بسم الله الرحمن الرجيم
Любовь и Боязнь к Создателю всего сущего.
Воздаем хвалу Аллаху Роббиль иззат, к Нему только обращаемся за помощью, просим прощение и приносим Ему свое покаяние, надеясь на Его милость, взываем к Его защите от зла наших душ и греховных наших дел. Тот, кого поведет Аллах Субхана ва Тааля прямым путем, того никто не введет в заблуждение, тот же кого Аллах Табарока ва Тааля собьет, того никто не сможет наставить на путь Истины. Свидетельствуем, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха аззаваДжаля, и свидетельствуем, что Мухаммад соллалоху аляйхи ва салям Его раб и посланник, да благославит его Аллах Роббиль иззат, а также его семью, всех его сподвижников, и всех кто следовал по их пути до самого Судного дня.
В одном из хадисов, переданного Умаром ибн Хаттабом (радзи Аллаху анху), что их посетил Джибрииль аляйхи ва салям, задавал вопросы Мухаммаду соллалоху аляйхи ва салям, и сам на них давал ответы: «Что такое Ислям; что такое Иман; что такое Ихсан». Рассмотрим и поразмышляем на тему Ихсан. Это поклонятся так, как будто ты видишь Господа миров, а если не можешь достичь такого состояния, то ощущать, что Творец всего сущего тебя видит. Разум человека ограничен, величие Аллаха Субхана ва Тааля абсолютно, и не имеет никаких границ. Видеть Создателя Вселенной, а значить представлять Аллаха азза ва Джаля.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
Господь миров в суре «Совет» (Шуро) в 11 аяте говорит: «Нет ничего подобного Ему».
Тем более Создатель всего сущего обязывает нас верить в Невидимое (Гойб). Тогда предположим, что под поклонением «как будто ты Его видишь» это проявление любви к Аллаху Табарока ва Тааля. Но искренняя любовь, это означает очень глубокое чувство, которое без познания и твердого убеждения невозможно. То есть должна быть вера без малейшей доли сомнения в существования Господа миров – «якын»
«Якын» – ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца. Способность такого видения появляется вследствие очень сильной веры и соответствующего духовного очищения человека.
Только познав величие, совершенство, могущество, мудрость Творца; оглянувшись вокруг, увидев всю красоту всех земных творений, удивительную бескрайность Вселенной; осознать сложность и соразмерность нашего организма, все великолепие флоры и фауны нашей планеты, не может здравомыслящий человек, не возлюбить Создателя всего сущего. Наблюдая творения, мы познаем Всевышнего, уверовав мы обретаем любовь к Аллаху Роббиль иззат. Только, невежественные люди могут быть слепы к этой явной реальности.
يَاأَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ ۚهَلْمِنْخَالِقٍغَيْرُاللَّهِيَرْزُقُكُمْمِنَالسَّمءِوَالْأَرْضِۚلَاإِلَٰهَإِلَّاهُوَۖفَأَنَّىٰ تُؤْفَكُونََا
«О Люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него!» (сура Аль Фатыр, аят 3).
وَفِي أَنْفُسِكُمْ ۚأَفَلَاتُبْصِرُونَ
فِي السَّمَاءِ رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَوَ
«И на земле есть знамения для людей убежденных, да и в вас самих. Неужели вы не видите?» (Сура Аз зариат, аяты 21-22).
Потребность людей, нужда во всем естественном, что имеется в нашей повседневной жизни, все создано Аллахом Субхана ва Таала. Получим мы эти блага или нет, все напрямую зависит от воли Всевышнего. Всем, чем мы люди владеем, оно всегда обусловлено фактором времени, мы от рождения взрослеем, стареем, потом покидаем этот мир. Все живое и не живое, что нас окружает временно, и уйдет в небытие. Так почему у нас больше симпатий и любви к праху, а не к Тому, Кто все это создает и распределяет.
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» – (сура Иброхим, аят 34).
وَآتَاكُمْ مِنْ كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ ۚوَإِنْتَعُدُّوانِعْمَتَاللَّهِلَاتُحْصُوهَاۗإِنَّالْإِنْسَانَلَظَلُومٌكَفَّارٌ
Осознав величие, всемогущество Аллаха Табарока ва Тааля, признав свою немощность и порой беспомощность, человек обязан покориться воле Господа миров. Запретное явно, все обусловлено в нашей религии, не переходите эту грань, также выполняйте предписания Аллах Роббиль иззат, и вскоре шаг за шагом, вы приблизитесь к Творцу Вселенной.
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной (Мухаммадом соллалоху аляйхи ва салям), и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах прощающий, Милосердный». (сура Аль Имрон, аят 31).
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗوَاللَّهُغَفُورٌرَحِيمٌ
Не будет вера человека полноценной, пока он не возьмет образ и жизнь последнего Посланника соллалоху аляйхи ва салям, как образец и эталон для своей повседневной жизни, и будет строго держатся этого пути.
«Не будет уверовавшим никто из вас, пока не полюбит он Аллаха и Его Посланника больше всего остального» - хадис.
Пророк Мухаммад соллалоху аляйхи ва салям передал слова Создателя: «Когда Я смотрю в сердце раба, и если не нахожу в нем любовь к мирскому, то заполняю его сердце любовью ко Мне.»
Когда в сердце человека имеется жажда к мирскому, страсть к наслаждениям, будь то чревоугодие, или плотские потехи, в его сердце обязательно поселятся такие низменные чувства, как гордыня (кибр), показуха (рия, переходящая в лицемерие), зависть (хасад).
Поэтому в притязании на любовь к Аллаху Роббиль иззат кроется опасность. Праведник Фудайль ибн Айяд говорил: «Если тебя спросят: «Любишь ли ты Всевышнего Аллаха?», то храни молчание. Потому что, если ты ответишь отрицательно, то впадешь в неверие. А если ответишь утвердительно, то ведь ты не обладаешь качествами возлюбивших Аллаха Субхана ваТааля. Поэтому бойся гнева Аллаха азза ва Джаля». Другой алим говорил: «В Раю самые высокие блага предназначены для познавших и возлюбивших Господа миров. А в Аду нет наказания более сурового, чем предназначенное для тех, кто притязал на познание и любовь к Аллаху Табарока ваТааля, но у них ничего из этого не было.
Конечно, всякий верующий, делая намерения должен ставить высокие цели, но реальность нас обязывает более здраво смотреть на наши чувства и эмоции. Наша душа, является неотъемлемой частью нашего эго (нафса), и всегда стремится согрешить. Так если мы сведем на самый минимум свои недостойные поступки, не достигнув высокой любви к Господу миров, и не заслужив что Он нас полюбит, так с сегодняшнего дня и до конца своей короткой жизни, попытаемся хотя бы найти довольство нашего Создателя.
Второе условие при достижении степени Ихсана, ангел Джибрииль аляйхи ва салям сказал, что Аллах Роббиль иззат всегда тебя видет. Если за тобой наблюдает Всевышний, то обязательно всем нужно работать над своей богобоязненностью (такува).
Имам Ахмад Хамбал произносил такие стихи:
«Когда останешься один, не говори: “Остался я один
Нет! За тобою наблюдают.
Не думай, что Аллах хоть на мгновенье отвлечётся,
Как ни старайся, от Аллаха ничего не скроешь!»
ب وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ ۗوَتَزَوَّدُوافَإِنَّخَيْرَالزَّادِالتَّقْوَىٰۚوَاتَّقُونِيَاأُولِيالْأَلْبَا
«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура Аль Бакара, аят 197).
وَاتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ۖثُمَّتُوَفَّىٰكُلُّنَفْسٍمَاكَسَبَتْوَهُمْلَايُظْلَمُونَ
«И бойтесь дня, когда вы все вернетесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена» (сура Аль Бакара, аят 281).
Аллах Субхана ваТааля говорит, что Коран – это руководство для богобоязненных, если человек не обладает знаниями о религии Ислям, то, как он будет знать как следует боятся Творца Вселенной. Каждый верующий обязан знать, что Аллах азза ва Джаля запретил, отчего надо отказаться, чему нужно следовать, как должно поклонятся Господу миров.
«Истинной богобоязненностью, среди Его рабов, владеют только обладающие знаниями». (сура Аль Фатыр, аят 28).
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
Богобоязненность – это, степень полноценного, зрелого взаимодействия с исламом, иманом и ихсаном. Это знание и действия, сердечные побуждения и поведение. Это состояние, при котором устанавливается гармония во взаимодействии разума с сердцем и органами тела. И, наконец, это дар Аллаха Роббиль иззат тому, кто покорился Всевышнему, отстранился от всего запретного (то есть грехов), усердствовал в поклонении и творил добрые деяния.
وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْوَاهُمْ
«Тем, кто следует прямым путём, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность» (сура Мухаммад, аят 17).
Мухаммад соллалоху аляйхи ва салям говорил: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям».
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا
«А тому, кто боится Аллаха, устроит Он выход и даст ему средства к жизни, откуда он и не ждёт» (сура Ат-Талак, аят 5).
وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَىٰ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَفَتَحْنَا عَلَيْهِمْ بَرَكَاتٍ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли». (сура Аль Аъроф, аят 96).
Из этих аятов можно сделать однозначный вывод, богобоязненные люди, уже в этой жизни будут пожинать плоды своих праведных деяний, из безвыходного, трудного положения, Аллах Табарока ва Тааля покажет путь, помощь Создателя всегда рядом, только нужно полагаться на Аллах Роббиль иззат, и, конечно, проявлять терпение. Всевышний даст многие блага в земной жизни, и, конечно, человек обретет счастье в этой временной жизни.
Благоговейный страх можно испытывать только перед Всевышним Аллахом, но не перед людьми. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь людей, но бойтесь Меня» (сура Аль Маъида, аят 44).
فَلَا تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ وَلَا تَشْتَرُوا بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلًا
Мы люди очень часто ищем довольство людей, боимся огорчить кого-то из созданий Господа миров. Преследуя интересы нас окружающих людей, мы порой нарушаем законы Аллаха азза ва Джаля, иногда не вовремя выполняем предписания Творца Вселенной. Видя нравственные разлады в обществе, мы из-за боязни нас окружающих людей, не призываем к добру и не отстраняем от зла. Такие действия далеки от богобоязненности.
إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَنَهَرٍ
فِي مَقْعَدِ صِدْقٍ عِنْدَ مَلِيكٍ مُقْتَدِرٍ
«Поистине, богобоязненные окажутся (среди) садов и рек (и будут находиться в собрании) правдивости пред Всемогущим Властелином». (сура Аль Камар, аяты 54-55).
По причине такува Аллах Субхана ва Тааля обещает удовольствия Рая, что усиливается, словом «поистине», что нет сомнения будут наслаждаться плодами садов, реки разнообразных напитков, в обществе райских дев, но самой ценный дар, это лицезреть Аллаха Роббиль иззат. Стремление истинных верующих, которые любят и бояться своего Создателя, не избежание мук Ада, не услады Рая, а найти довольство Господа миров и, если получиться заслужить Его любовь.
Наша любовь к Творцу, мы можем почувствовать в своих поклонениях, если мы получаем наслаждение когда восхваляем Его в сажда, когда в жаркий день, мы довольствуемся восхвалением Аллаха Роббиль иззат, а не думаем о жажде, и утоления ее прохладной водой, когда мы с удовольствием тратим львиную долю своих сбережений на благотворительность. Когда наш нафс, стремится к греховному, а мы стараемся обуздать свои мысли, и уберечь свой взор, и всякие негативные желания, боясь ослушаться и нарушить границы запретного.
Автор статьи: Рузметов Еркин Эргашевич
(произносящий азан в мечети Миразиз ата).