1. Джаннатун-Наим: «Сделай меня одним из наследников Сада блаженства» (аш-Шуара 26/85) (аль-Маида 5/65; ат-Тауба 9/21; Юнус 10/9).
2. Джаннатуль-Адн: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из сотворенных. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (аль-Беййина 98/6/8) (ат-Тауба 9/72; ар-Рад 13/23; ан-Нахль 16/31).
3. Джаннатуль-Фирдаус: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» (аль-Кяхф 18/107).
4. Джаннатуль-Мава: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут угощением за то, что они совершили» (Саджда 32/19).
5. Дарус-Салям: «Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (Юнус 10/25).
6. Даруль-Хульд: «Он поселил нас по Своей милости в Вечной обители, где нас не коснется ни усталость, ни изнеможение» (Фатыр 35/35).
Хотя Ибн Аббас (радыйаллаху анху) и говорил, что Рай ограничен семью ступенями, из аятов Корана следует, что в Раю существует огромное количество ступеней. Вышеупомянутые ступени Рая, о которых говорил Ибн Аббас, являются самыми высокими райскими ступенями. Так как каждый из этих уровней Рая делится в свою очередь на несколько других уровней. Подтверждением этому является то, что упоминая в Коране о садах блаженства и садах фирдауса, Аллах Всевышний использовал множественное число.
Это же подтверждают и слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что однажды к нему пришла Умму Хариса, чтобы узнать, что стало с ее сыном, павшим в битве при Бадре. И посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщив ей о том, что в Раю множество уровней, сказал, что ее сын находится в «Фирдаусу-Аля» (Мансур Али Насиф, ат-Таджуль-Джами лиль-Усуль фи Ахадисир-Расуль, V, 4033).
В одном из хадисов, переданных Бухари, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, в раю сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для тех, кто пал на Его пути. Между каждым уровнем расстояние, словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это - центр рая и его наивысший уровень, над которым находится Трон Милосердного. Из него вытекают райские реки» (Бухари, Джихад, 4).
Из всех этих аятов и хадисов становится понятным, что в Раю существует множество уровней и ступеней. Поскольку некоторые из этих уровней более высокие, а имеющиеся там блага более прекрасны, нам были сообщены названия этих уровней и степеней, а наивысшим уровнем является Джаннатуль-Фирдаус (Табери, Тафсир, XVI, 37-38).
Islam-Today