Я слышал, что в омовении вместо воды можно использовать снег. Является ли это правильным?

Я слышал, что в омовении вместо воды можно использовать снег. Является ли это правильным?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Можно очиститься снегом, даже если он не начал таять. Этому мнению следовали два ученых ханафитского мазхаба – Абу Юсуф и аль-Авзаги.

Ответ:

Есть несколько мнений среди ученых-богословов относительно допустимости использования снега в малом и большом омовении до того, как он растает. Как сказано в Большой энциклопедии фикха: «Среди ученых-богословов нет разногласия в вопросе допустимости очищения талой водой от растаявшего снега. Однако в вопросе допустимости использования снега до того, как он растает, существует три мнения:

Мнение первое:

Нельзя очиститься снегом до тех пор, пока он не растает до состояния капель, струящихся по телу. Этого мнения придерживаются ученые маликитского и ханбалитского мазхабов, а также большинство ученых ханафитского мазхаба.

Имам ат-Тахтави в своей книге «Хашия» сказал: «Любые нечистоты смываются любой [чистой] водой, под которой понимается дождевая, речная, родниковая, колодезная, морская и талая вода [имеется в виду тающий снег с того момента, как в результате таяния образуются капли, способные течь]».

Имам ад-Дардир в книге «аш-Шарх аль-кабир» сказал: «Любая [чистая] вода – это то, относительно чего можно с уверенностью, без оговорок, употребить слово «вода», в том числе, если она собрана из росинок или является результатом таяния, то есть перешла из твердого состояния в жидкое, как в случае со снегом, который, [в свою очередь], является результатом кристаллизации жидких осадков у поверхности земли».

Ибн Куддама сказал в книге «аль-Мугни»: «То, что образовалось в результате таяния снега или града, является чистым, потому что [в своей основе] это вода, выпавшая с небес. И Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) обращался к Всевышнему со словами: О Аллах, смой мои грехи водой, снегом и градом!». (передал ан-Насаи)

Таким образом, нельзя добиться [ритуальной] чистоты, просто взяв снег и проведя им по частям тела, даже если при этом снег увлажнил эти части тела.  Потому что обязательным является мытье, и его минимальным признаком является то, что вода струится по телу. Если же снег легкий и тает так, что талая вода струится по телу, то им можно взять омовение.

Мнение второе:

Можно очиститься снегом, даже если он не начал таять. Этому мнению следовали два ученых ханафитского мазхаба – Абу Юсуф и аль-Авзаги.

Имам ат-Тахтави в книге «Хашия» сказал: «Мнение [о дозволенности очищения тающим снег с того момента, как в результате таяния образуются капли, способные течь] является базовым. А по мнению Абу Юсуфа допустимо очищение, даже если капли не образовались.

Имам ан-Навави сказал в книге «аль-Маджму’»: «Наши братья передают мнение аль-Авзаги о допустимости совершения омовения [снегом], даже если он не растаял [до образования струящихся капель], и дозволенности использования [снега] и для умывания, и для протирания. Если он действительно так считает, то это мнение слабое и несостоятельное, потому что [умывание снегом] не называется омовением и не несет этот смысл».

Мнение третье:

Ученые шафиитского мазхаба разделяют состояние, когда снег, в результате высокой температуры окружающей среды, тела или своей невысокой плотности, тает и струится по частям тела, и состояние, когда снег не тает. И если снег струится по телу, то омовение будет действительным, согласно мнению большинства ученых данного мазхаба, потому что в этом случае по телу струится талая вода. При этом часть ученых-шафиитов, в том числе аль-Маварди и ад-Дарими, придерживались мнения о недействительности такого омовения, потому что [умывание снегом] не называется омовением.

Если же снег не тает, то согласно мнению всех ученых этого мазхаба, его нельзя использовать для омовения, и можно использовать для протирания: головы, кожаных носков или медицинских повязок».

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: