Богословы ханафиты-матуридиты придерживались мнения, что вера – это признание сердцем всего того, что сообщается в Коране и сунне. Но поскольку Коран и сунна содержат много не систематизированной информации, то богословы обязательными для признания выделяют следующие основные пункты: вера в существование и единство Творца, вера в существование ангелов, пророков, признание всех божественных писаний, вера в Судный день, предопределение, а также признание обязательными всех божественных предписаний, и признание запретными всех божественных запретов.
Следовательно, каждый человек, признающий в душе все вышеперечисленное перед Аллахом считается верующим.
Что же касается устного свидетельства о вере во все вышеперечисленное, то оно, по-мнению богословов, необходимо лишь для того, чтобы осуществлять нормы шариата в отношении засвидетельствовавшего. Часть мусульманских богословов считала, что вера – это признание сердцем и устное свидетельство об этом признании. Этого мнения придерживались такие богословы, как Фахр аль-Ислам аль-Баздави, имам ас-Сарахси и аль-Аш‘ари.
Это мнение в суннитском богословии также считается верным. Сторонники второго определения в качестве довода заявляли о том, что Пророк Мухаммад (мир ему) и его сподвижники не признавали верующим человека до тех пор, пока он не произносил устное свидетельство, и это несмотря на то, что им было известно о вере в сердце этого человека. Третья группа богословов-суннитов считает, что вера – это признание сердцем, устное свидетельство и деяния, совершаемые органами.
Однако, они оговариваются, что деяния являются условием полной или совершенной веры, а не основой веры. Однако, несмотря, на разногласия в определении веры, все три группы богословов-суннитов, единогласны в следующем:
1. Произнесение слов свидетельства языком, если человек не верит сердцем, не достаточно. Такой человек называется лицемером.
2. Одной веры сердцем не достаточно, необходимо произнесение слов свидетельства языком. По этому поводу в Коране приводятся слова пророка Мусы (а.с.) адресованные Фараону: «Он сказал: «Ты знаешь, что низвел эти только Господь неба и земли, как наглядные знамения, и я думаю, что ты, Фираун, погибший»» (17:102). Он может быть верующим пред Аллахом, что же касается канонов шариата, то они признают его неверующим.
3. Даже если грешный верующий попадет в ад, то он в нем навечно не останется, даже если он совершал большие грехи.
4. Аллах от верующего требует и произнесения слов свидетельства языком и подтверждения действиями.
5. Человек, произносящий формулу свидетельства языком и признающий ее сердцем, но не совершающий предписанных деяний является грешником, и заслуживает наказания Аллаха.
6. Человек, совершающий большой грех, однако, не говорящий о его дозволенности, остается верующим.
Islam-Today