Когда пост стал обязательным видом поклонения?

Когда пост стал обязательным видом поклонения?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Пост в месяц Рамадан был предписан через полтора года после переселения в Медину, после того как был ниспослан 183-й аят суры аль-Бакара.

 

Пост является очень древним видом поклонением, таким же, как само человечество. Традиция соблюдения верующими поста уходит в далекое прошлое. Ученые Ислама говорят, что пост, как особая форма поклонения Господу, существовал во все времена и был неотъемлемой частью всех Законов, которые были пере­даны Всевышним Богом через Его посланников. Аллах Всевышний так говорит об этом в Коране: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

Выражение «ваши предшественники» подразумевает всех людей от пророка Адама (алейхиссалям). Исследования в области истории религий подтверждают, что во всех религиях, будь то божественные или вымышленные религии, имеет место пост как один из видов поклонения. Таким образом, с того дня как на земле появилось человечество и до наших дней, так как не было абсолютно безбожного общества, в каждом обществе пост был одним из видов поклонения, несмотря на отличия по форме, времени, цели и содержанию.

Поскольку соблюдение поста по сравнению с другими видами поклонения является трудной ибадой, Аллах Всевышний, сообщая об обязательности поста, обратился к верующим в той форме, которая воспрепятствовала бы возникновению у них сопротивления, сообщив о том, что и для их предшественников пост являлся обязательным.

Абсолютно у всех народов, какой бы религии они ни придерживались, истинной или ложной, среди религиозных практик обязательно существует пост. Разница лишь в продолжительности, времени соблюдения и сути поста. Например, в буддизме пост соблюдается один раз в два месяца. По мнению буддистов, для достижения вечного счастья (нирваны) необходимо победить свои плотские желания, а пост является наилучшим средством для этого.

Известно, что в Торе содержится приказ соблюдать пост в определенные дни (Тора, Исход, 34/18). В иудаизме обязательным постом является «пост искупления», именуемый «Йом Киппур». Соблюдение поста в день Киппур, являющийся одним из самых великих дней поклонения, является фардом (см. Левит 16/29-31; Числа 29/7).

В Евангелии также говорится о посте с восхвалением (Матфей 4/1-3, 6/16-19; Марк 2/19; Лука 5/33-38). В католицизме существует два поста: Пост благодарения и Церковный пост. Христиане соблюдают пост в основном в среду, пятницу и субботу. Так как эти дни являются днями принятия покаяния.

Сообщается, что когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение в Медину, он увидел, как местные иудеи соблюдают пост в день Ашура, и спросил их о причинах соблюдения этого поста. Они ответили: «Это благословенный день, в этот день Аллах спас сынов Израилевых от их врагов. Муса (алейхиссалям) соблюдал пост в этот день». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Мы более достойны Мусы, чем вы» и стал соблюдать пост в день Ашура сам, а также приказал это делать своим сподвижникам (Бухари, Саум, 69; Муслим, Сыйам, 128; Тирмизи, Саум, 49). 

Сообщается также, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным, соблюдал трехдневный пост в середине каждого лунного месяца (Ахмад, V, 246; Тирмизи, Саум, 49). 

Пост в месяц Рамадан был предписан через полтора года после переселения в Медину, после того как был ниспослан 183-й аят суры аль-Бакара. В этом аяте говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

В этом аяте говорится о том, что пост является обязанностью, однако не говорится о том, когда нужно держать пост, как и сколько дней.

Следующий аят эту неясность частично разъясняет, говоря о том, что поститься нужно считанное количество дней: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (аль-Бакара, 2/184).

Выражение «считанные дни», упоминаемое в данном аяте, также несет неопределенный смысл.

В следующем же аяте уже ясно говорится о том, что пост следует соблюдать в месяц Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакара, 2/185).

В этом аяте уже совершенно ясно и открыто говорится о том, что обязательный пост необходимо соблюдать в месяц Рамадан, однако не раскрывается, сколько дней и как нужно поститься.

В следующем аяте уже совершенно ясно говорится о времени начала и окончания поста, а также о том, как следует поститься: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, быть может они устрашатся» (аль-Бакара, 2/187). С ниспосланием этого аята религиозно-правовые установления, касающиеся поста, были завершены, и пост, таким образом, стал одним из основных видов поклонения.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (2)

Оқи отырыңыз: