При совершении пятикратных фард-намазов для джамаата достаточно двух человек, то есть имам, и тот, кто следует за ним, даже если это будет ребенок. Поэтому в любом месте, дома, на работе, на улице и так далее, два человека могут совершать намаз джамаатом.
Таким образом, они получат вознаграждение за джамаат. Что же касается джума-намаза, то он совершается только джамаатом и не может совершаться в одиночку. Если в других фард-намазах для джамаата достаточно лишь одного человека помимо имама, то для совершения джума-намаза необходимо наличие определенного минимального количества людей.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, в частности, по мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, для совершения джума-намаза, необходимо присутствие как минимум трех человек, помимо имама.
Даже если эти люди будут путниками или больными, это условие будет выполнено. По мнению имама Абу Юсуфа, достаточно наличия минимум двух человек, помимо имама. Для того, чтобы джума-намаз считался действительным, минимальное количество джамаата по мнению Абу Ханифы должно сохраняться до саджда (земного поклона) в первом ракаате.
По мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, минимальное количество джамаата должно сохраняться до вступительного такбира. По мнению же имама Зуфара, минимальное количество джамаата должно сохраняться до конца намаза, то есть до того момента, как имам сядет после второго ракаата для чтения ташаххуда.
Если же джамаат разойдется до этого времени, то в этом случае джума-намаз будет недействительным и необходимо будет совершить полуденный намаз.
Islam-Today