Взглянув на этот вопрос с позиции сегодняшнего дня, можно дать следующее разъяснение:
Человек, у которого констатировали смерть мозга, а также остановку сердца и дыхания, с точки зрения религии считается умершим. Таким образом, с точки зрения религии нет никакой необходимости и обязанности подключать такого человека к каким-либо аппаратам, которые искусственно поддерживают в нем жизнь. Это будет ничем иным, как попыткой представить умершего человека живым.
Современные факихи по этому поводу сказали:
«Такой человек отныне не может считаться пациентом. Так как он с момента смерти мозга считается умершим. К нему необходимо применять те же действия, что и в отношении покойников».
Конечно же, смерть человека должен констатировать не кто попало, а только специалист.
Сейчас мы хотели бы привести в качестве примера решение комиссии по фикху, которое было принято в 1987 году, в рамках Исламской конференции, проходившей в Иордании.
Это решение состоит из двух нижеследующих пунктов.
Человек считается умершим в следующих случаях:
- Полное прекращение функционирование мозга, начало разложения его клеток и свидетельство врача-специалиста о невозможности возобновления его функционирования.
- Полная остановка сердца и дыхания, после чего врач выносит заключение о смерти пациента.
При возникновении любой из этих двух ситуаций, даже если пациент был подключен к аппарату искусственного поддержания жизни, с точки зрения религии он считается умершим, и его можно отключить от этих приборов. В этом нет ничего порицаемого.
Никто из факихов не говорил о необходимости подключения человека к аппарату искусственного поддержания жизни, после того, как врачи специалисты констатировали его смерть.
Islam-Today