И азан, и камат произносятся вслух и довольно громко, так как произнесение их шепотом не считается ни азаном, ни каматом. Как известно, азан и камат являются призывом к намазу, а потому их звучание по округе должно привлечь внимание мусульман. Соответственно, это деяние удостоится большего вознаграждения. Когда же намаз совершается в одиночестве, то допустимо произносить такбир и тасбих, кираат, «Аттахият» и салям шепотом.
Часто также задают вопрос: «Следует ли дома, перед намазом произносить азан?» Согласно канонам Шариата, перед каждым из пяти ежедневных намазов следует произносить азан, ведь это является Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Причем, это касается и того, кто читает намаз в строго установленное время и того, кто пропустил время намаза и совершает каза, и путника, а также читающего в одиночестве и с джама’атом.
Камат, как правило, произносится перед обязательным намазом, то есть фард, в то время как перед сунной камат не произносится.
Есть еще такой вопрос: «Следует ли объявлять азан или камат перед их произнесением?» Естественно, мечеть не то место, где делают объявления.
Именно поэтому делать объявления светского характера и содержания, как например, о торгах, о потерях и находках в мечети не принято. Допустимо делать объявления, касающиеся духовной жизни и связанные с деятельностью самого культового заведения. Однако и такие объявления не должны делаться между азаном и каматом. Перед подобными объявлениями желательно произнести: «А’узу бисмиллях!»
После того, как прозвучал азан читают следующую ду’а:
«Аллахумма Рабба хаазихид-дагуатиттаммати уас-саляатилькааимах. Ати Мухаммадаиниль-уасиилята-уаль-фадыйлята уад даражаталь-галийатар-рафиигах.Уабгасху макаамам-махмуданиллязи уагадтаху уар-зукнаа шафаагатаху йаумаль-кийямах. Иннакак ля тухлифуль-мигад».
Габдулхак хазрат Саматов.