«Терпение – это свет» (Ибн Маджа, Тахарат, 5).
В тех обязанностях, выполнение которых требует от нас наша религия, а также в отказе от того, что является запрещенным, содержится много пользы и мудрости, как для человека, так и для общества в целом. Ни в одном из приказов или запретов Аллаха Всевышнего нет бесполезности, ничто не было приказано просто так.
Наша религия хочет, чтобы каждый член общества был гармоничным, надежным и терпимым. С этой целью были установлены определенные запреты. Одной из целей поклонения является удержание мусульман от совершения дурного и от попрания прав других. Например, в заключении аята, вменившего пост в обязанность, говорится именно об этом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).
В основе обязательности поста лежит необходимость контроля мусульманином своего желания к еде, питью, разговорам и прочему.
Существует множество хадисов, раскрывающих сокровенные тайны поста. В этом разделе мы расскажем о некоторых из них.
1. Пост является щитом от адского пламени.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уподобил пост щиту. Так же как щит защищает человека от ран, также и пост защищает человека от огня ада. Следующий хадис ясно говорит об этом: «Как щит защищает вас в бою, так же и пост защищает вас от огня ада» (Ибн Маджа, Саум, 1).
2. Пост препятствует совершению запретного.
Известие о том, что пост был предписан для того, чтобы защитить человека от всего дурного и запретного, направлено на то, чтобы подчеркнуть место этого вида поклонения, как в личной жизни человека, так и в жизни общества. Аллах Всевышний в 45 аяте суры аль-Анкабут сообщает о том, что намаз оберегает человека от мерзости и предосудительного. Таким же образом и пост должен оберегать человека от всего запретного и дурного. Человек, соблюдающий пост, воздерживается от дурных слов и поступков. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит об этом:
«Пост является щитом, и пусть никто из вас не произносит дурного слова во время поста, проявляя тем самым свое невежество. И если кто-либо станетприставать к вам или ругаться, то говорите ему: “Я в посте, я в посте”» (Бухари, Саум, 9; Муслим, Сыям, 30).
Смыслом поста является не только обуздание своих желаний и страстей, но также защита своего языка от дурных и непристойных слов.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пост не состоит лишь в том, чтобы отказаться от еды и питья. В то же время пост включает в себя отказ от плохих, непристойных и грубых слов. Если кто-либо станет приставать к тебе, ругать тебя, кричать или грубо обращаться с тобой, скажи ему:“Я в посте, я в посте”» (Мунзири, II, 148, № 4).
Если пост не оберегает человека от запретного и дурного, это означает, что цель поста не была достигнута. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот, кто не откажется от лживых слов и обмана, (пусть знает что) Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья» (Бухари, Саум, 8; Абу Дауд, Саум, 25; Тирмизи, Саум, 16; Ибн Маджа, 21). Этот хадис указывает на то, что целью поста является воспитание нравственности и поведения и оберегание человека от плохих и запретных поступков.
Таким образом, человек, соблюдающий пост, должен избегать лжи, лживых свидетельств, злословия, клеветы, хитрости, обмана, бранных слов и плохих поступков; должен быть честным в делах и в работе, в словах и договорах, при совершении купли и продажи.
3. Пост помогает обузданию страстных желаний.
Пост препятствует совершению человеком развратных и аморальных поступков.Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по этому поводу сказал:«Тот, кто обладает возможностью жениться, пусть женится. Так как брак защищает глаза (от взглядов на посторонних женщин) и половые органы (от совершения запретного). Тому же, кто не имеет возможности жениться, я рекомендую поститься. Так как пост обладает особенностью усмирять страсть» (Бухари, Саум, 10).
Причиной совершения человеком греховных поступков, как правило, являются две вещи.Первое – это страсть, а второе – язык и желудок. Мусульманин, который может контролировать свою страсть, язык и желудок, и прилагает к этому все необходимые усилия, выполняет тем самым возложенные на него обязанности раба, воздаянием за которые станет рай. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тому человеку, который даст гарантию, что сможет контролировать свою страсть и язык, я гарантирую, что он войдет в рай» (Тирмизи, Зухд, 60).
4. Пост – это воспитание терпения и воли.
Пост – это отказ от желаний нафса через приложение усилий воли. С этой точки зрения, пост является воспитанием воли. В то же время, с точки зрения противостояния трудностям, вызванным голодом и жаждой, это является воспитанием терпения. Аллах Всевышний в следующих аятах призывает верующих к терпению: «О те, которые уверовали! Просите помощи терпением и намазом. Воистину, Аллах с терпеливыми» (аль-Бакара, 2/153).«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью, без счета» (аз-Зумар, 39/10).
Одним из путей воспитания терпения является пост. Так как сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пост – это половина терпения» (Тирмизи, Дават, 86); «Месяц Рамадан – это месяц терпения» (Ибн Маджа, Тахарат, 43); «Терпение – это свет» (Ибн Маджа, Тахарат, 5).
Для того чтобы человек смог добиться успеха в этой жизни и успешно противостоять ее трудностям, он должен обладать сильной волей и терпением. И что касается контроля над своими желаниями и страстями, то пост является очень эффективным методом.
Islam-Today