Из-за своего непонимания и халатности, многие сегодня забыли о достоинстве тех людей, которые отдают своё время и здоровье на благо обществу. Конечно, очень много профессий, связанные с общественными работами, а учитель — это человек, который является воспитателем правильного общества.
Особенное место занимают те преподаватели, которые обучают религиозным знаниям, потому что исламские знания – это свет не только в этом мире, но и в мире вечном.
Понимая, какая высокая степень у учителя по исламским знаниям, такие великие учёные, как имам аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Хасан Хильми аль-Кахибий и другие учёные, великие шейхи (да будет доволен ими Аллах) говорили:
«Не возвысилась степень человека перед Аллахом, кроме как путём соблюдения этики, и не упал уровень человека перед Ним, кроме как путём оставления этики».
Аллах повелевает уверовавшим, чтобы уважали и почитали Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В Коране сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ إِنَّ الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ أُولَئِكَ الَّذِينَ امْتَحَنَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ لِلتَّقْوَى لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيم
Смысл: «О уверовавшие! Не опережайте Аллаха (словом и действием до назначенного Аллахом сроком) и Его Посланника (кроме как повелением Аллаха), ибо Аллах – Всеслышащий, Всезнающий.
О уверовавшие! Не поднимайте свои голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к Нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете это.
Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда» (сура «аль-Худжурат», аяты 1-3).
Сподвижники проявляли высокое уважение к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Они не поднимали свои головы перед Пророком (мир ему и благословение), а опускали, когда он говорил что-либо. Сподвижники не задавали ему вопросов, пока не спросят разрешения, и выслушивали так смиренно, чтобы не приходилось утруждать Посланника Аллаха (мир ему и благословение) повторить сказанное.
А кого он (мир ему и благословение) сделал наследниками? Ведь к наследникам нужно проявлять такое же уважение, как и Пророку (мир ему и благословение)! Наследники же Посланника (мир ему и благословение) – это учёные, проповедники, учителя Ислама, то есть те, кто унаследовал от Пророка (мир ему и благословение) то, для чего он был послан, то есть распространение исламских знаний.
Руководствуясь сунной, есть некоторые пункты, содержащие этические нормы в отно-шении учителей:
1) Первым приветствовать учителя, в знак уважения и почитания, и самому подойти к нему, а не ждать, пока он подойдёт.
2) Не пустословить и много не разговаривать перед учителем, то есть не вести ненужный разговор.
3) Не говорить и не рассказывать о том, чего не спросил учитель, то есть, если учитель сам не обратился к вам, не нужно самому влезать в его разговор.
4) Не спрашивать у учителя о чём-либо без разрешения, то есть спросить разрешение сначала, а потом начать вопрос или разговор.
5) Не возражать учителю (т.е. данному им ответу вам или рассказу о чём-либо): «А кто–то наоборот сказал…» и т.д., то есть не перечить учителю и не приводить чьи-то слова в противовес его слов.
6) Не указывать на ошибки учителя, показывая своё знание в данном вопросе, и желая принизить знания учителя.
7) Не переговариваться с рядом сидящим, в присутствии учителя, как у нас это часто бывает, это очень неэтично (если даже желаете что-то спросить у соседа, то пусть попросят разрешения у учителя).
8) Не смотреть по сторонам, а сидеть спокойно и покорно перед учителем, опустив голову, смиренно и уважительно.
9) Не задавать много вопросов, если учитель не в духе или не в настроении, так же не докучать вопросами.
10) Не задавать вопросы на ходу, то есть когда учитель идёт по дороге.
11) Не делать резкие выводы, и не думать плохо об учителе, видя деяния учителя только внешне, если даже по мнению ученика, это противоречит Исламу, ибо мудрость того или иного поступка знает он сам. В такой момент пусть вспомнит историю Хизри и Пророка Мусы (мир им), как Муса (мир ему ) считал, что Хизри (мир ему) был не прав, смотря на его дела, руководствуясь внешним видением дел, а оказалось, что Хизри (мир ему ) был прав.
12) Вставать, если учитель встал.
13) Не повышать голос перед учителем или над его голосом.
14) Не называть учителя по имени, а обратиться к нему почтительно со словами «учитель», «наставник», также можно по имени и отчеству, как в некоторых странах, в которых такое обращение является этичным.
Имам аш-Шафии и его наставник
Историки передают, что у великого имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) был наставник Шайбан ар-Раий. Когда имам приходил навещать своего учителя, аш-Шафии сидел перед ним, как дитя перед матерью, смиренно, опустив голову, и не разговаривая, не спросив разрешения. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сделал дуа (вымолил Аллаха), чтобы Всевышний не наделил баракатом знаний двух категорий людей: 1) Того, кто не проявляет уважение к чистому белому листу бумаги. 2) Того, кто не проявляет уважение к своему учителю.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тому, кто обучил меня хотя бы букве из [религиозных] знаний, тому я буду как раб: если хочет, пусть продаст, если хочет, пусть отпустит, а если пожелает, то пусть оставит рабом».
Али (да будет доволен им Аллах) был зятем Пророка (мир ему и благословение), двоюродным братом и четвертым праведным правителем (халифом). Это свидетельствует о том, что проявлять уважение – это очень важно.
Иблис
Великий исторический и достоверный факт, случай, который произошёл с великим ученым, которого звали Азазиль, а ныне он – иблис, проклятый сатана. Иблис был очень знающим, даже проповедовал ангелам в Раю, преподавал им уроки по разным наукам. Однако эти знания разве помогли ему спастись от заблуждения?! Нет. Почему? Потому что просто знать, иметь информацию – недостаточно, а иблис очень много знал, но не получил никакой пользы от знаний.
Да убережёт Аллах нас от тех, кто не соблюдает этику и да не сделает нас из их числа!
islam.ru