Шахматы – это очень древняя индийская интеллектуальная игра. Мусульмане впервые познакомились с ней в Ираке во времена правления Умара (радыйаллаху анху).
Что же касается разрешенности или неразрешенности шахмат, то этот вопрос дискутировался и сахабами, и учеными из числа табиунов. Так, например, Али и Умар (радыйаллаху анхума) считали шахматы запрещенной игрой, в то время как Ибн Аббас и Абу Хурайра (радыйаллаху анхума) считали, что шахматы разрешены. Среди табиунов шахматы считали разрешенными Ибн Сирин, Саид ибн Мусаййеб и Саид ибн Джубайр.
Если игра в шахматы будет идти на деньги, то в этом случае нет никаких разногласий в их запретности.
Что же касается игры в шахматы не на деньги, то, в основном, мазхабы подходили к этому осторожно, считая эту игру нежелательной, так как она является причиной пустой траты времени и причиной возникновения возможных споров и конфликтов.
Но наряду с этим имам Шафии считал игру в шахматы разрешенной, так как шахматы развивают ум и обучают стратегии защиты от врагов. Имам Навави считал шахматы танзихан-макрухом.
Что касается ханафитского мазхаба, то имам Абу Юсуф считал шахматы дозволенными, тогда как имам Азам считал игру в шахматы недозволенной. Алимы ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов не разрешали игру в шахматы, если она отнимают у человека много времени, отвлекая от поклонения и дел благочестия, и преследует цель достижения превосходства одного играющего над другим (Абдуррахман Джазаири, аль-Фикхуль-Мазахибиль-Арбаа, 3/1130).
Islam-Today