Прежде всего, следует помнить одну истину: правом требовать с кого-то отчета обладает только Аллах Всевышний. Ни у кого из созданных нет права спрашивать Его о чем-то или требовать у Него отчета. Только Он является абсолютным властелином всего и единственным судьей. И всем, что принадлежит Ему, Он распоряжается так, как пожелает. Однако Аллах Всевышний справедлив, мудр и милосерден, поэтому все его действия мудры и справедливы.
В судный день человеку будет предъявлено лишь то, что он действительно совершил, ему будет предъявлена книга его деяний, в которой будет записано абсолютно все, что он совершил в этой жизни, поэтому у человека не будет уже возможности оправдаться или увильнуть от ответственности.
Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (аль-Бакара 2/286). В этом аяте ясно говорится, что Аллах Всевышний не возлагает на своих рабов то, что им не по силам. И для того, чтобы успешно пройти испытание в этой жизни, Аллах Всевышний даровал каждому человеку разум.
Что же касается отчета в судный день, то по этому поводу Аллах Всевышний говорит: «В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями. Тогда те, кому книга будет вручена в правую руку, прочтут ее, и к ним не будет проявлено несправедливости даже величиной с финиковую плеву» (аль-Исра 17/71). «(Каждому человеку будет сказано) Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (аль-Исра 17/14). «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (Йа-Син 36/65).
Из этого аята следует, что у человека в Судный день не будет возможность для лживых оправданий, так как его уста будут запечатаны, а свидетельствовать против него будут части его собственного тела. В одном из хадисов говорится: «В Судный день Аллах Всевышний скажет рабу: «Сегодня в качестве свидетеля достаточно тебя самого и ангелов, записывавших твои деяния». После это уста раба будут запечатаны, а его руки, ноги и прочие части тела расскажут о том, что он совершал в мирской жизни» (Муслим).
Islam-Today