Недавно ко мне с просьбой обратился один друг. Он рассказал, что прошел несколько стадий своего развития, и в каждой стадии он добавлял новые акты поклонения в повседневную жизнь. Сначала он начал выполнять пятикратный фард-намаз, потом сунну, потом добавил нафиль намазы, потом тахаджуд, и пост по понедельникам и четвергам.
Его беспокоило то, что несмотря на то, что он усердствовал в своем поклонении, он не испытывал от этого удовлетворения, это давалось ему тяжело, и ему казалось, что он застрял на одном месте. Я долго думала о его ситуации и его попытках саморазвития, в это время я как раз читала «Рияд аль-салихин». И глава, которая меня покорила, стала и ответом на его ситуацию. Это глава о благом нраве.
Возможно, иногда мы не нуждаемся в увеличении нашего поклонения, а в совершенствовании его качества посредством совершенствования того, что благо, и отношений с людьми. Сообщается, что когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о пророке (мир ему), он сказал: «Я никогда не касался шелков, которые были бы мягче руки посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не вдыхал аромата мускуса или иных благовоний, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он ни разу не сказал мне: «Уфф», и даже когда я что-то сделал не так, он не сказал мне: «Почему ты так сделал?», а если я что-то упустил, он не говорил мне: «Почему ты это не сделал?» (Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене» (Тирмизи). Аиша говорила: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Посредством благого нрава верующий может обрести такой же статус, как тот, кто соблюдает пост и молится ночами».
Согласно одному из толкователей данного хадиса, тот, кто совершает намаз ночью и соблюдает пост днем, борется со своими желаниями, и тот, кто взаимодействует с людьми, проявляя при этом благой нрав, также противостоит своим желаниям, учитывая разнообразие людей, поэтому пост, намаз и проявление хорошего нрава приравниваются по значимости.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я обещаю дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав, дом в середине Рая тому, кто оставит ложь, даже если это в шутку, и дом на вершине Рая тому, у кого будет хороший нрав» (Абу Дауд). Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не сообщить ли вам о том, кого из вас я буду любить больше всего, и кто из вас будет ближе всех ко мне в День воскресения?
Самый благонравный из вас». Аиша сообщила, что пророк (мир ему) сказал: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем бы то ни было иным» (Муслим).
Сайида Хайат