Душа человека подобна крепости, шайтан же – потенциальный враг, который все время намеревается захватить крепости человеческих душ. Только защитив свою душу множеством замков, ворот и застав, мы сможем огородить себя от шайтана. Но несмотря на все наши старания защитить свое сердце, шайтан неуемен и идет на всякие ухищрения, чтобы искусить нас и сбить с пути, для этого он подсылает своих солдат-искусителей:
- Злость. Когда человек находится в состоянии злости и гневается, его душа устремляется к шайтану и прислушивается только к нему. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева. Человек во время злости теряет какое-либо самообладание, его душа теряет защиту, и шайтан устремляется в такую душу. Тогда человек становится игрушкой в руках шайтана, который управляет им как ему угодно.
- Зависть. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Зависть пожирает благие деяния подобно тому, как огонь сжигает дрова». Человек, проявляющий зависть, проявляет не смиренность и не принимает воли Всевышнего Аллаха. Он не способен понять мудрости, заключенной в решениях Аллаха, его мысли направлены только на мирское. Завистник отдаляется от Аллаха, противореча Его воле, и становится на сторону шайтана.
- Жадность. Жадность происходит от неблагодарности Всевышнему Аллаху и от желания обладать мирскими благами. Жадный человек не способен осознавать свое истинное положение и понять что, все чем он обладает принадлежит не ему, а даровано Аллахом.
- Чревоугодие. Ислам – религия умеренности, и несмотря на то, что чревоугодие не является тяжким грехом, оно влечет за собой множество других. Чревоугодие – путь шайтана к сердцу человека, который впоследствии становится рабом своего нафса.
- Поспешность. Поспешность в делах – это от шайтана, осмотрительность – от Аллаха. Дело, если человек спешит выполнить его, не обдумав, может привести к плачевным результатам. Ислам призывает человека к осознанности, обдуманности каждого своего слова, поступка и решения. Совершенные же в порыве действия приносят ему только вред и являются ухищрением шайтана.
- Подозрительность. Верующие должны распространять мир и дружбу между собой, подозрительность же является путем шайтана и не способствует распространению хороших отношений. В Коране сказано: «Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (49:12).
Cайда Хайат