Все мы слышали о враждебности шайтана по отношению к роду человеческому. И это вражда началась ещё со времени сотворения Адама (мир ему). Лишённый милости Всевышнего сатана поклялся вредить людям до Судного дня. Однако главным врагом человека является всё же иное творение Бога. Это нафс (эго). Сущность нафса раскрывается в книге Муфтия Дагестана, шейха Ахмада-Афанди «Благонравие праведников».
Поистине, нафс человека (эго) – это божественная тайна (латифа раббанийя), сущность которой невозможно постичь полностью. До момента проникновения в тело человека, нафс называют духом или рух. Когда по велению Всевышнего Аллаха дух соединяется с телом, он познает иное (Всё иное, весь остальной мир помимо Всевышнего Аллаха. – Прим.ред.) и тем самым отвлекается от своего Господа. Тогда между Всевышним Аллахом и нафсом возникает завеса, которая не позволяет нафсу приближаться к своему Создателю.
Известно, что по природе своей человеческий дух – это благородная сущность, ибо дыхание ангела даёт ей жизнь. Об этом нам поведал Посланник Аллаха ﷺ:
«Поистине, сотворение каждого из вас происходит в материнской утробе: в течение сорока дней – в виде капли, затем столько же времени – в виде сгустка крови, и потом ещё столько же – в виде кусочка плоти. А после к зародышу отправляется ангел, который вдыхает в него рух (дух). Одновременно с этим ангел получает веление записать четыре предопределения для этого создания: его удел (ризк), срок жизни, деяния и конечный исход (уйдет он из этого мира счастливым или несчастным)».
После того, как дух соединится с телом, формируется удивительное творение, которое называется инсан (человек). Аллах сделал человека своим халифом (наместником) на земле, чтобы он вел созидательный образ жизни. Проявляя заботу о человеческом нафсе, Всевышний ниспослал шариаты (своды законов). Ведь знание и нрав – это основы, на которых базируется совершенство нафса человека.
Поскольку предписания и веления Всевышнего Аллаха адресованы нафсу человека, и именно качествами нафса определяется праведность или порочность людей, то совершенствование человеческого нафса и есть главная цель ниспослания божественных Книг, пророков, посланников и установления законов.
Нафсу человека от природы присущи страсть, беспечность, подверженность разным жизненным ситуациям и влиянию плохих друзей – демонов из числа людей и джиннов, нафс постоянно совершает грехи. Следовательно, над нафсом необходимо работать, искоренять его изъяны, возникающие из-за совершения грехов, и избавляться тем самым от их вреда. Это возможно лишь посредством искреннего покаяния и возвращения к Всевышнему Аллаху.
По сути, нафсу человека свойственно скверное поведение. Так, он упорно противится соблюдать адабы (этические нормы), которые велено соблюдать рабу. Нафс – неотлучный враг человека.
Пророк ﷺ сказал: «Самый большой твой враг – это твой нафс, который находится внутри тебя». Поэтому тот, кто предоставляет своему нафсу волю в его наслаждениях и страстях, является соучастником нафса в своей погибели.
Праведники, поняв эту истину, указали на то, что корнем и основой каждого греха, беспечности, страсти и ширка (Различают два вида ширка: большой – придание сотоварища Всевышнему Аллаху – и малый – совершение деяний не ради Аллаха, а напоказ, ради каких-либо других корыстных целей. – Прим.ред.) является довольство своим нафсом. А основой повиновения Создателю, а также бдительности и воздержания от запретов является недовольство своим нафсом.
Малое деяние, совершенное с упованием на Милость Аллаха, лучше большого деяния с упованием на себя.
Разумный человек, который познал сущность своего нафса и осознал его низость, нужду, слабость, немощность и исход, приближающий к гибели его нафс, познает своего Создателя в таких атрибутах, как: Мощь, Бесконечность, Могущество, Величие, Гордость. Потому что именно Господь – Творец нафса, создавший его из ничего. Когда Всевышний Аллах обратился к Своим авлия (любимым рабам) и призвал их приблизиться к Нему, то Он указал им самый лёгкий и ближайший путь для этого. Таким путём является противостояние нафсу.
Всевышний Аллах обратился к одному из Своих любимцев во сне: «Враждуй со своим нафсом, ибо нет в Моем царствие иного творения, кроме него, которое ведёт со Мной тяжбу».
Нафс постоянно старается обрести качества, которые являются атрибутами Всевышнего, такие как: гордость, величие и власть над людьми. А этими качествами может обладать лишь Превеликий Создатель – Аллах, Пречист Он от всего недостойного Его.
Знайте, нафс окружен завесами (Преграды, мешающие познать Аллаха. – Прим.ред.) из нура (света) и мрака. К избавлению от этих завес и ведет путь мюрида, состоящий из призыва к борьбе с нафсом.
Главной частью этой борьбы является удержание нафса от пристрастий, для чего необходимо постоянно побуждать его противостоять желаниям и страстям.
Не думайте, что очистить нафс – дело легкое, что можно противостоять ему лишь силой разума, как полагают некоторые философы. Напротив, очищение нафса подобно лечению тяжелобольного, который должен находиться под постоянным наблюдением искусного врача, имеющего большой опыт. Так и очищение нафса возможно только под присмотром Пророка ﷺ или праведника (вали), у которого есть знание и опыт в этом деле.
Нет надежды на улучшение нафса, пока не очистится духовное сердце, которое является правителем тела человека. Ведь лишь посредством совершенствования морально-нравственных качеств правителя, становятся лучше и его подданные. Поистине, лечение нафса – дело трудное, и требует многократного повторения. Ведь нафс подобен упрямому животному, которое не будет повиноваться хозяину, если тот не будет держать его в узде.
Поистине, покорение нафса возможно тремя способами.
Первый способ – это лишение нафса всех его желаний и страстей. Как упрямое животное становится покладистым, если его меньше кормить, так и нафс становится покорным, если лишить его того, чего он хочет.
Второй способ – нагрузить его бременем ибадата (поклонения). Поистине, при уменьшении корма и увеличении тяжести груза упрямое животное, теряя силы, становится покладистым. Так же ведёт себя и нафс.
Третий способ – просить помощи у Всемогущего и Превеликого Аллаха в борьбе против своего нафса, умоляя Его о поддержке, ибо Он сотворил нафс и Он лучше знает его сущность и состояние.
Знайте, что Всевышний Аллах поведал нам путь борьбы с нафсом и разъяснил методы его очищения. Так, если врач расскажет о вреде любимых человеком явств, объяснив, что их употребление приведет к различным заболеваниям, то человек откажется от них, проявив силу воли и пойдя против своего нафса. Так неужели слова пророков, одаренных муджизатами (чудесами), и речь Всевышнего Аллаха в Писаниях менее значимы, нежели советы врача, знания и разум которого ограничены?!
О, если бы человек мог знать, что страшнее: страдания из-за отказа от пагубных привычек или муки в геенне огненной!
Знайте, в борьбе человека против своего нафса заключено много благ. А в следовании и угождении желаниям нафса кроется источник всех бед. В качестве довода достаточно привести единогласное мнение учёных и мудрецов всех времён: противостояние нафсу – ключ от всех благ, а основа всякого зла – покорное следование желаниям нафса. Помимо этого, учёные-богословы считают противодействие нафсу основой поклонения Аллаху, выделяя заклание нафса мечами противодействия как одну из важнейших задач тариката.