В нашей религии первостепенным является устранение того, что может причинить вред, а уже после этого следует обеспечение пользы. Не совершение ошибок более первостепенно, чем безукоризненное выполнение чего-либо.
Если мы одновременно столкнулись и с запретом и с повелением, то в этом случае отказ от совершения запретного будет иметь первостепенное значение. Если какое либо повеление может стать причиной совершения запретного, то в этом случае данное повеление не выполняется, чтобы не совершить того, что является харамом. Например, для совершения намаза необходимо очиститься от нечистот – это повеление, однако открывать свои места аурата перед посторонними, является запретом. Если очищение от нечистот невозможно без того, чтобы не открыть мест аурата, то в этом случае необходимо соблюдать запрет, то есть не открывать своих интимных мест.
Так же существует такое правило: «аль-амру фаукаль-адаб», то есть приказ выше обычаев. Например, идя вместе с уважаемым человеком, старшим нас по возрасту, то входить куда-то вперед него, будет проявлением невоспитанности и отсутствия адаба. Но если этот человек скажет нам: «Проходи первым», то в этом случае будет неправильным пропускать его вперед.
Еще одним правилом является следующее: «первостепенность наиболее важного, перед менее важным». Например, совершение действия являющегося сунной, более предпочтительно, чем действие являющееся нафилем. Сообщается, что однажды Умар (радыйаллаху анху) проведя утренний намаз, не увидел среди джамаата одного юношу. Присутствующие сказали ему, что этот юноша каждую ночь проводит в дополнительных поклонениях, и что видимо он совершил утренний намаз самостоятельно и лег спать. В ответ на это, Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Было бы лучше, если бы он всю ночь спал, а утренний намаз совершал бы с джамаатом».
Islam-Today