Совместима ли деобандская школа с Исламом на Казахской земле

Совместима ли деобандская школа с Исламом на Казахской земле

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Деобанды кто они?

Деобандизм — это одно из крупнейших направлений суннитского Ислама, возникшее в Индии в XIX веке. Оно получило название от города Деобанд (штат Уттар-Прадеш, Индия), где в 1866 году была основана исламская семинария Даруль-Улюм Деобанд.

Основатели движения — Мухаммад Касим Нанотви (1833–1879) и Рашид Ахмад Гангохи (1829–1905) — стремились реформировать Ислам в ответ на британский колониализм и распространение крайне суфийских итрадиционных практик, которые, по их мнению, не соответствовали Исламу.

Деобандизм основывается на Ханафитском мазхабе в фикхе и матуридитской акыдеТо есть, в принципе, они следуют тому же, чему следует «ахлю сунна уаль-джамаа». Но все же они отличаются своими методами и подходами к различным жизненным аспектам. О них и пойдет речь, с дозволения Всевышнего Аллаха.

Несмотря на то, что большинство мусульман придерживаются Ханафитского мазхаба, в зависимости от нескольких факторов они различаются в своих взглядах в ряде вопросов. То есть под «они» мы подразумеваем разные школы. В рамках Ханафитского мазхаба существуют несколько крупных школ:

1. Брельвийская школа (Индия)

Также ханафиты и матуридиты, но в отличие от деобандов, более тесно связаны с традиционным суфизмом. 

2. Османская школа (Турция, Балканы)

Ханафиты-матуридиты, но с влиянием османской правовой системы.Активно взаимодействовали с государственной властью, создавая исламские суды и учебные заведения.

3. Среднеазиатская школа (Бухара, Самарканд, Казань)

Традиционный ханафизм с глубоким влиянием матуридизма и суфизма (ясавийский и накшбандийский тарикаты). Мягче относятся к местным традициям и адаптируют Ислам к культурным особенностям народов.

4. Джалалабадская и кабульская школы (Афганистан)

Ханафизм с сильным влиянием племенных традиций пуштунов.Политизированный Ислам, особенно в связи с движением «Талибан», который формировался под влиянием деобандов.

5. Современные салафизированные ханафиты

В некоторых регионах встречаются ханафиты, которые перенимают идеи салафизма, отвергая суфизм и мазхабную традицию. Но их полноценно ханафитами не назвать, так как отрицание основных концепций мазхабапротиворечит ханафитскому мазхабу. Их можно назвать по праву псевдоханафиты.

Какая же школа «верная»?

Если рассматривать вопрос с точки зрения «Ахлю Сунна уаль-Джамаа», то все перечисленные школы являются частью суннитского ислама, поскольку они придерживаются:

1. Ханафитского фикха – который основывается на Коране, Сунне, иджме и кыясе.

2. Матуридитской акыды – которая является частью традиционного суннитского богословия. Однако внутри этих школ могут быть разные подходы: 

Османская и среднеазиатская школы – более адаптивны к культуре и обществу. 

Деобандская школа – более строго придерживается буквального следования мазхабу и отвергает многие традиции. 

Все эти школы в пределах «Ахлю Сунна», поэтому нельзя сказать, что одна из них полностью «неверная». Но важно учитывать какой метод, в каком месте и когда он применим.

Деобандская школа стала актуальной для колониального общества того времени. Народ нуждался в отстаивании своих религиозных прав более жесткими мерами в виду давления Британии. Поэтому их методы были применимы и сочетались с настроем и ментальностью этого народа.

Если говорить про Ислам на Казахской земле, то более естественной и исторически сложившейся является среднеазиатская школа (ханафизм+матуридизм с умеренным суфизмом). Она же была принята таким ученым как Бурхануддин аль-Маргинани, величайший труд которого стал исламским наследием («Аль-Хидая»). Он же систематизировал ханафитскиймазхаб, с учетом реалий Средней Азии. Его трудами пользовались казахские судьи (казы), адаптируя шариат к условиям степной жизни. Ханафитскиймазхаб стал основным в Средней Азии именно потому, что он был гибким и учитывал местные традиции.

Зачем сочетать ислам и местные традиции?

1 - Для сохранения культурной идентичности

Каждый народ имеет свои особенности, язык, обычаи, стиль жизни. Если ислам насаждается без учета традиций, это может привести к отторжению. В Священном Коране говорится: «О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга...». (Коран 49:13). Этот аят подчёркивает ценность этнического и культурного разнообразия как элемента божественного замысла.

В истории исламских стран видно, что там, где ислам сочетался с местной культурой, он сохранялся устойчивее. Например, в Османскойимперии Ислам и тюркские традиции слились воедино. В Индии Ислам учелкультуру региона, что помогло его распространению. В Центральной АзииИслам принял некоторые тюркские традиции, что сделало его частью национальной идентичности.

2 - Чтобы избежать радикализма

Когда Ислам насаждается в отрыве от традиций, это приводит к радикализмуНекоторые современные течения (псевдосалафизмто есть ваххабизм) отвергают местные обычаи, считая их «бид’а» (нововведением), что приводит к конфликтам внутри общества.

В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане Ислам традиционно сочетался с местными ценностями: уважение к старшим, гостеприимство, коллективизм. Если отвергнуть традиции, можно потерять связь поколений и разрушить общество. Естественно, речь идет о тех традициях и обычаях, которые не противоречат религии Всевышнего Аллаха.

3 - Ислам легче принимается, если он не противоречит культуре народа

Когда ислам не ломает традиции, а очищает их, его принимают охотнее. Это видно в истории распространения ислама в Казахстане: Он вошел вкультуру тюрковдополнив их традиционные ценностиИслам поддержалуважение к старшим, честность, храбрость, которые были важны для кочевников. Если бы ислам отвергал всё местное, его было бы сложнее принять.

4 - Ислам становится практичным, а не чуждым

Если религиозные нормы полностью оторваны от культуры, людям сложно их соблюдать. Пример: В арабских странах традиционно носятдлинные одежды (джуббугалабию). В Центральной Азии мужчины носятчапана женщины  платки. Если навязывать чуждую арабскую одежду, это создаст дискомфорт, хотя скромность в одежде можно соблюдать по-разному.Если ислам учитывает язык, культуру, привычки народа, он становится живой частью общества, а не чем-то навязанным извне.

Какие традиции можно оставить, а какие убрать?

Традиция это устоявшийся унифицированный набор обычаев, который со временем эволюционировал.  Он включает: обычаи, обряды, ритуалы, суеверия и табу.

Обычай - Форма деятельности и общественных отношений в определенной сфере (производственной, семейно-бытовой, общественно-преобразующей, духовно-преобразующей). Однако обычай обновляется и изменяется в зависимости от определенных социальных явлений и может устареть при изменении формации. Если он будет внедрен и впитан в культуру, он станет традицией.

Любой обычай зарождается из двух источников или можно сказать по причине двух составляющих:

1 - Жизнедеятельность.

Носят определенный политический и социальный контекст. То есть все это связано с бытом, окружающей средой. А она в свою очередь имела разные ответвления типа: традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков: сүйіншібайғазы; традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью: асаржылубелкөтерер; традиции и обычаи, связанные с приемом гостей: қонақасықонақкәдеерулік.

Данные обычаи никак не связаны с верованием и религией, они носят социальный контекст, практика и опыт прежних поколений. Если какие-либо обычаи и традиции народа соответствуют учению и духу Ислама (как, например, гостеприимство, скромность, уважение к старшим, почитание родителей и т.д.), то мусульманину следует поощрять и хвалить их за это. То есть для него следовать этому является обязательным (уаджиб)чтобы не быть чуждым для своих земляков и заработать их любовь и уважение.

2 - Верования и религии.

Вторым источником или составляющим обычая – это вера. Человек априори живет с верой в сердце. Это то, что вложил Всевышний Творец в каждого человека. Поэтому, естественно, что вера присутствует во всех сферах жизнедеятельности любого народа. В виду того, что наш народ претерпевал множество трудностей, видел неимоверное количество разных народностей, конфессии на своей территории, то не ушли они не оставив своего следа. Это и фетишизм, и анимизм, и зороастризм, шаманизм, тенгрианство, христианство и наконец ислам. От них зародились такие обычаи и традиции: фетишизм, анимизм: священность животных и цифр, амулеты и обереги; шаманизмвера в богоизбранность «Баксы»; зороастризмкульт огня, культ солнца; тенгрианствокульт тенгрикульт неба, культпредков; Ислам: сүндетке отырғызуазан шақыру.

Данные же обычаи должны быть отфильтрованы. И именно Ислам есть тот самый фильтр, который указывает на дозволенность или запретность тех или иных обычаев или традиций.

Чтобы понять значимость и важность традиций и обычаев в Исламе, достаточно отметить то, что одним из пяти главных правил в исламской юриспруденции является правило «аль-‘аадату мухаккама» – это известный принцип Исламского права (фикха), который переводится как «Обычай является решающим» или «Обычай имеет силу закона». В шариате обычаи и традиции общества учитываются при вынесении решений в тех вопросах, где нет четкого указания в Коране и Сунне. Если определенный обычай:

1 - Не противоречит Исламу

2 - Укоренился в обществе,

3 - Является разумным и полезным, то он может быть признан и использоваться в правовых вопросах.

Ислам неразрывно связан с культурным контекстом общества.Учитывать традиции и менталитет народа — это требование самой религии. И тут мы понимаем, что деобандизм лишь частично совместим с КазахскимИсламом в теологическом плане (ханафизм и матуридизм), но плохо совместим в культурном, политическом и общественном аспектах. И хоть данная школа находится в рамках «ахлю сунна», все же его применение на территории Средней Азии не то, чтобы не актуален, но даже может нанести вред развитию Ислама.

Среднеазиатская ханафитско-матуридитская школа с элементами умеренного суфизма исторически является приемлемой и естественной для казахов. Попытка насильственного привнесения других течений приводит к напряженности и разобщенности в обществе.

Ислам в Казахстане, Средней Азии и других тюркских странах должен сочетать традиции и религию, чтобы оставаться живым, а не чуждым элементом культуры. Главное — следить, чтобы традиции не шли вразрез с шариатом.

Ансаган АБДРАХМАН,

Главный имам мечети

«ALDIARULY JANUZAQ» 

(Костанайская область)

Мұнара №8

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: