Мудрость соблюдения поста

Мудрость соблюдения поста

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

«Терпение – это свет» (Ибн Маджа, Тахарат, 5).

 

В тех обязанностях, выполнение которых требует от нас наша религия, а также в отказе от того, что является запрещенным, содержится много пользы и мудрости, как для человека, так и для общества в целом. Ни в одном из приказов или запретов Аллаха Всевышнего нет бесполезности, ничто не было приказано просто так.

Наша религия хочет, чтобы каждый член общества был гармоничным, надежным и терпимым. С этой целью были установлены определенные запреты. Одной из целей поклонения является удержание мусульман от совершения дурного и от попрания прав других. Например, в заключении аята, вменившего пост в обязанность, говорится именно об этом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

В основе обязательности поста лежит необходимость контроля мусульманином своего желания к еде, питью, разговорам и прочему.

Существует множество хадисов, раскрывающих сокровенные тайны поста. В этом разделе мы расскажем о некоторых из них.

1. Пост является щитом от адского пламени.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уподобил пост щиту. Так же как щит защищает человека от ран, также и пост защищает человека от огня ада. Следующий хадис ясно говорит об этом: «Как щит защищает вас в бою, так же и пост защищает вас от огня ада» (Ибн Маджа, Саум, 1).

2. Пост препятствует совершению запретного.

Известие о том, что пост был предписан для того, чтобы защитить человека от всего дурного и запретного, направлено на то, чтобы подчеркнуть место этого вида поклонения, как в личной жизни человека, так и в жизни общества. Аллах Всевышний в 45 аяте суры аль-Анкабут сообщает о том, что намаз оберегает человека от мерзости и предосудительного. Таким же образом и пост должен оберегать человека от всего запретного и дурного. Человек, соблюдающий пост, воздерживается от дурных слов и поступков. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит об этом:

«Пост является щитом, и пусть никто из вас не произносит дурного слова во время поста, проявляя тем самым свое невежество. И если кто-либо станетприставать к вам или ругаться, то говорите ему: “Я в посте, я в посте”» (Бухари, Саум, 9; Муслим, Сыям, 30).

Смыслом поста является не только обуздание своих желаний и страстей, но также защита своего языка от дурных и непристойных слов.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пост не состоит лишь в том, чтобы отказаться от еды и питья. В то же время пост включает в себя отказ от плохих, непристойных и грубых слов. Если кто-либо станет приставать к тебе, ругать тебя, кричать или грубо обращаться с тобой, скажи ему:“Я в посте, я в посте”» (Мунзири, II, 148, № 4).

Если пост не оберегает человека от запретного и дурного, это означает, что цель поста не была достигнута. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот, кто не откажется от лживых слов и обмана, (пусть знает что) Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья» (Бухари, Саум, 8; Абу Дауд, Саум, 25; Тирмизи, Саум, 16; Ибн Маджа, 21). Этот хадис указывает на то, что целью поста является воспитание нравственности и поведения и оберегание человека от плохих и запретных поступков.

Таким образом, человек, соблюдающий пост, должен избегать лжи, лживых свидетельств, злословия, клеветы, хитрости, обмана, бранных слов и плохих поступков; должен быть честным в делах и в работе, в словах и договорах, при совершении купли и продажи.

3. Пост помогает обузданию страстных желаний.

Пост препятствует совершению человеком развратных и аморальных поступков.Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по этому поводу сказал:«Тот, кто обладает возможностью жениться, пусть женится. Так как брак защищает глаза (от взглядов на посторонних женщин) и половые органы (от совершения запретного). Тому же, кто не имеет возможности жениться, я рекомендую поститься. Так как пост обладает особенностью усмирять страсть» (Бухари, Саум, 10).

Причиной совершения человеком греховных поступков, как правило, являются две вещи.Первое – это страсть, а второе – язык и желудок. Мусульманин, который может контролировать свою страсть, язык и желудок, и прилагает к этому все необходимые усилия, выполняет тем самым возложенные на него обязанности раба, воздаянием за которые станет рай. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тому человеку, который даст гарантию, что сможет контролировать свою страсть и язык, я гарантирую, что он войдет в рай» (Тирмизи, Зухд, 60). 

4. Пост – это воспитание терпения и воли.

Пост – это отказ от желаний нафса через приложение усилий воли. С этой точки зрения, пост является воспитанием воли. В то же время, с точки зрения противостояния трудностям, вызванным голодом и жаждой, это является воспитанием терпения. Аллах Всевышний в следующих аятах призывает верующих к терпению: «О те, которые уверовали! Просите помощи терпением и намазом. Воистину, Аллах с терпеливыми» (аль-Бакара, 2/153).«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью, без счета» (аз-Зумар, 39/10).

Одним из путей воспитания терпения является пост. Так как сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пост – это половина терпения» (Тирмизи, Дават, 86); «Месяц Рамадан – это месяц терпения» (Ибн Маджа, Тахарат, 43); «Терпение – это свет» (Ибн Маджа, Тахарат, 5).

Для того чтобы человек смог добиться успеха в этой жизни и успешно противостоять ее трудностям, он должен обладать сильной волей и терпением. И что касается контроля над своими желаниями и страстями, то пост является очень эффективным методом.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: