Ибадат – это восхваление и возвеличивание Аллаха Всевышнего, а также выражение благодарности Ему, совершаемое в той форме, в какой Он приказал это нам. Человек, которого Аллах Всевышний благодаря своей щедрости и милости наделил бесконечными благами, обязан быть благодарным своему Творцу. А выразить эту благодарность можно лишь посредством поклонения (ибадата).
Человек, поклоняющийся своему Господу и выражающий Ему свою благодарность, приводит свою жизнь в полное соответствие с повелениями Аллаха. Посредством этого раболепия человек обретает истинное достоинство, становясь человеком с большой буквы. Ведь целью создания человека является то, чтобы он удостоился чести поклоняться своему Создателю. Поэтому Аллах Всевышний говорит в Коране: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат 56).
В другом аяте говорится: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакара 2/21-22).
Да, Аллах Всевышний в наилучшем и самом совершенном виде создал небеса со звездами и Солнцем, землю, моря и реки. Душа человек была наделена элементами, каждый из которых ценнее Вселенной. Человеку были дарованы глаза, позволяющие видеть красоту и совершенство; язык, способный различать разные вкусы; и разум, способный размышлять и постигать знание. А также человеку была дана совесть, которая способна ценить все виды духовных и материальных благ, которыми наделен человек. Благодаря разуму, человек способен постичь, что он был создан не только для жизни в этом мире, и что его существование не является бесцельным и лишенным обязанностей и ответственности.
Благодаря совести, человек знает, что за все эти бесчисленные блага, он обязан восхвалять и благодарить своего Господа. Даже если представить себе, что человек с точки зрения религии не был бы обязан совершать поклонение, то его разум, сердце и совесть повелели бы ему поклоняться и быть покорным Аллаху. Так как разум, сердце и совесть способны обрести успокоение только в поклонении. Совершенно очевидно, что Аллах, являющийся властелином и хозяином абсолютно всего, не нуждается в нашем поклонении, а нуждаемся в нем именно мы сами.
И если в день великого суда наш Всевышний Аллах спросит нас: «О, Мои рабы! Я создал вас из небытия и наделил вас нескончаемыми благами, удовлетворяющими все ваши потребности. В мирской жизни Я был вместе с вами посредством моей милости и щедрости. С кем были вы, в это время? Кому вы поклонялись и кого благодарили в то время, когда только Я достоин поклонения и благодарности?». Что мы ответим? Разве страдания от стыда и позора перед нашим Господом, не будут мучительней, чем страдания от огня Ада? Именно это чувство стыда и позора заставит неверующих сказать в тот день: «Ах, если бы мы стали землей». Да, ислам не является лишь какой-то теоретической системой.
Во многих аятах Корана после упоминания веры сразу упоминается совершение благочестивых деяний, которые являются следствием этой веры.
Целью прихода к людям пророков, было научить людей основам веры и основам ислама. То есть донести до них истину существования и единственности Аллаха, и обучить их тем обязанностям, выполнение которых сделает их веру совершенной, так как вера способна достичь совершенства лишь посредством поклонения. Ценность раба перед Аллахом зависит от степени его щепетильности в вопросах поклонения.
Islam-Today