Внутренний азан, то есть азан читаемый перед джума-намазом внутри мечети, читался еще со времен посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). А вот внешний азан, стал читаться только во времена правления Усмана (радыйаллаху анху).
Приходя в мечеть на пятничный намаз, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приветствовал джамаат, поднимался на минбар, поворачивался к джамаату лицом, и после повторного приветствия садился. Это сидение называется «джальсатуль-истираха».
После этого, Билял (радыйаллаху анху) приступал к чтению азана. После завершения чтения азана, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) поднимался на ноги и произносил проповедь. Затем, он снова садился, и посидев некоторое время поднимался на ноги и произносил вторую проповедь, после которой спускался с минбара. В это время читался икамат, после чего посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил два ракаата джума-намаза. В большинстве случаев, в первом ракаате после аль-Фатихи он читал суру аль-Джумуа, а во втором ракаате суру аль-Мунафикун.
Благодаря частому чтению этих сур, джамаат учился адабам пятничной молитвы, а так же необходимости остерегаться лицемерия и лицемеров. Во времена правления Абу Бакра и Умара (радыйаллаху анхума), джума-намаз проводился точно так же, без каких бы то ни было изменений. Однако во времена правления Усмана (радыйаллаху анху) из-за увеличения количества населения и того, что многие из этих людей жили далеко от мечети, было принято решение о чтении еще и внешнего азана. Этот азан читался в Завра (место, находившееся в самом центре Медины).
Затем этот азан стали читать и в других мусульманских городах и странах. Затем, спустя восемьдесят лет по распоряжению Хишама Абдуль-Малика, внешний азан стал читаться не в центре городов, а с минаретов мечетей.
Islam-Today