Приветственный таваф является одним из рукнов (обязательных элементов) хаджа. Этот таваф называется «Ифада», и без него хадж будет недействительным. Таваф начинается от того угла Каабы, где находится Черный камень. Один полный круг называется «шавт».
Таваф состоит из семи кругов. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома» (аль-Хадж 22/29).
По единодушному мнению всех алимов, в данном аяте речь идет именно об этом тавафе. Приказ «пусть ... обойдут вокруг древнего Дома» является общим и касается абсолютно всех паломников, как тех, которые постоянно живут в Мекке, так и тех, которые приезжают из других мест. Для того, чтобы приветственный таваф был действительным, необходимо соблюдение двух условий:
1. Совершению этого тавафа должно предшествовать стояние на Арафате.
2. Этот таваф должен совершаться в определенное время. Время совершения приветственного тавафа начинается с рассветом первого дня праздника Курбан-байрам. Если этот таваф будет совершен раньше, то он будет недействительным, так как день, предшествующий первому дню праздника Курбан-байрам, предназначен для стояния на горе Арафат.
Нельзя выполнять один рукн в то время, которое предназначено для выполнения другого рукна. По мнению ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов, приветственный таваф может совершаться начиная со второй половины ночи, связывающей девятый и десятый дни месяца Зульхиджа (Касани, Бадаиус-Санаи, II, 127).
В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят следующий риваят, переданный от Айши (радыйаллаху анха): «В первую ночь праздника Курбан-байрам посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) отправлял свою жену Умму Саляму, чтобы она бросала камни в шайтанов, а затем совершила приветственный таваф» (Абу Давуд, Манасик, 66, 481).
По мнению имама Абу Юсуфа, имама Мухаммада, а также алимов маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, совершение приветственного тавафа в течение первых трех дней праздника является сунной. Но он может быть выполнен и в любое другое время на протяжении всей жизни. Однако беспричинное откладывание его совершения считается макрухом. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят следующий риваят, переданный от Абдуллаха ибн Аббаса (радыйаллаху анху): «Один из сподвижников спросил у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям):
- Я совершил приветственный таваф до того, как бросил камни в шайтана. Можно ли так делать? Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда. Другой сподвижник спросил:
- Я остриг волосы до того, как совершил жертвоприношение. Можно ли так делать? Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда. Еще один сподвижник спросил:
- Я совершил жертвоприношение до того, как бросил камни в шайтанов. Можно ли так делать? Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда» (Бухари, Айман ван-Нузур, 15, 226). Как мы видим из этого риваята, совершение тех или иных обрядов хаджа раньше или позже других не требует никакого наказания.
Тем более, что нет никакого доказательства в отношении крайнего срока совершения приветственного тавафа. По мнению Абу Ханифы, совершение этого обязательного тавафа в первые три праздника является ваджибом.