самолюбием (вуджуд), где человек доволен собой и своими действиями (амалями), ублажает себя всякими явствами и другими наслаждениями, и гордостью (кибр) есть некоторое различие. В первом, человеку не обязательно присутствие других людей, то есть для проявления высокомерия для человека обязательно должно быть общество. Человек дает оценку себе, в призме сравнения и анализа других, но его гордость не позволяет увидеть прекрасные качества других, он только выискивает у других все негативное, а уйму своих плохих качеств не замечает, выбирая только мизер своих хороших дел, этим еще больше возвеличивает сам себя, а остальных видит и считает ниже себя.
К этому случаю приведен хадис Пророка (соллаллоху аляйхи ва салям), что человек в чужом глазу видит щепочку, а в своем глазу не замечает даже бревна. Самолюбие (вуджуд), восхищение своим умом, знаниями, мнением, действиями, постоянное возвеличивание и ублажение себя, в этом случае присутствие другого человека необязательно, даже если во всем мире он будет один, он может впасть в эту болезнь (какой я прекрасный человек, я того достиг и другого, я избранный человек, такие мысли будут присутствовать в его разуме).
Давайте более подробно начнем рассматривать болезнь гордость. Как говорят ученые ахли сунны ва джаамат, что высокомерие (гордость) подразделяется на три вида. Первый вид кибра (гордости) самый ужасный и плохой, с очень тяжкими последствиями, это проявление высокомерия к величию Аллаха азза ва Джаля. Проявлять гордость к приказам Аллаха Табарока ва Тааля, что Господь миров запретил делать, что наказал выполнять, если человек отказывается отстраняться от грехов, и соблюдать предписания Творца всего сущего. Такое высокомерие проявлял Намрут (правитель Вавилона) при Пророке Иброхиме (аляйхи ва салям), Фиръавн (правитель Египта) при Пророке Мусе (аляйхи ва салям). Фиръавн объявил своему народу, что он их господь, Намрут объявил войну Создателю миров, такой тип людей не хочет признавать существование Господа всего сущего, не желают быть рабами своего Творца.
إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
Аллах Субхана ва Тааля в Коране говорит: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными».
«Ни Иса (аляйхи ва салям), ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха». «Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» - они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» Это приумножает их отвращение». Это самый страшный, тяжелый, наихудший из видов гордости.
Второй вид кибра (гордости), это проявление высокомерия к избранным Аллахом Роббиль иззат, лучшим среди людей к Пророкам (аляйхи ва салям). Пророка (аляйхи ва салям) считать ниже себя, следование за Посланником (аляйхи ва салям) полагать недостойным для себя, не желать быть в обществе (джамаате) того, кто выполняет миссию Аллаха азза ва Джаля, это есть проявление гордости к Пророкам (аляйхи ва салям).
فَقَالُوا أَنُؤْمِنُ لِبَشَرَيْنِ مِثْلِنَا وَقَوْمُهُمَا لَنَا عَابِدُونَ
Аллах Табарока ва Тааля в Коране в суре «Муъмин» в 47 аяте говорит: «Они сказали (свита Фираъвна): «Неужели мы уверуем в двух людей (Муса и Харун аляйхи ва салям), которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?»
وَلَئِنْ أَطَعْتُم بَشَرًا مِثْلَكُمْ إِنَّكُمْ إِذًا لَّخَاسِرُونَ
Также в суре «Муъмин» в 34 аяте: «Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажитесь в убытке».
وَقَالَ الَّذِينَ لَا يَرْجُونَ لِقَاءنَا لَوْلَا أُنزِلَ عَلَيْنَا الْمَلَائِكَةُ أَوْ نَرَى رَبَّنَا لَقَدِ اسْتَكْبَرُوا فِي أَنفُسِهِمْ وَعَتَوْ عُتُوًّا كَبِيرًا
Также в суре «Фуркон» в 21 аяте Аллах Роббиль иззат говорит: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?» Они возгордились в душе и проявили великую заносчивость».
Имам Вахиб ибн Мунаббих (рохматуллохи аляйхи) рассказывает, что Муса (аляйхи ва салям) пришел к Фираъвну и сказал: «Уверуй в Господа миров, твоя власть над этой страной и народом останется у тебя», на что тот ответил: «Мне надо посовещаться с Хаманом», советник Фираъвна, ему сказал: «Твой народ поклонялся тебе, считал тебя богом, а ты теперь хочешь последовать за Мусой, и станешь сам рабом». Фираъавн и его приближенные возгордились и не уверовали в Аллаха Субхана ва Тааля, и станут обитателями Ада. Аллах азза ва Джаля говорит о куройшитах: «Они также сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан знатным мужам из двух городов (Мекки и Таифа)?» Имам Катада (рохматуллохи аляйхи) поясняет, что среди них уважаемые люди, как аль Валид ибн Мугиро, Абу Маъсуд аль Саккафи, почему Коран не ниспослали им, если бы они принесли эти знамения, они бы последовали за этим писанием, эти люди обладатели солидного богатства, также они знатные люди этого племени, они считали за честь последовать за такими людьми. А как мы можем последовать за сиротой, который вчера пас овец, а сегодня он нас наставляет, хочет научить этому учению, показать дорогу к счастью, этим они показывали свое высокомерие Пророку Мухаммаду (соллаллоху аляйхи ва салям).
أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًا سُخْرِيًّا وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ
На что Аллах Табарока ва Тааля им ответил в суре «Аз Зухруф» в 32 аяте: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы они одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают». Аллах Роббиль иззат определил, кого отправить к заблудшим людям, кому вручить Свое руководство и наделить пророческой миссией, а глупые, высокомерные люди, опираясь на свою гордость, хотят оспорить Мудрость Господа миров. О племени куройшитах и других общинах, которые не следовали за Пророками (аляйхи ва салям), препирались с ними на их ясные наставления.
وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَؤُلاء مَنَّ اللّهُ عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ
Аллах Субхана ва Тааля в Коране в суре «Аль Анаъм» в 53 аяте говорит: «Так Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: «Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?» Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?»
Аллах азза ва Джаля подвергает своих рабов искушению, когда делает одних богатыми, а других – бедными; одних – знатными, а других – низкого происхождения. Когда Он одаряет верой бедняков и людей низкого происхождения, это становится искушением для богатых и знатных людей. Если они действительно хотят узнать истину и покориться ей, то они обращаются в правую веру, принимают Ислям, и не обращают внимание на то, что рядом с ними оказываются люди, занимающие менее низкий статус, и обладающие меньшим богатством. Это стало причиной гордости куройшитов, которые не вняли призыву Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям).
قَالُوا أَنُؤْمِنُ لَكَ وَاتَّبَعَكَ الْأَرْذَلُونَ
Это же самое говорила община Нуха (аляйхи ва салям), в суре «Аш – Шуаро» в 111 аяте отмечается: «Они сказали: «Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие люди?» Это – величайшее свидетельство их высокомерия и пренебрежения истиной. Эти нечестивцы не только не знали истины, но и не искали ее.
وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ
В Суре «Аль Анаъм» в 52 аяте Аллах Табарока ва Тааля, обращаясь, к своему любимому Пророку говорит: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его довольству». Мушрики до такой степени себя возвысили, а тех, кто следовал за Мухаммадом (соллаллоху аляхи ва салям), считали низкими людьми. Аллах Роббиль иззат, когда этих неверных заведет в ад (джаханнам), они скажут: «Что с нами? Почему мы не видим бедных, нищих, которые были ниже нас достоинством». В тафсирах ученые говорят, что в аду, куройшиты будут спрашивать, что где Биляль, где Омар ибн Ясир и так далее, они думали, если они богаты и знатны в этой жизни, то они будут и в другой жизни в благах. Ошибочная позиция людей во все времена, если мы в здравии и богатстве и имеем высокое положение в обществе, значит мы не обделены заботой и вниманием Господа миров, и в будущей жизни будем счастливы. Зачем нам следовать за Мухаммадом (соллаллоху аляйхи ва салям), когда в его окружении одни бедняки и безродные нищие. В Коране, когда Аллах Субхана ва Тааля поднимает вопрос Судного дня, то повествует о нем, как в прошедшем времени, уляма (ученые) поясняя этот вопрос, говорят, что если о чем-то сообщают, как о свершившемся факте, то никто не сможет опровергнуть, и сводить на ложь определенные повествования. Например, никто не сможет опровергнуть, что в прошедшем веке была вторая мировая война. Поэтому завтра в Судный день, что определенные люди попадут в огонь Ада, какие-то эпизоды с ангелами, с неверующими, с шайтоном и так далее все приводиться в прошедшем времени, для утверждения достоверности информации, и для того, чтобы все это твердо укрепилось в подсознании стремящихся познать Истину. Но кто отверг благо, возгордился, посчитал за ложь, это одна группа, вторая группа поняла, что Пророк (соллаллоху аляйхи ва салям) принес Истину, но не последовала за лучшим из людей.
Ученые среди иудеев и христиан, изучая свои писания, научные труды своих предшественников, однозначно знали, что Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям истинный пророк, последний Пророк (хатыма набиука), его пришествие, все его качества были описаны в их книгах, но они возгордились и не последовали, начали роптать, что почему не из нашей среды он вышел, а среди невежественных арабов.
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءهُمُ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُمْ فَهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ
Аллах азза ва Джаля в суре «Аль Анаъм» в 20 аяте говорит: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют». Есть высказывание одного из ученых иудеев, что Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям), есть истинный пророк Аллаха Табарока ва Тааля, в этом нет сомнений, могу сомневаться, что мой ребенок, мой или нет, потому что есть вероятность, что моя супруга могла меня обмануть, но все признаки и качества Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям) четко описаны в наших книгах. Почему они не последовали, потому что проявили гордость перед Пророком (соллаллоху аляйхи ва салям).
Еркин Рузметов
Перевод с лекции выполнил муадзин
мечети «Миразиз ата».
Продолжение следует