В Коране Всевышний Аллах сказала: «Мы сделали одних из вас искушением для других. Проявите ли вы терпение?» Толкуя этот аят, один шейх сказал, что посланники, например, являются испытанием для тех, к кому они посланы, чтобы отличить, кто будет повиноваться, а кто ослушается. Пророки тоже были испытаны, их испытанием была сама пророческая миссия, которую они несли людям: выполнят ли они свою миссию терпеливо или нет?
Богатый является испытанием для бедного, который смотрит на богача и видит, в каком достатке тот живет, в то время как сам он живет в нужде: будет ли он доволен установлением Аллаха или станет злиться? Бедный является испытанием для богатого, который смотрит на бедность какого-либо человека, в то время как сам он избавлен от нужды в чем-либо: будет ли он благодарен Аллаху за оказанную ему милость, станет ли сострадать нуждающимся или нет? Грешник – это испытание для праведного: станет ли он выполнять свою обязанность, порицать его за грех, побуждать к благим делам и удерживать от скверны или же он бросит его в таком состоянии?
Есть среди нас особые категории, которые представляют собой испытание нашей человечности, доброты, щедрости. Это неимущие, слабые, сироты или находящиеся на нашем попечении. Многие относятся к таким людям нетерпеливо, как к проблеме, от которой нужно избавиться, решить, не видя суть происходящего. Они позволяют себе грубое обращение, пренебрежение, высокомерие в отношении них. Они почему-то считают, что если они сегодня сильнее и выше по положению, то им дозволено свысока относиться к тем, кто слабее, младше, незащищенней. Такое отношение недопустимо даже с психологической точки зрения. В каком бы тяжком положении человек ни был, нужно верить в него, в его полноценность, силу, возможности, не считая, что он в чем-то «хуже» или «ниже» тебя самого. Максимум, что может себе человек позволить, это сочувствие, то есть сопереживание несчастью или горю человека. Сопереживание подразумевает равную с ним позицию, а не жалость «сверху – вниз».
Всевышний Аллах неожиданно может изменить положение людей так, что вчерашние господа становятся зависимыми от собственных вассалов. Всевышний меняет положение вещей и людей как пожелает. Вспомним, например, историю Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В начале его миссии на его стороне была горстка людей, которые изо дня в день подвергались пыткам, наказаниям, притеснениям из-за принятия ими Ислама. Курайшиты покушались на жизнь самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они распространяли слухи о нем, клевету и сплетни, ложь, обвиняли его в колдовстве, смеялись над аятами, насмехались над первыми мусульманами и их воззрениями. Но что случилось потом?
Спустя 13 лет Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, победоносно вступил в Мекку во главе десяти тысячной армии мусульман. Он спросил курайшитов: «О курайшиты! Как вы думаете, что я сделаю с вами?» Курайшиты ответили: «Ты сделаешь добро. Ты – благородный человек. И сын благородного брата». На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тогда я говорю вам то, что сказал Иосиф своим братьям: «Нет никакой вины на вас». Идите! Вы свободны!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был испытанием курайшитов, их гордости, любви к мирскому почету и имуществу, которое они не прошли. А курайшиты, спустя 13 лет, стали испытанием для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Испытание его милосердия, щедрости, доброты.
Каждый из нас в какой-то мере испытание для окружающих. Не только слабые и неимущие, но также наши соседи, родственники, коллеги, домочадцы, домашние питомцы. Кто-то – испытание нашей доброты. Кто-то – испытание щедрости. Кто-то – испытание сдержанности и самообладанию. Наши родители – испытание нашей благодарности, наши супруги – испытание нашей мудрости и честности, наши дети – испытание нашего терпения, грешники – испытание приверженности истине и мягкости, праведники – испытание нашей любви к религии, слабые - испытание милосердия и доброты, неимущие – испытание нашей любви к богатству.
Станет ли каждый из нас выполнять во время этот искушения то, что он обязан делать; то, что избавит его от беды и за что он заслужит великую награду, или же наоборот, вы будете нетерпеливы, провалите свой экзамен и понесет заслуженное наказание?
Так почему же мы думаем, что испытания связаны только с несчастьями и явными проблемами? Нет. Череда проверок нашей религии и терпения начинается утром, с момента пробуждения и завершается к моменту сна. И если говорить о новом виде терпения, то это было бы терпение в отношении людей, как испытаний не менее значимых, чем постоянство в поклонении, стойкость перед соблазнами и повиновение приказам Всевышнего.
islam-today