Слово «хиле» означает мастерство, ловкость, хитрость, лукавство, решение, урегулирование. Однако со временем это слово приобрело исключительно отрицательное значение и стало означать хитрость, обман, интриганство, подстраивание ловушек, шулерство. Конечно же, наша религия не разрешает хитрость в таком смысле.
Таким образом, это слово имеет два значения: запрещенная хитрость и шариатская хитрость. В книгах по фикху эта тема рассматривается как «хиле-и батыла ва хиле-и шариййа».
Хиле-и батыла (запрещенная хитрость) – это попытки сделать дозволенное запретным илизапретное дозволенным, попытки при помощи хитрости блокировать выполнение какого-либо повеления, а также попытки бесправного обогащения при помощи хитрости и обмана.
Примером запрещенной хитрости может служить следующее: в шариате пророка Мусы (алейхи салям) было запрещено ловить рыбу в субботу. Одно из иудейских племен, жившее на берегу моря, сделали на берегу запруды. По субботам рыба заплывала в эти запруды, уже не могла выплыть оттуда. А по воскресеньям иудеи вылавливали эту рыбу. Пророки и иудейские алимы многократно предупреждали племя о том, что это представляет собой попытки обмануть Аллаха. Однако племя отвечало: «Мы же не ловим рыбу по субботам», не послушав предупреждений. Аллах Всевышний сказал о них: «Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (аль-Бакара 2/65).
Шариатская хитрость – это попытки найти соответствующие религии решения различных вопросов. Поскольку эти решения и выходы из сложных ситуаций были законны и соответствовали требованиям религии, то они были названы «шариатской хитростью». Тогда как попытки изменения и подмена предписаний религии представляют собой запрещенную хитрость и являются харамом.
В качестве примера шариатской хитрости можно привести случай из жизни пророка Аййуба (алейхи салям). Однажды во время своей болезни пророк Аййуб (алейхи салям) разозлился на свою жену и сказал: «Когда я выздоровею, то дам тебе сто ударов палкой». Когда же Аййуб выздоровел, то чтобы он не нарушил своей клятвы и не оказался лжецом, Аллах сам подсказал ему выход из положения: «Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы» (Сад 38/44).
Аййуб взял сто тонких веточек, собрал их в один пучок и легонько ударил свою жену, выполнив, таким образом, свое обещание.
Во времена имама Абу Юсуфа (рахимахуллах) один из правителей, поссорившись со своей женой, сказал ей: «Если ночь застанет тебя на моей земле, то ты разведена». Однако затем, когда гнев правителя прошел, он раскаялся в сказанном. Но правитель не знал, что ему делать, и поэтому он спросил у имама Абу Юсуфа, что делать. Абу Юсуф сказал: «Пусть ваша жена проведет эту ночь в мечети. Так как в Коране говорится о том, что мечети принадлежат Аллаху. А ваша власть распространяется только на земли вне мечетей». Таким образом, правитель сумел выйти из этой сложной ситуации.
Islam-Today