Два основных элемента фикха в понимании имама Матуриди

Два основных элемента фикха в понимании имама Матуриди

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Определение, данное Матуриди, является самым старым определением фикха, и оно имеет свою важность.

Имам Матуриди дает следующее определение фикха: «Знание смысла какого-либо вопроса, являющегося доказательством для другого вопроса». Словосочетание «другого», означает: Какая-либо доказанная вещь, которая охватывает все вопросы. Также он приводит и другие определения фикха: «Понимание неочевидных вопросов, через очевидные вопросы» и «Понимание скрытых и закрытых вопросов, через ясные и открытые вопросы». В определении фикха, которое было сформулировано Матуриди, имеется два основных элемента:

1) Понимание рассматриваемого и исследуемого вопроса. Этим вопросам даются такие названия, как «очевидный», «свидетельствующий» и «основной».

2) Знание других вопросов, которые являются доказательствами рассматриваемого вопроса. Этим «другим вопросам» даются такие названия, как «неочевидный», «скрытый», «сокровенный», «неясный» и «вспомогательный». Вопросы, находящиеся в первой категории, сами по себе являются очевидными, а вопросы, находящиеся во второй категории, вытекают из вопросов первой категории. Таким образом, фикх: «Знание какого-либо вопроса, имеющего не один смысл;  а также охватывание других вещей, проникая в смысл этого вопроса». Коротко говоря, вопросы принадлежащие к первой категории, позволяют понять скрытые и неочевидные вопросы.

Например, по мнению Матуриди, если человек познает смысл, который несут творения Аллаха, он сможет познать самого Аллаха. Если он познает этот мир, то эти знания позволят ему познать загробный мир. Эти упомянутые вопросы не похожи друг на друга. Матуриди сравнивает понятие фикха с понятием науки, чтобы раскрыть то, что он хотел сказать. По его мнению, даже если эти понятия указывают на один смысл, между ними есть какая-то разница. Потому что наука дает информацию человеку о какой-либо вещи. Фикх же позволяет человеку понять другие вещи, методом дедукции. По этой причине, так как какая-либо вещь указывает на Аллаха, то Его называют «Знающий»; только если какая-либо вещьне понятна для разума, то Его не называют «факихом». Аллах лично сведущ о каждой вещи, а не через кого-либо. Факих же знает какие-либо вещи с помощью других вещей и подобных ей вещам. С этой точки зрения, для вопросов, которые требуют размышлений и исследований, применяется слово «фикх», а для вопросов, основанных на чувствах и сведениях, используется слово «наука».

Определение, данное Матуриди, является самым старым определением фикха, и оно имеет свою важность. Имам Матуриди рецензировал следующее определение, данное Шафиитом Абу’ль-Аббас Ибн Сурайджа (306/918): «Знание смысла какого-либо вопроса, являющегося доказательством для подобного вопроса», и вместо слова «подобный» использовал слово «другой». Потому что определение, данное Сурайджом, содержит понятия, которые доказываются только методом сравнения. Матуриди же хотел показать, что вытекание одних догм из других не ограничиваются только лишь сравнением. Определение, данное Сурайджом, является ответвлением взгляда Имама Шафии, который считал, что термины «иджтихад» и «сравнение» являются разными именами одного понятия. Имам Матуриди же придает более содержательный смысл этому понятию, и, критикуя мнение Имама Шафии о том, что иджтихад ограничивается лишь сравнением, сообщает, что помимо метода сравнения есть также метод доказательства.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: