Правда ли, что по ханафитскому мазхабу при омовении нельзя мыть кожу под редкой бородой ?

Правда ли, что по ханафитскому мазхабу при омовении нельзя мыть кожу под редкой бородой ?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Имам ан-Навави сказал в своей книге «аль-Маджму’»: «Мы упомянули о том, что согласно нашему мазхабу необходимо мыть редкую бороду и кожу под ней, о чем сказали Малик, Ахмад и Дауд. Некоторые наши братья, в том числе Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах!), сказали: Не нужно мыть то, что под ней [бородой], также как [не нужно мыть то, что находится] глубоко в рту».

Означает ли это, что, согласно ханафитскому мазхабу, нельзя мыть кожу под редкой бородой (при омовении)? 

Ответ:

В данном вопросе среди ученых существует два различных подхода.

Согласно первому подходу необходимо исходить из того, видно ли то, что под бородой или нет. В первом случае необходимо прочесывать бороду пальцами, а во втором – нет. Имам Ибн Наджим аль-Ханафи сказал в книге «аль-Бахр ар-раик»: «Под редкой бородой имеется в виду то, что под ней не видно кожи, если же под бородой видно кожу, то необходимо, чтобы вода дошла до того, что под ней (бородой)».

В этом моменте нет различия между ханафитским и шафиитским мазхабом.

Согласно второму подходу определяющим является наличие или отсутствие бороды. О чем свидетельствуют слова более ранних ученых об отсутствии обязательности мытья того, что под бородой, независимо от того, густая борода или редкая, и без уточнения видно ли под ней кожу или нет. В частности, имам ат-Тахави в книге «Мухтасар ихтиляф аль-уляма» сказал: «Сказали наши братья, в том числе Малик, ас-Саури и аль-Авзаги: Расчесывание бороды пальцами не является обязательным при омовении».

В то же время наряду с мнением об отсутствии обязательности мытья того, что под бородой, учеными приводятся слова имама аш-Шафии о необходимости мыть кожу под редкой бородой, как например, в книге «Дурар аль-хуккам»:

«И если он бородат, то ему не нужно мыть то, что под ней (бородой).

А аш-Шафии (да смилостивится над ним Аллах!) сказал: Нужно [мыть], если борода редкая».

Или слова имама ас-Самарканди в книге «Тухфату аль-фукаха»: «Если выросли волосы, не нужно мыть то, что под ними, согласно мнению большинства ученых. А некоторые из них сказали, что необходимо мыть то, что под волосами так, чтобы вода достигла корней волос. И аш-Шафии сказал, что если борода редкая, то нужно мыть то, что под ней, а если густая – то нет».

А Аллах знает лучше.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: