Ввиду большой опасности, которая несет в себе рия, о чем сообщается непосредственно в аятах Священного Корана и хадисах Посланника Аллаха (мир ему), в источниках тасаввуфа и в книгах по ахляку данной тематике было уделено особое внимание.
Первым же ученым-богословом, кто занялся системным изучением рия был Харис бин Асад аль-Мухасиби, а его труд «ар-Рия ли хукукиллях» был посвящен данной тематике, где очень подробно было рассмотрены вопросы, что такое рия, каковы ее разновидности, существует ли взаимосвязь с намерением и искренностью, каковы психологические предпосылки рия и признаки ее появления, а также какие нравственные последствия несет в себе столь пагубный грех.
Мухасиби определил тяжелую и легкую степень рия, где тяжелая это когда человек совершает поклонение ради довольства людей, вместо того, чтобы совершать его ради довольства Создателя. Легкая же степень рия – это поклонение человека, который он совершает, как ради довольства Аллаха, так и для того, чтобы показать себя перед другими рабами Творца.
По мнению Мухасиби рия может проявляться в нижеследующих пяти вещах: в самом человеке, в его внешности, в его словах, в его поступках и в попытке создать относительно себя имидж богобоязненного верующего в различных проявлениях его взаимоотношениях с обществом. К примеру, лицо человека может иметь признаки переживания и страха перед грядущим Судным днем, однако, это будет сделано лишь, для того, чтобы люди восприняли его весьма набожным и глубоко верующим человеком. Человек может выглядеть внешне истощенным, и ссылаться на то, что много поститься, хотя это и не так, или же не особо ухаживать за своей внешностью, чтобы показаться проводящим большую часть своего времени в поклонении и молитвах. Он может в свои речи включать сложные обороты и умные фразы, чтобы окружение восприняло его просвещенным и ученым. Также он может по долгу находиться на руку’ и сажда во время намаза, демонстративно восполнять посты.
Как пишет Мухасиби, люди падкие на мирское пытаются прикрыть свои слабости мнимой набожностью, а это еще хуже, нежели просто тяга к мирским благам. Газзали, будучи знаковой фигурой своего времени, оставившим глубокий след в истории Ислама, посвятил этой проблеме одну часть из сорока в своем труде «Ихъя», назвав ее «Страсть к положению и проявления рия». Имам Газзали указывает, что вред наносимый рия пропорционален ее размеру. И самое опасное, когда рия занимает место в сердце человека, и вместо покорности лишь Всевышнему Аллаху, он начинает проявлять покорность к другим Его рабам. Поэтому рия считается скрытой формой ширка. (Ихъя, III, 301-305) Суфии считали, что человек, проявляющий рия, уподобляется лицемеру. (Джамаледдин аш-Шазали, стр. 42, 43)
Избежать же рия, по мнению ученых-богословов можно совершая свои дела скрыто от других, так чтобы по возможности об этом никто не знал. Но это вовсе не значит, что правоверному запрещено совершать благие дела открыто, в некоторых случаях это даже необходимо. Всевышний Аллах повелел в аяте Священного Корана: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура аль-Бакара, аят - 271).
К тому же есть некоторые виды поклонений, которые невозможно совершить скрытно. Совершать благие дела публично, имея намерение побудить своим примером к совершению подобных дел других людей, также считается поощрительным. Посланник Аллаха (мир ему) сообщил, что в таких случаях человек получает саваб как за свой благой поступок, так и за совершенный поступок другого человека, примером для которого он стал (Муснад, II, 397, 505; Муслим, Закят, 70; Абу Дауд, Суннат, 6). В любом случае, человек должен сохранять искренность в своих намерениях и делах.
Islam-today