Кааба, являющаяся причиной хаджа, была построена Ибрагимом и его сыном Исмаилом (алейхима салям) в Мекке. После завершения строительства, Джибриль (алейхи салям) показал им, как нужно совершать таваф и другие обряды хаджа, а Исмаил (алейхи салям) обучил этому жителей Хиджаза. Однако со временем, предписания религии, которую проповедовал Ибрагим, были забыты, и Мекка стала центром многобожия.
Форма совершения хаджа, которой местных жителей обучал Исмаил, постепенно претерпели изменения и приняли форму хаджа идолопоклонников. Многобожники во времена джахилии так же совершали хадж и таваф. В то время Мекка управлялась собранием, состоявшим из десяти членов, кроме того, в организации хаджа принимали участие и представители четырех других племен.
На род Хашимитов, к которому принадлежал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), была возложена обязанность по кормлению паломников и обеспечению их водой, кроме того, они являлись хранителями Каабы. Род Бану Абдуддар являлся хранителем ключей от Каабы и Дарун-Надва. Бану Науфаль управляли средствами, которые собирались для обеспечения паломников всем необходимым. Бану Сахм были хранителями даров, которые приносились Каабе. На род Бану Кинан была возложена обязанность встречать паломников.
А род Бану Гавс и Бану Адван, оказывали помощь паломникам на Арафате и в Муздалифе. В то врем хадж и умра совершались в соответствии с обычаями многобожников. Для того, что ежегодно хадж выпадал на весну, они переставляли местами некоторые месяцы. Из-за этого, в то время хадж выпадал на месяц Зульхиджа лишь один раз в двадцать четыре года, а в остальное время они совершали хадж в другие месяцы.
В первый день наступления сезона хаджа, паломники входили в ихрам, и в течение двадцати дней оставались на ярмарке Указ, а затем перебирались на ярмарку Маджанна, где оставались в течение десяти ночей. После этого, они отправлялись на ярмарку Зульмаджаз, где оставались в течение восьми ночей, после чего в день тарвии отправлялись на Арафат, где оставались пока солнце не приближалось к горизонту, и после этого спускались в Муздалифу. Ночь они проводили в Муздалифе, а с наступлением утра и до полудня, продолжали стояние на Арафате. После этого они отправлялись в долину Мина. Во время стояния на Арафате, и находясь в Мине, они не занимались куплей-продажей.
После бросания камней в шайтана и совершения жертвоприношения, устраивались различные собрания, на которых декламировались стихи и восхвалялись предки. Об этом обычае упоминается в следующем аяте: «Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того» (аль-Бакара 2/200). После того, как паломники возвращались из мины в Мекку, они останавливались в домах местных жителей, одаривая их за это подарками. Во времена джахилии арабы совершали таваф в голом виде, хлопая в ладоши и свистя. Отсутствие одежды символизировало очищение от грехов, совершенных в этой одежде.
После завершения тавафа, они совершали бег, между холмами Сафа и Марва. После этого, у идола Исаф, совершалось жертвоприношение, а кровью жертвенного животного, мазали стены Каабы. После этого, каждое племя посещало того идола, ради которого они входили в ихрам и чье имя они упоминали в тальбие. Рядом с этим идолом они стригли волосы, и выходили из ихрама. Во времена джахилии арабы поклонялись множеству идолов, самыми известными из которых были Лат, Манат и Узза, а так же поклонялись могилам своих лидеров, и установленным на них камням. С ниспосланием аята «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети.
Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (аль-Араф 7/31), было запрещено совершение тавафа нагишом. Кроме того, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в 9-м году хиджры, сказал: «С этого дня ни один многобожник не совершит хаджа, и никто не будет совершать таваф будучи обнаженным» (Бухари, Хадж, 67).
Islam-Today