Никто не вправе спрашивать Аллаха Всевышнего о том, что Он делает. В Куръане по этому поводу говорится: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (аль-Анбийа 21/23). Однако мы – люди, в данном вопросе, как и в любых других, хотим получить ответ, который бы успокоил наше сердце и наше любопытство.
Поэтому невольно на ум может прийти такой вопрос: «Зачем Аллах создал шайтана? Разве создание зла, не является злом?». Аллах Всевышний не создает что-либо, чтобы оно стало злом, наоборот, все, что Он создает, создается во благо. Наоборот, это мы обращаем во зло то, что Аллах создал во благо. Например, шайтан создан из огня, и поэтому для нас лучшим примером в данном вопросе является огонь. Создание огня не является злом, однако прикосновение к огню является злом.
Если человек возьмет огонь под свой контроль, то сможет извлечь из него большую пользу, в противном же случае огонь может причинить большие убытки. В качестве другого примера можно привести дождь. Дождь заключает в себе огромное благо, особенно в засушливых местах. Но если кто-то не предпримет необходимых мер предосторожности, вследствие чего дождь нанесет ему вред, то это не будет означать, что создание дождя не является благом. Аллах Всевышний создал ангелов, которые не способны совершать грех, и животных, которые лишены какой-либо ответственности.
Помимо этих двух видов существ, Аллах Всевышний так же сотворил и людей, которые способны превзойти ангелов в совершенстве, а так же способны оказаться ниже, чем самое ничтожное животное. И вот здесь, для того, чтобы человеку был открыт путь к совершенствованию, необходим шайтан, как инструмент испытания. Мирская жизнь является пашней вечной жизни.
Рай и Ад, которые являются местами пребывания людей в ахирате, представляют собой плоды, которые взращивал человек в мирской жизни, посредством своих поступков и своей веры. Те, чья жизнь прошла в вере и совершении благочестивых деяний, окажутся достойными войти в Рай. Те же, кто избрал в мирской жизни противоположный путь, окажутся в Аду. Если человек не покорится шайтану и своему нафсу, то тем самым он будет совершенствоваться духовно и сможет достичь степени, находящейся выше степени ангелов. В противном же случае человек окажется ниже той степени, которую занимают животные. Как известно, основой алмаза и угля является углерод. Однако вследствие разницы в строении цепочки атомов, один стал алмазом, а другой стал углеродом.
Точно так же и у всех людей одна основа. Все люди наделены одинаковыми физическими и духовными возможностями. Однако разница заключается в том, что одни люди используют эти возможности в правильном направлении, а другие в неправильном. Вследствие чего души одних людей становятся алмазами, а души других людей подобны углю.
Другой стороной данного вопроса является следующее: так же как человек наносит самому себе вред, следуя за шайтаном, так и шайтан, в соответствии с принципом «ставший причиной совершения греха подобен совершившему этот грех», с каждым разом возлагает на себя все большее бремя ответственности, увеличивая себе тем самым наказание в Аду.
Если бы Аллах Всевышний пожелал, то Он мог бы и не предоставлять шайтану такой возможности. Тогда эта роль была бы возложена на нафс человека. Но результат остался бы неизменным. Возможность сбивать людей с истинного пути, которая была предоставлена шайтану, стала для него причиной самого большого убытка и вреда.
Islam-Today