بسم الله الرحمن الرحييم
(из книги Ихья улюмиддин, имама Газали, шарх устоза Ерсена Амире. Лекция №1).
Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. Мир и благословение Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. О, наш Господь, расширь нашу грудь, облегчи нашу задачу, сделай нашу речь понятной, чтобы они могли понять, что мы хотим до них донести. О Аллах научи нас тому, что принесет нам благо, чтобы мы могли делать деяния, которые принесут нам пользу в ахирате, увеличь наши знания и праведные деяния, чтобы мы стали твоими искренними рабами, прости же нас и направь к Истине.
Мы продолжаем занятия по воспитанию своего нафса (эго), одно из болезней, бедствий сердца, в которое может впасть любое сердце – это кибр (гордость). Гордость разрушает сердце, уничтожает его хорошие качества, препятствует вхождению человека в джаннат (рай), эта болезнь и бедствие станет причиной попадания человека в джаханнам (ад). Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама.» (такие сравнения приводятся для скудного нашего разума, потому что наше восприятие информации очень ограниченно).
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Три вещи погубят человека - это проявление скупости (такая скупость лишит человека многого хорошего), следование своим страстям (человек становится рабом своих желаний и нафса), восхищение самим собой (человек да такой степени превозносит себя, ставит себя выше других, в итоге самовлюбленность приводит его к гордости), хадис приведен от имамов Баззара, Байхаки, Табарони». Отсюда вывод, что гордость является таким грехом перед Аллахом азза ва Джаля, что приведет к губительному концу. В каком человеке, общине будут эти три отрицательных качества, то это общество не будет процветать, а придет к упадку нравственности. Если люди станут рабами скупости, то никто не будет друг другу оказывать помощь, перестанут делать добро, хороших дел в обществе не станет. Следуя скупости и своим страстям, люди перестанут прислушиваться к мудростям и законам, ниспосланное в религии Ислям, к разумным людям, а будут следовать свои глупым умозаключениям. Любование самим собой приводит к гордости, человек поступает по своим ошибочным выводам, делает все по своему желанию, даже не пытается прислушиваться к правильному чужому мнению, толковым советам окружающих, основанных на религиозных знаниях, и жизненном опыте других. Поступки людей, вытекающие из желаний нафса, своих рассуждений и мнений, без опоры на аяты Корана, и сунны Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и на советы мудрых, практичных людей, то они однозначно придут к гибели.
В Коране Аллах Табарока ва Тааля во многих аятах говорит об огромном вреде гордости:
سَأَصْرِفُ عَنْ آيَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي الأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَإِن يَرَوْاْ كُلَّ آيَةٍ لاَّ يُؤْمِنُواْ بِهَا وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الرُّشْدِ لاَ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الْغَيِّ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَكَانُواْ عَنْهَا غَافِلِينَ
Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им. Это потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими».(сура «Аль-Аъроф», аят 146).
В такие сердца не войдут великие смыслы послания Аллаха Роббиль иззат, из-за болезни гордости, это сердце отдаляется от понимания аятов досточтимого Корана. Никто не имеет никакого права возвышаться перед величием Творца.
وَمَن يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِندَ رَبِّهِ إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ
«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». (сура «Аль-Муъмин», аят 117).
Поклонятся кому-нибудь, кроме Аллаха Роббиль иззат, это огромное нечестие, зло, неблагодарность за все блага, дарованные Господом миров. Также Аллах Субхана ва Тааля говорит о народе Израилеве: «Они убивали пророков без всякого права». Ни в какие времена и никогда нельзя причинять вред посланникам Всевышнего, эти избранные Господом миров люди, приходили с определенной миссией, донести до невежественных людей Величие и Единственность Создателя всех миров. Также Аллах азза ва Джаля подчеркивает огромный вред гордости. Возгордившись люди не веруют в Могущество своего Творца. Поклонятся и просить у тех, кто ни на что не способен, великая несправедливость, ведь вся власть и мощь принадлежит только Аллаху Табарока ва Тааля.
В других аятах Аллах Субхана ва Тааля говорит:
كَذَلِكَ يَطْبَعُ اللَّهُ عَلَى كُلِّ قَلْبِ مُتَكَبِّرٍ جَبَّارٍ
«Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана».
(сура Гофар, аят 35)
إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْتَكْبِرِينَ
«Воистину, Он не любит высокомерных». (сура «Пчелы, аят 23).
إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в огонь ада униженными». (сура «Гофир», аят 60).
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям во многих хадисах говорит, о вреде гордости, что это великий грех перед Аллахом Роббиль иззат. «У кого в сердце будет гордость с размером в зернышко, тот даже не почувствует благоухания запаха джанната рая (который распространяется на пятьсот лет пути)». «У кого в сердце будет вера (иман) тоже на зернышко, тот спасется от огня ада (джаханнама)». Спасется от огня ада, это значит навечно там не останется, потому что все люди совершают грехи, в том числе даже мусульмане, поэтому кто-то все равно сначала пройдет наказание в аду, после будет освобожден и войдет в рай. Пусть Аллах азза ва Джаля простит нас и не даст даже такое наказание, хотя бы даже на маленькое время (можете представить наказание огнем, пусть даже на несколько минут).
Передается от Абу Хурайра (радзи Аллаху анху, что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама». (имамы Муслим, Абу Дауд, ибн Моджа приводят в своих сборниках хадисов).
Абу Саляма бин Абдурохман бин Ауф (рохматуллохи аляйхи) рассказывает, что на Марва (название горы в Мекке, там проходят обряды хаджа) встретились Абдуллах бин Умар и Абдуллах бин Аль Ас (родзи Аллаху анхум). Некоторое время они разговаривали между собой, а потом, Абдуллах бин Амр ушел, а Абдуллах бин Умар остался там и плакал. Кто-то спросил его: «О, Абу Абдурохман, из-за чего ты плачешь? Ибн Умар (радзи Аллаху анху) сказал: «Этот человек, Абдуллах бин Амр (родзи Аллаху анху), только что сказал, что он слышал, как Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил, что того человека, в сердце которого будет высокомерие даже на вес горчичного зерна, Аллах Табарока ва Тааля бросит в огонь лицом вниз». (Муснад Ахмад, Табарони, Маджма уз заваид).
Также Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил, что, если в человеке приживется гордость, его высокомерие будет только увеличиваться, перед Аллах Роббиль иззат, этот человек войдет в число гордецов и хвастунов, и этот человек будет доволен собой, что начнет хвалиться своей гордостью.
Также из высказываний Мухаммада (соллаллоху аляйхи ва салям), что в аду вылезет огромное чудовище с длинной шеей, с двумя ушами, чтобы слышать, с глазами, чтобы видеть, и языком, чтобы говорить, и скажет, что три типа людей мне отданы для наказания: 1) высокомерные гордецы; 2) те, кто поклонялся и придавал сотоварищей Аллаху Субхана ва Тааля; 3) тех, кто делал изображения, скульптуры и так далее (мастерил прообразы одушевленных творений), (передано имамом Тирмизи (рохматуллохи аляйхи), от Абу Хурайра (радзи Аллаху анху).
Также Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям) говорил, что ему дано было услышать высказывания Ада (джаханнама) и Рая (джанната), Ад сказал, что в него войдут всякие самодовольные гордецы, и те, кто преступал запретное Аллаха азза ва Джаля, именно для этого Господь миров меня сотворил. И Рай сказал, что в него войдут, все слабые, бедные, которые были довольны своим положением в этой жизни. Аллах Табарока ва Тааля сказал Раю: «Ты Моя милость, милосердие, в тебя войдут мои рабы, удостоенные Моей милостью». Аллах Роббиль иззат сказал Аду: «Ты Мое наказание, Мой гнев, в тебе будем наказывать грешников». «И Рай и Ад будет заполнены людьми и джиннами». (этот хадис приводится в двух сборниках имамов Бухари и Муслима, от Абу Хурайра (родзи Аллаху анху).
«Все, кто проявлял гордость, завтра в Судный день будут воскрешены в состоянии униженных, Аллах Субхана ва Тааля будет гневаться на них, они окажутся под ногами других людей, которые будут их ходить по ним».
Абу Бакр Сиддик (родзи Аллаху анху) говорил: «Всякий мусульманин, не должен считать своих братьев, ниже себя по достоинствам, пусть не смотрит на них с высока, если вы считаете кого-то ниже себя по достоинствам, то эти люди в большом почете перед Аллахом азза ва Джаля».
Имам Вахид ибн Мунаббих (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Когда Аллах Табарока ва Тааля сотворил джаннат Адн, Он объявил, что для каждого гордеца эта часть Рая будет запрещена».
Имам Хасан Басри (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Как удивительны деяния людей, в день по несколько раз испражняются, омываются от нечистот своими руками, но не проявляют благодарность Создателю небес и земли».
Аллах Роббиль иззат создал человека слабым, вменил ему очищаться от своих же нечистот, а человек проявляет гордость, не поклоняется Господу миров, и нарушает Его запреты.
Также один из ученых говорил: «Удивляюсь людям, как они могут проявлять гордость, когда в их судьбе прописано что они дважды прошли через половые органы отца и матери». Даже в этом, как предопределил нам Творец всего сущего, что мы проходим по несколько раз через мочеиспускательные каналы родителей, мы должны чувствовать и не забывать свое ничтожное рождение, недалеко ушедшее даже от животных, чтобы не уходить в самообольщение, самодовольство, и тем более гордиться своим происхождением.
Также Мухаммад (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Если, кто-то в своей душе, возвеличивал себя, в своей походке, в других делах проявлял гордость, в Судный день встретит Аллаха Субхана ва Тааля, который будет на него в гневе». (В арабском языке два слова мухталь (гордость при хождении), фахур (гордость в речи, в словах, в возвеличивание себя), в Коране присутствуют аяты, где Аллах азза ва Джаля проявляет недовольство и Свою нелюбовь к такому типу людей). Есть люди, которые с высокомерием относятся к другим людям, которые в общественном статусе или в материальном положении стоят ниже них, могут даже унижать последних, а себе равным у них другое отношение, а перед выше себя по богатству или положению в обществе, могут проявлять раболепие.
Из предыдущих имамов Мухаммад ибн Вассия (рохматуллохи аляйхи), в один день увидел своего сына, который в своей походке, действиях проявлял высокомерие, подозвав его, сказал ему: «Ты знаешь кто ты, твою мать я купил за двести дирхамов, ты сын рабыни, а твой отец также низкого происхождения». (Так отец помог сыну, оставить спесь).
Мутториф ибн Абдуллах ибн Шихир один из предыдущих имамов, повстречался с одним высокопоставленных военноначальников Мухаляфом, который со своей выправкой, военной формой, положением источал самодовольство и гордость. Имам объявил этому офицеру, что Аллах Табарока ва Таала такое поведение не приемлет и ненавидит, военный пригрозил ему говоря, ты что меня не знаешь, праведник на что ответил, что да я знаю кто вы, вы изначально были каплей презренной жидкости, в конце вы станете трупом, источающим зловоние, а в данный момент и в течение всей вашей жизни вы носите в своем желудке немало нечистот. Тогда военноначальник услышав убедительные доводы, поник и осознал свою неправоту, и в последствии оставил такие деяния.
الَّذِي أَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ وَبَدَأَ خَلْقَ الْإِنسَانِ مِن طِينٍ
ثُمَّ جَعَلَ نَسْلَهُ مِن سُلَالَةٍ مِّن مَّاء مَّهِينٍ
«Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины.
Затем создал его потомство из капли презренной жидкости». (сура «Ас-сажда», аяты 7 – 8).
Аллах Роббиль иззат в этих аятах говорит: «В начале создал человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости». Любой человек брезгливо относится к жидкости мужского семени, а когда человек покидает этот мир, его труп зловонней, трупов животных, даже труп собаки так не источает смрад. Даже самые любимые люди, к которым мы при жизни души не чаяли, после их смерти возле них невозможно долго находится, от них исходит ужасный запах.
Аллах Субхана ва Тааля пояснил об огромном грехе гордости, предупредил, оставить этот грех, и порекомендовал о большой пользе смиренности и скромности:
وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно». (сура Аль-Фуркон, аят 63).
В этом аяте Создатель превозносит качество своих рабов, которые постоянно будут под Милостью и Милосердием Господа миров, они смиренные, скромные, не превозносятся, и далеки от гордости. У Аллаха азза ва Джаля много имен, означающими прекрасные качества нашего Создателя, но когда называют рабами (Рохмана) Милостивого, это означает, что эти люди будут всегда под милостью, милосердием Господа миров - это люди с мягкими характерами, смиренные перед Творцом, скромные в обществе, не гордые, и не превозносятся перед другими, и далекие от высокомерия.
Еркин Рузметов
Перевод с лекции выполнил муадзин
мечети «Миразиз ата».
Продолжение следует