По причине того, что Абу Ханифа очень часто использовал самостоятельное суждение и применял суждение по аналогии, некоторые стали обвинять его в незнании хадисов или в том, что он не уделял им должного внимания, или что он предпочитал хадисам самостоятельное суждение и суждение по аналогии. Однако те пустые обвинения рассыпаются в прах перед обсуждением и приведением соответствующих доказательств, так как большое внимание, которое он уделял хадисам – вопрос известный и достоверно доказанный.
Кроме того, мнение, будто он знал мало хадисов, не соответствует действительности, от него передаётся много хадисов и большое количество высказываний сподвижников и их последователей. В их числе и те, что передал имам Абу Йусуф в своей книге «аль-Асар» и имам Мухаммад бин аль-Хасан в своей одноимённой книге «аль-Асар», и после учёные собрали переданные им многочисленные хадисы в отдельные сборники. Да, Абу Ханифа передал меньше хадисов, чем другие имамы, но объясняется это тем, что он предъявлял к хадисам очень жёсткие требования, чтобы быть уверенным в их достоверности, принимая во внимание то, что в Ираке было очень много тех, кто составлял подложные хадисы.
Что же касается случаев, когда он оставлял хадис и обращался к суждению по аналогии, это объяснялось тем, что тот хадис не дошёл до него, и тогда он был вынужден обратиться к частному мнению. Или же хадис дошёл до него, но не нашёл у него подтверждения, и он оставил его, обратившись к суждению по аналогии. И вне всякого сомнения, противоречие хадису по причине того, что муджтахид не считал его достоверным, не означает его противоречия хадисам или предпочтения хадисам суждения по аналогии.
Кроме того, в пользу широких познаний Абу Ханифы в хадисах свидетельствует и то, что записано в семнадцати сборниках хадисов, составленных его учениками, и только в книге «аль-Асар» Абу Йусуфа от Абу Ханифы передаётся более чем тысяча хадисов, что же говорить об остальных книгах. И действительно, как мы уже упоминали ранее, он предъявлял очень строгие требования к хадисам, и призывал предпочитать всему Книгу Аллаха и хадисы.
Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Мы безоговорочно принимаем всё, что пришло к нам от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и выбираем из того, что пришло к нам от его сподвижников, да смилостивится над ними Аллах, и не выходим за рамки того, что они сказали. Что же касается того, что дошло до нас от их последователей, то они мужи и мы мужи».
Islam-Today