По мнению имама Газали, салям в конце намаза отдается с намерением приветствовать присутствующий джамаат и ангелов (Газали, Ихъйа, 1/673). По мнению некоторых других алимов, салям в конце намаза отдается в том числе и джиннам-мусульманам.
Эти алимы говорили: «Салям в конце намаза дается с намерением приветствия ангелов, находящихся справа и слева от человека, а также присутствующих мусульман из числа людей и джиннов» (Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/673). В риваяте, переданном Джабиром ибн Самурой (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для любого из вас достаточно положить свои руки на бедра и затем дать салям направо и налево своим собратьям» (Муслим, Салят, 120-121).
Человеку, который совершает намаз в одиночку, во время саляма достаточно иметь намерение приветствовать ангелов. Салям имеет следующий смысл: «Я не причиню вам никакого вреда. Рядом со мной вам ничего не угрожает, и вы находитесь в безопасности. Я не совершу ничего такого, что могло бы причинить беспокойство ангелам, людям или джиннам.
Все мы братья и рабы Аллаха...». Приветствие салямом человека, прибывшего из другого места, представляет собой одно из обрядовых знамений ислама, являющихся сунной. Как известно, намаз – это мирадж верующего. То есть, совершая намаз, человек возвышается.
Когда же человек заканчивает свой намаз, то он как будто возвращается из мираджа. То есть становится подобен тому, кто вернулся из путешествия на родину, поэтому он и приветствует других людей салямом. По мнению некоторых алимов, салям, который мы отдаем в конце намаза, предназначен для ангелов, которые записывают слова и поступки человека, и находятся справа и слева от него.
Islam-Today