В период, охарактеризованный хаосом, созданным перечисленными выше учениями, а также философскими, гностическими школами, Матуриди пытался устранить кризис и конфликт между божественным откровением и разумом, стараясь при этом доказать, что разум является самым надежным источником получения религиозных знаний.
Если рассмотреть тот период, когда жил Матуриди, с точки зрения религии и развития мысли, то мы увидим, что мутазилиты преследовались аббасидами, сторонники хадисов получали поддержку государства, идеи шиитов и исмаилитов, а также суфийские взгляды начали завоевывать популярность. Тот факт, что вместе с идеями мутазилитов стали критиковаться и идеи о важности разума в целом, нанес большой вред исламской мысли. Вместе с этим начали завоевывать популярность идеи сторонников хадисов, строящих светские и религиозные взгляды, опираясь на хадисы и древнюю традицию, суфиев, опирающихся на вдохновение и внутренние откровения, шиитов, считавших покорность имаму основой религии и веры.
В период, охарактеризованный хаосом, созданным перечисленными выше учениями, а также философскими, гностическими школами, Матуриди пытался устранить кризис и конфликт между божественным откровением и разумом, стараясь при этом доказать, что разум является самым надежным источником получения религиозных знаний. На самом деле он продолжил делать то, что ранее делали мутазилиты, хотя сам он и не был мутазилитом.
Насколько видно по «Китабу-т тавхид», он стал первым мусульманским мутакаллимом, рассмотревший и проанализировавший источники знаний людей.Кроме того, что это произведение написано так, чтобы охватить взгляды на калам/вероубеждение, и оно является самым старым текстом по этой теме, сохранившимся до наших дней, оно также содержит крайне важные сведения о первом веке развития исламской теологии.
С другой стороны, Матуриди продолжает оставаться важным источником сведений о шаманах, софистах, санавитах и зороастрийцах, проживавших в то время в данном регионе. Матуриди проделал крайне важную работу по анализу различных понятий, как в каламе и тафсире, так и в фикхе, он ввел некоторые новые термины, а также придал новые толкования некоторым ранее использовавшимся. Примером этому могут быть термины «ма’ия» (свойство), разум, «хавасс» (чувства), предания, пророческие предания, предания от Пророка, «шайия» (сущность), «би-ль кувва», «би-ль фииль», «тынат» в каламе; истинная религия, истинное писание, «та’виль», «вуджух» и насх за счет иджтихада в тафсире; «баяну-ль кифая», «баяну-н нихая», «баяну-т тафсиль», «аль-мутаватирби-ль а’маль», «ильму-ль а’маль», «ильму-ш шахада» в фикхе и другие. Своим вкладом в исламский калам он стал источником вдохновения для последующих поколений ученых, а своими современниками был назван «либеральным суннитским теологом» и «основателем умозрительной теологии». Множество ученых, большинство из которых тюркского происхождения, написали ценнейшие произведения, в которых они приложили усилия для разъяснения его системы калама.
Это учение, являясь ханафитским, было принято большинством населения сначала Хорасана и Мавераннахра, а затем Средней Азии, Азия, Афганистана, Индии, Пакистана, Восточного Туркестана, Малайзии, Индонезии, Кавказа, России, Турции, Среднего Востока и мусульман других регионов, сохранившись, таким образом, до наших дней.В наши дни в исламском мире, а также некоторых университетах и теологическах факультетах Запада изучаются темы, связанные с личностью Матуриди и его учением, пусть и в ограниченных объемах, а в магистерских и докторских программах отдается время на изучение теории разума Матуриди.
Islam-Today