2 иллюзии о семейном счастье

2 иллюзии о семейном счастье

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

В одной из исламских статей было утверждение, что первостепенными обязанностями каждого из супругов является «осчастливить другого». А затем следовали наставления, что, кто и как должен делать. Такие убеждения не являются секретом или новостью для подавляющего большинства, но когда такое пишется и в исламских текстах – то люди как бы «утверждаются» в своей правоте. Подобные убеждения в том, что кто-то другой должен сделать тебя счастливым и позаботиться о тебе, – это точка пересечения многих семейных, да и не только семейных конфликтов. Где-то с самых основ берет начало эта уверенность в обязательствах другого по отношению к тебе.

При этом не принимаются в расчет собственные обязательства по отношению к другому. Если брать эту ситуацию в масштабе мусульманской уммы и конкретно по теме семейных отношений, то выяснится, что «ищущие знания» братья чаще всего ищут информацию об обязанностях жены по отношению к мужу, а сестры, наоборот, – информацию об обязанностях мужа в отношении супруги. Мы уподобляемся каким-то шпионам или хранителям семейного правопорядка, указывая друг другу, что и как делать, что и кто должен делать.

Но возьмем пример Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. С какой бы стороны не брать его нрав, слова или религию, они достойны восхищения, хотя вместе с тем он, кажется, был обычным человеком. И то что он делал, было и просто и мудро. Известно, что жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не были идеальными как, например, в описаниях, какой должна быть мусульманка, которые обычно даются в современных исламских книгах о семье и нравах супругов.

Жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, матери правоверных, также были обычными женщинами: они ревновали друг к другу, спорили с ним, соревновались. Однако вы не найдете ни одного хадиса или рассказа, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул бы кого-либо из них за их нрав и поведение. За исключением тех случаев, когда нарушались законы Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил своих жен, но не был зависимым от них. Он самостоятельно штопал свою одежду, чинил обувь, доил и убирался дома.
Но что мы слышим и видим сегодня среди мусульман?

1. Убежденность в существовании идеального партнера – чтобы совпадали по взглядам, привычкам, склонностям. Это вместо того, чтобы поработать над своими недостатками. Один психоаналитик утверждал, что в умах людей есть две великие ложные идеи.

Первая – это идея бессмертия. «Другая великая ложная идея, овладевшая умами людей, - это мечта о Добром Волшебнике. В ее основе лежит убеждение, что существует человек, который создан именно для нас: он сделает нашу жизнь осмысленной и интересной и исправит изъяны, которые существуют в ней. Он будет жить только для нас, читать наши мысли и удовлетворять наши самые глубокие потребности. Он будет добрым родителем, который защитит нас от страданий, избавит нас, если нам повезет, от очень опасного путешествия – индивидуации. Все популярные произведения искусства пронизаны этой идеей, а также ее крахом – поиски Доброго Волшебника, нахождение его или ее, пугающее открытие человечности этого Другого и… возобновление поисков. Когда вы едете  в автомобиле, включите радио и послушайте подряд первые десять песен. Девять из них будут посвящены поискам Доброго Волшебника.

2. Возлагание надежд за свое благополучие друг на друга. «Ты зависим от меня, я зависима от тебя. Если ты будешь заботиться о моем счастье, то я сделаю счастливым (ой) тебя». Это похоже на зависимость сиамских близнецов, но уже «психологических сиамских близнецов». К чему это приводит? Невыполнение обязательств одной стороны провоцирует ответные «санкции». В конце концов это приводит к ссоре и разладу в семье. Что очень похоже на ссору детей, не сумевших договориться и разошедшихся на разные качели. А как поступают взрослые? Взрослый человек понимает, что и у другого есть обязательства. Если он выполняет их – это прекрасно. Если же нет – то это не значит, что нужно также нарушать и его права. Твоя ответственность перед Всевышним не может быть разделена с равнодушным мужем или неблагодарной женой. Каждая душа несет бремя собственных грехов.

Имам аль-Газали в одной из книг привел историю, что однажды одна из жен Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, толкнула его в грудь. Ее мать начала ругаться, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь ее – они делают и больше этого». Ударил ли он в ответ, оскорбил или унизил? Нет. Он был терпелив, добр и снисходителен к ним, не возлагая на них надежд за свое психологическое и тем более физическое благополучие. Это не следует понимать так, будто у супругов нет обязательств. Это значит, что несоблюдение обязательств одним из них не дает права другому нарушать его права или плохо к нему относиться, как не делал этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

На самом деле это довольно тонкие моменты семейных отношений. Для некоторых, по-прежнему изучающих обязательства противоположной стороны и убежденных, что они абсолютно зависимы от мужа или жены, это может быть неприятным откровением. И тем им сложнее «отобрать» психологически у другого весь груз ответственности, который ты на него возложил, и исполнения которого ты все еще ждешь, то терпеливо, то скандаля. Однако же для начала достаточно хотя бы уяснить, что человек – сам (а не его жена или муж) кузнец своего счастья и несчастья. А там, как в известной пословице «путь в тысячи миль начинается с первого шага».

islam-today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: