В одной из исламских статей было утверждение, что первостепенными обязанностями каждого из супругов является «осчастливить другого». А затем следовали наставления, что, кто и как должен делать. Такие убеждения не являются секретом или новостью для подавляющего большинства, но когда такое пишется и в исламских текстах – то люди как бы «утверждаются» в своей правоте. Подобные убеждения в том, что кто-то другой должен сделать тебя счастливым и позаботиться о тебе, – это точка пересечения многих семейных, да и не только семейных конфликтов. Где-то с самых основ берет начало эта уверенность в обязательствах другого по отношению к тебе.
При этом не принимаются в расчет собственные обязательства по отношению к другому. Если брать эту ситуацию в масштабе мусульманской уммы и конкретно по теме семейных отношений, то выяснится, что «ищущие знания» братья чаще всего ищут информацию об обязанностях жены по отношению к мужу, а сестры, наоборот, – информацию об обязанностях мужа в отношении супруги. Мы уподобляемся каким-то шпионам или хранителям семейного правопорядка, указывая друг другу, что и как делать, что и кто должен делать.
Но возьмем пример Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. С какой бы стороны не брать его нрав, слова или религию, они достойны восхищения, хотя вместе с тем он, кажется, был обычным человеком. И то что он делал, было и просто и мудро. Известно, что жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не были идеальными как, например, в описаниях, какой должна быть мусульманка, которые обычно даются в современных исламских книгах о семье и нравах супругов.
Жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, матери правоверных, также были обычными женщинами: они ревновали друг к другу, спорили с ним, соревновались. Однако вы не найдете ни одного хадиса или рассказа, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул бы кого-либо из них за их нрав и поведение. За исключением тех случаев, когда нарушались законы Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил своих жен, но не был зависимым от них. Он самостоятельно штопал свою одежду, чинил обувь, доил и убирался дома.
Но что мы слышим и видим сегодня среди мусульман?
1. Убежденность в существовании идеального партнера – чтобы совпадали по взглядам, привычкам, склонностям. Это вместо того, чтобы поработать над своими недостатками. Один психоаналитик утверждал, что в умах людей есть две великие ложные идеи.
Первая – это идея бессмертия. «Другая великая ложная идея, овладевшая умами людей, - это мечта о Добром Волшебнике. В ее основе лежит убеждение, что существует человек, который создан именно для нас: он сделает нашу жизнь осмысленной и интересной и исправит изъяны, которые существуют в ней. Он будет жить только для нас, читать наши мысли и удовлетворять наши самые глубокие потребности. Он будет добрым родителем, который защитит нас от страданий, избавит нас, если нам повезет, от очень опасного путешествия – индивидуации. Все популярные произведения искусства пронизаны этой идеей, а также ее крахом – поиски Доброго Волшебника, нахождение его или ее, пугающее открытие человечности этого Другого и… возобновление поисков. Когда вы едете в автомобиле, включите радио и послушайте подряд первые десять песен. Девять из них будут посвящены поискам Доброго Волшебника.
2. Возлагание надежд за свое благополучие друг на друга. «Ты зависим от меня, я зависима от тебя. Если ты будешь заботиться о моем счастье, то я сделаю счастливым (ой) тебя». Это похоже на зависимость сиамских близнецов, но уже «психологических сиамских близнецов». К чему это приводит? Невыполнение обязательств одной стороны провоцирует ответные «санкции». В конце концов это приводит к ссоре и разладу в семье. Что очень похоже на ссору детей, не сумевших договориться и разошедшихся на разные качели. А как поступают взрослые? Взрослый человек понимает, что и у другого есть обязательства. Если он выполняет их – это прекрасно. Если же нет – то это не значит, что нужно также нарушать и его права. Твоя ответственность перед Всевышним не может быть разделена с равнодушным мужем или неблагодарной женой. Каждая душа несет бремя собственных грехов.
Имам аль-Газали в одной из книг привел историю, что однажды одна из жен Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, толкнула его в грудь. Ее мать начала ругаться, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь ее – они делают и больше этого». Ударил ли он в ответ, оскорбил или унизил? Нет. Он был терпелив, добр и снисходителен к ним, не возлагая на них надежд за свое психологическое и тем более физическое благополучие. Это не следует понимать так, будто у супругов нет обязательств. Это значит, что несоблюдение обязательств одним из них не дает права другому нарушать его права или плохо к нему относиться, как не делал этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
На самом деле это довольно тонкие моменты семейных отношений. Для некоторых, по-прежнему изучающих обязательства противоположной стороны и убежденных, что они абсолютно зависимы от мужа или жены, это может быть неприятным откровением. И тем им сложнее «отобрать» психологически у другого весь груз ответственности, который ты на него возложил, и исполнения которого ты все еще ждешь, то терпеливо, то скандаля. Однако же для начала достаточно хотя бы уяснить, что человек – сам (а не его жена или муж) кузнец своего счастья и несчастья. А там, как в известной пословице «путь в тысячи миль начинается с первого шага».
islam-today