Человек действует в пределах своих способностей и возможностей. С ними же будет связан его отчёт в Судный День. «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё…» (Сура «Аль-Бакара», 2:286, отрывок, смысл).
Да, от нас не потребуется отвечать за то, что было выше наших сил. Но! За всё дарованное при жизни, Аллах может спросить самый подробный ответ.
…Учился ли ты, чтобы быть полезным? Или терял время, занимая чьё-то место? Став лидером, достигал общих целей? Или важнее для тебя были личные? Всегда ли вовремя совершал намаз? Или, не найдя мечети рядом, пропускал молитву? …
Аллах даровал нам множество Милостей – от сил и времени до знаний и профессий. Мы должны применять дары Аллаха дозволенным образом, при этом используя их максимально. Т.е. стараться делать всё возможное в каждой конкретной ситуации. Это – одна из форм нашей благодарности Творцу, а также залог наших успехов. Посему задумаемся, зачем и как этого добиваться?
Зачем?
Уточняющий вопрос «Зачем?» порой нужно ставить себе не один раз. Мусульмане знают, что земные дела принимаются по нияту (намерению). Он должен быть единственным – ради Довольства Аллаха. Тогда ният заставляет замолчать нафс (самость, эго), отдаляет шайтана, освобождает душу от привязки к оценкам и реакциям других.
Человек остаётся «один на один» с Творцом, посвящает Ему своё усердие. Очевидно, что Аллах не оставит такого искреннего раба без Помощи: «[…]если он приближается ко Мне на ладонь, то Я приближаюсь к нему на локоть; если он приближается ко Мне на локоть, то Я приближаюсь к нему на руку; если он пойдёт ко Мне шагом, Я побегу ему навстречу» (отрывок из Хадиса-Кудсий, переданного имамами Бухари, Муслимом, Тирмизи, Насаи, Ибн-Маджа, Ахмадом).
Вся сложность в том, чтобы добиться правильного намерения в душе. Конечно, мы стараемся его не забывать, но остаётся вопрос – достигаем ли чистоты в своём нияте? Здесь и придёт на помощь то самое «Зачем?»:
- Хочу учиться медицине.
- Зачем?
- Чтобы стать доктором.
- Зачем?
- Чтобы быть полезным людям.
- Зачем?
- ……
Внутренний само-допрос посредством неумолимого «Зачем?», как старую краску, слой за слоем начнёт удалять из души стереотипы и лозунги, придуманные людьми или самим человеком. При честном отношении, в какой-то момент ответы станут исходить из самой глубины. Это может быть нелицеприятно, но поможет выявить, на какой выигрыш от задуманного дела, на самом деле, рассчитывает нафс – получить признание, насладиться чувством превосходства, ухватить меркантильную выгоду, оправдать себя в конфликте и т.д.
Отдавая отчёт в своём внутреннем состоянии, мы сможем избавиться от земных ожиданий, и значит, очистить душу для единственно-правильного нията. Ин ша Аллах.
Как?
Настойчивость в действиях нам достаточно понятна. Желание человека сделать всё возможное обычно появляется в вопросах, которые видятся ему крайне важными. Подобный подход является частью таваккуля (полагания на Аллаха) и заключается в ожидании результата от Аллаха при условии, что человек сделал всё, что было в его силах.
Однако, полагаться на Аллаха и стараться делать всё возможное необходимо в любом деле, пусть и в самом повседневном: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо […]» (отрывок из хадиса Пророка, Мир ему, переданного имамом Муслимом).
Очевидно, что работа «спустя рукава» вряд ли даст достойный результат. А ведь для выполнения любого дела Аллах даёт нам силы, знания, время, за использование которых и спросит. Что бы облегчить тот Спрос, человеку важно:
1) Заниматься делами и задачами, разрешёнными Исламом;
2) Выбирать пути решения, дозволенные Исламом и соответствующие общественным правовым и этическим нормам;
3) Бороться с ленью и проявлять честное, добросовестное отношение к своим делам и задачам.
Принципиально важно, что бы человек в своих амалях (полезных делах) до конца честно старался делать всё, что может. Ведь мы не знаем, в какой из возможностей заложен успех и баракат нашего дела. Поэтому, если остаётся хотя бы одна благая возможность – пусть слабая или трудно осуществимая – мы не должны её игнорировать, но наоборот нужно попытаться её реализовать.
Возможно, именно в ней реальная помощь Создателя. Тогда, ин ша Аллах, и в жизни мы получим желаемое, и на Отчёте сможет подтвердить: когда было нужно, я сделал всё(!) от меня зависевшее.
Представление мусульманина об успехе простирается за границы земного существования, до Ахирата (потустороннего мира). Победы при жизни могут считаться действительно успехами, только если принесут человеческой душе облегчение в Судный День. Поэтому на протяжении всего земного пути остаются бесспорно-важными правильный ният (намерение) и старательно-добросоветный подход.
Гузель Ибрагимова