Как распознать в себе признаки рия?

Как распознать в себе признаки рия?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Ввиду большой опасности, которая несет в себе рия, о чем сообщается непосредственно в аятах Священного Корана и хадисах Посланника Аллаха (мир ему), в источниках тасаввуфа и в книгах по ахляку данной тематике было уделено особое внимание.

Первым же ученым-богословом, кто занялся системным изучением рия был Харис бин Асад аль-Мухасиби, а его труд «ар-Рия ли хукукиллях» был посвящен данной тематике, где очень подробно было рассмотрены вопросы, что такое рия, каковы ее разновидности, существует ли взаимосвязь с намерением и искренностью, каковы психологические предпосылки рия и признаки ее появления, а также какие нравственные последствия несет в себе столь пагубный грех.

Мухасиби определил тяжелую и легкую степень рия, где тяжелая это когда человек совершает поклонение ради довольства людей, вместо того, чтобы совершать его ради довольства Создателя. Легкая же степень рия – это поклонение человека, который он совершает, как ради довольства Аллаха, так и для того, чтобы показать себя перед другими рабами Творца.

По мнению Мухасиби рия может проявляться в нижеследующих пяти вещах:  в самом человеке, в его внешности, в его словах, в его поступках и в попытке создать относительно себя имидж богобоязненного верующего в различных проявлениях его взаимоотношениях с обществом. К примеру, лицо человека может иметь признаки переживания и страха перед грядущим Судным днем, однако, это будет сделано лишь, для того, чтобы люди восприняли его весьма набожным и глубоко верующим человеком. Человек может выглядеть внешне истощенным, и ссылаться на то, что много поститься, хотя это и не так, или же не особо ухаживать за своей внешностью, чтобы показаться проводящим большую часть своего времени в поклонении и молитвах. Он может в свои речи включать сложные обороты и умные фразы, чтобы окружение восприняло его просвещенным и ученым. Также он может по долгу находиться на руку’ и сажда во время намаза, демонстративно восполнять посты.

Как пишет Мухасиби, люди падкие на мирское пытаются прикрыть свои слабости мнимой набожностью, а это еще хуже, нежели просто тяга к мирским благам. Газзали, будучи знаковой фигурой своего времени, оставившим глубокий след в истории Ислама, посвятил этой проблеме одну часть из сорока в своем труде «Ихъя», назвав ее «Страсть к положению и проявления рия». Имам Газзали указывает, что вред наносимый рия пропорционален ее размеру. И самое опасное, когда рия занимает место в сердце человека, и вместо покорности лишь Всевышнему Аллаху, он начинает проявлять покорность к другим Его рабам. Поэтому рия считается скрытой формой ширка. (Ихъя, III, 301-305) Суфии считали, что человек, проявляющий рия, уподобляется лицемеру. (Джамаледдин аш-Шазали, стр. 42, 43)

Избежать же рия, по мнению ученых-богословов можно совершая свои дела скрыто от других, так чтобы по возможности об этом никто не знал. Но это вовсе не значит, что правоверному запрещено совершать благие дела открыто, в некоторых случаях это даже необходимо. Всевышний Аллах повелел в аяте Священного Корана: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура аль-Бакара, аят - 271).  

К тому же есть некоторые виды поклонений, которые невозможно совершить скрытно. Совершать благие дела публично, имея намерение побудить своим примером к совершению подобных дел других людей, также считается поощрительным. Посланник Аллаха (мир ему) сообщил, что в таких случаях человек получает саваб как за свой благой поступок, так и за совершенный поступок другого человека, примером для которого он стал (Муснад, II, 397, 505; Муслим, Закят, 70; Абу Дауд, Суннат, 6). В любом случае, человек должен сохранять искренность в своих намерениях и делах.

Islam-today


ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: