Если совершенный талфик противоречит иджме, тогда он неприемлем.
Вопрос: Можно ли действовать в соответствии с установками нескольких мазхабов? Например, допустимо ли совершать талфик, то есть приспосабливать друг к другу противоречащие положения двух мазхабов?
Ответ: Для начала будет полезно дать разъяснение слова “талфик”. В арабском языке слово талфик означает пришивать два куска ткани, подгоняя их друг к другу. В качестве термина фикха, талфик определяется, как приспособление друг к другу разных установлений двух и более мазхабов по одной проблеме.
Если совершенный талфик противоречит иджме, тогда он неприемлем. Например, согласно мнению Имама Малика, условием никаха является согласие родителей невесты, а наличие свидетелей не обязательно. Согласно ханафитскому мазхабу, условием никаха является наличие двух свидетелей, а согласие родителей не является обязательным условием. Если кто-то заявит, что он приспособил иджтихад ханафитского мазхаба к точке зрения Имама Малика и совершил никах без согласия родителей и без свидетелей, то это будет недопустимым. Потому что такой никах недействителен ни по ханафитскому мазхабу, ни по шафиитскому мазхабу, ни согласно Имаму Малику.
Ученые не видели опасности в следовании иджтихаду двух разных мазхабов в несвязанных друг с другом случаях. Например, по шафиитскому мазхабу, во время омовения не обязательно протирать органы тела. А по маликитскому мазхабу обязательно. Согласно шафиитскому мазхабу, если мужчина дотронется до женского тела, его тахарат испортится. Но согласно маликитскому мазхабу, тахарат в таком случае не испортится. Если кто-то, следуя обоим этим мазхабам, будет совершать омовение, не протирая органов тела, и будет совершать намаз после того, как прикоснется до женского тела, тогда такой намаз не будет соответствовать ни одному из этих мазхабов. Но согласно ханафитскому мазхабу, во время омовения не обязательно протирать органы тела, и тахарат не портится, если мужчина дотронулся до женщины. Поэтому согласно ханафитскому мазхабу такой намаз будет приемлем. Следовательно, такой талфик не противоречит иджме.
Особенно неприемлемо следовать какому-то иному мазхабу, кроме четырех истинных мазхабов. Человек, следующий одному из четырех истинных мазхабов, не обязан следовать ему до конца жизни. При желании, он может полностью или частично следовать другому мазхабу. Однако следование мазхабу имеет шесть условий:
1. Чтобы следовать мазхабу в каком-то вопросе, нужно знать условия и требования этого мазхаба по данному вопросу. Например, если последователь ханафитского мазхаба хочет в принятии тахарата следовать шафиитскому мазхабу, то он должен знать условия и требования к омовению по шафиитскому мазхабу и выполнять их.
2. Это должно быть не после события.
3. Следовать нужно не по произвольному желанию, а исходя из допустимых шариатом причин.
4. Следовать таким муджтахидам высшей степени, как Ханафи и Шафиʼи, или таким муджтахидам по отдельным вопросам, как Абу Йусуф.
5. Не совершать талфик.
6. Не противоречить решению кади.
Islam-Today