Для начала хотелось бы привести несколько хадисов, касающихся данного вопроса: «Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вышел, чтобы сделать дуа о ниспослании дождя, то повернулся в сторону киблы» (Бухари, Истиска, 4; Муслим, Истиска, 2).
«В день битвы при Бадре посланник Аллаха делал дуа, повернувшись к кибле» (Муслим, Джихад, 58/1763). Что касается хукма и мудрости обращения в стороны киблы во время дуа, то по этому поводу можно сказать следующее:
1. Обращение в стороны киблы при совершении дуа, является сунной.
2. Обращение к кибле является одним из условий намаза, который в свою очередь представляется собой квинтэссенцию всех видов поклонения. Дуа также является поклонением. Поэтому условие обращения в сторону киблы является действительным и для дуа. Единственное отличие состоит в том, что обращаться в сторону киблы во время дуа является не фардом, а сунной.
3. Кибла на земле является символом единства Аллаха Всевышнего. Обращение к кибле символизирует собой обращение к единственному Творцу и Богу, которым является Аллах Всевышний. Дуа является примером искреннего поклонения и выражения того, что кроме Аллаха нет другого Господа и помощника. Поэтому обращение во время дуа в сторону киблы полностью соответствует ее символическому смыслу.
4. Как уже стало понятно, обращение к кибле во время дуа необязательно, однако желательно. Одной из граней мудрости этого является то, что во время дуа необходимо находиться в состоянии смирения и покорности перед Аллахом Всевышним. На это обращается внимание в следующем аяте: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом, про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (аль-Араф 7/205).
Для того, чтобы полностью собраться и сконцентрироваться во время дуа, человеку необходимо всем своим естеством обратиться в одну сторону. А самой лучшей из сторон, в которую может обратиться человек, является кибла, то есть Кааба.
Islam-Today