Передается от Шакика бин Ибрахима (да будет доволен им Аллах): Поистине Шакик бин Ибрагим (да будет доволен им Аллах) сказал: «У деяния должно быть три основы: первое - знать, что деяние от Аллаха и избавляться от восхищения самим собой из-за совершенного деяния. Второе - желать довольства Аллаха и избавляться от желаний нафса.
Третье - пребывать в надежде получить награду за деяние от Аллаха и избавляться от рия и надежды что-то получить от людей».
Благодаря этим трем основам, деяния будут искренними. Смысл слов Шакика (р.г.) - «знать, что деяние от Аллаха» - заключается в следующем: если человек будет знать, что Аллах - сделал его совершающим это дело, а не он сам, то поистине этим деянием он будет воздавать хвалу Аллаху, и не будет восхищаться самим собой.
Смысл слов Шакика (р.г.) - «желать довольства Аллаха за деяние» - в следующем: если у человека будет намерение получить довольство Аллаха за деяние, то он совершит его. Но если у него не будет желания совершить деяние ради Аллаха, то он оставит его, из-за боязни желаний нафса. Сказано в Коране: «Поистине, нафс является повелевающим зло».
Смысл слов Шакика - «пребывать в надежде получить вознаграждение за деяние от Аллаха» - в следующем: человек будет совершать деяние с искренностью и только ради Аллаха и не будет бояться слов людей. Поистине, сказали некоторые мудрецы: «Совершающему деяние необходимо учиться адабу (этике) у пастуха». Его спросили: «Каким образом?»
Они ответили: «Пастух, совершая намаз возле стада баранов, не будет желать их похвалы. Совершающему благие дела необходимо быть именно таким. Он будет надеяться на довольство Аллаха, где бы ни совершал дела, среди людей или в уединении». Сказали некоторые мудрецы: «Для того чтобы деяние было принято, необходимы четыре условия: первое - деяние должно быть совершено со знанием. Деяние без знания портит деяние.
Второе - совершение дел по намерению». Сказал Пророк (с.г.в.): «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям. Поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался обрести». Пост, намаз, хадж (паломничество), закят (милостыня) и другие дела не будут приняты без соответствующего намерения.
Намерение является главным условием для того, чтобы дело было принятым. Третье - терпение. Четвертое - искренность.
Из книги "Танбихуль гафилин"