«Мы исторгнем из их сердец злобу, и под ними будут протекать реки. Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому!
Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Посланники нашего Господа приходили с истиной». Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали». (Сура «Аграф», аят 43)
Наш великий Господь в приведенном кораническом аяте сообщает, что Он освободит обитателей Рая от всех дурных мыслей и чувств. Особенно это касается двух самых больших врагов любви и дружбы – гнева и злобы. Поэтому Рай станет «Обителью мира и благополучия» («Ангам», 6:127; «Йунус», 10:125).
Под ногами обитателей Рай будут протекать райские реки. Они будут славословить Господа, сделавшего их сердца непорочными и удостоившего их райских благ. Они будут говорить: «Да будет славен Аллах, одаривший нас этими благами! Если бы Господь не направил нас по истинному пути, мы сами не смогли бы найти правильный путь». Эта духовная непорочность и райские блага, несомненно, есть проявления великого милосердия Аллаха. Однако этой милости можно удостоиться лишь благодаря иману и праведным делам. Поэтому восхваляющим Аллаха обитателям Рая будет сказано: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали».
Наш великий Господь, перечисляя отличительные черты тех, кому Он обещал Свое прощение, и кто станет обитателями Рая, ширина которого равна небесам и земле, в том числе указывает, что они сдерживают гнев и прощают людей (сура «Али Имран», 3:133-134). Это говорит нам о том, что еще в земной жизни нужно избавлять свою душу от гнева и злобы, словно ты уже находишься в Раю, поскольку только через такое очищение проходит дорога в Рай, в котором нет места гневу, раздражительности, сердитости и злости.
Чувства злобы и ненависти ослабляют братские узы между верующими, и поэтому они чужды обитателям Рая. Наш любимый Пророк (ﷺ) вхождение в Рай поставил в зависимость от того, чтобы быть истинно верующим, а обретение истинной веры связал с взаимной любовью людей друг к другу. Он сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не обретете (истинную) веру, пока не станете любить друг друга» (Муслим, «Книга имана», 93). Тем самым он дал понять, что в сердце, в котором царит любовь как непременное условие настоящего имана, нет места злобе и ненависти.
Человеку с момента сотворения свойственны не только чувства любви и радости, но также он способен сердиться, гневаться, нервничать, злиться. Чтобы сдерживать свои чувства в определенных рамках, человек также оснащен двумя важными механизмами контроля и сдерживания – это разум и вера. В нашей повседневной жизни мы можем оказаться в разных ситуациях, направляя свои чувства и эмоции в позитивную или негативную сторону. В таких случаях нам следует вспомнить, что мы находимся под наблюдением нашего Господа, и действовать терпеливо, благоразумно и смиренно.
Ведь недаром Всевышний Аллах восхваляет тех людей, которых называет «рабами Милостивого», и перечисляя их лучшие качества, говорит, что они ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, то они говорят: «Мир вам!» Эти люди получат наивысшее место в Раю в воздаяние за то, что были терпеливы и смиренны. (Сура «Фуркан», 25:63-75).
Если мы в нашей короткой земной жизни будем постоянно заботиться о том, чтобы исполнять возложенные на нас важные обязанности перед нашим Создателем ради того, чтобы заслужить довольство Аллаха и удостоиться вечного счастья и блаженства, тогда у нас не останется времени на злобу и на совершение действий, возбуждающих злость.
Islam-Today